rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Главный привал донских армян

Сегодня мы завершаем первую прогулку по Ростову, кото­рый еще не стал Ростовом. Как вы помните, сейчас у нас на календаре 1797 год. И мы через Георгиевские ворота выходим из крепости святого Димитрия Ростовского, направляясь к На­хичевани.

Перед нами две дороги. Одна новая, короткая, по ней мож­но попасть на главную улицу Нахичевани - Соборную. Другая - старая, подлиннее. Она приведет нас к берегу Дона, к бывшей слободе Полуденка, с которой и начал расти новый город почти двадцать лет назад.

Предлагаю выбрать второй путь. Через обновленные кварта­лы Полуденки пройдем берегом реки, чтобы, как и в случае с крепостью, познакомиться с городом «снизу доверху». С собой у нас две карты - уже известная копия около 1781 года и гораздо более поздняя - 1811 года. Понимая их неполное соответствие времени нашего путешествия, будем восприни­мать их как подспорье, как ориентир.

35Пока идем по степи к Полуденке, вспомним, с чего Нахиче­вань начиналась.

В результате успешно завершенной русско-турецкой войны 1768-1774 годов удалось не только освободить от турок все северное Приазовье, но и добиться отпадения Крымского ханства от Тур­ции. Однако для полного утверждения на Черном море России необходимо было присоединить Крым. Опасаясь дипломатических осложнений с западноевропейскими государствами, она выбрала путь экономического ослабления ханства. С этой целью было пред­принято массовое переселение христианского населения Крыма -более 31000 греков и армян, основных налогоплательщиков хана, в руках которых находилась большая часть промышленного произ­водства, земледелия и торговли.

Осуществить это сложное предприятие выпало А.В. Суворо­ву. «Он сразу же берется за дело и устанавливает непосред­ственные связи с греческим и армянским духовенством, разда­ет обещания, дает необходимые указания, принимает делега­тов армян, читает наставления, словом, оживляет подготови­тельные работы». (См. В.Б. Бархударян. «История армянской колонии Новая Нахичевань», «Айастан», 1996 г.)

В свою очередь, посланцы армян побывали в Приазовье, вы­бирая наиболее удобные места для поселения. Выбор их пал на территорию, примыкавшую к крепости святого Димитрия Ростовского. Факты свидетельствуют, что крымским армянам эти земли были хорошо знакомы издревле, позднее многие из них жили и вели торговлю в крепостных форштадтах.

Большую роль в переселении армян на Дон сыграли дворя­нин Ованес Лазарян, имевший доступ к царскому двору, и Овсеп Аргутян (Иосиф Аргутинский), предводитель епархии рос­сийских армян.

Представительная делегация армян обратилась с соответству­ющим прошением к Екатерине II. В царской грамоте от 14 ноября 1779 года говорилось: «Для удобнейшего поселения вашего отвести в Азовской губернии особенную от прочих селений округу крепости святого Димитрия Ростовского...»

Это была очень сложная и дорогостоящая операция. Но все ее перипетии, нередко драматические, ко времени нашего ви­зита в 1797 году были, в основном, успешно преодолены. Го­род получил название Нахичевани - по аналогии с Нахичева­нью в Закавказье и одноименным армянским городом в Кры­му. «Название Нахичевань следует понимать не как первый - «нах», привал - «ичааан», а как первенствующий (главенствую­щий) среди окружающих его населенных пунктов - «аванов». Оно отвечало функциональной роли города как населенного пунк­та мирной жизни во вновь созданной армянской колонии на Дону, включавшей также пять селений, расположенных под за­щитой русских крепостей иоборонительных сооружений». (См. О.Х. Халпахчьян. «Архитектура Нахичевани-на-Дону», «Айастан», 1988 г.)

Но пора прервать воспоминания. Углубившись в них, мы чуть не пропустили расположенные у города «инженерный лазарет» и печь по обжигу извести («извезная печь»).

Перед нами на пустыре справа встает в обширной ограде церковь Григория-великомученика, окруженная садом... Здесь на праздник святой Троицы ежегодно устраивается трехднев­ная ярмарка. Но сегодня тихо, до вечерней службы еще дале­ко... А мы продолжаем путь.

Чуть дальше, уже на городской окраине, - церковь святого Николая-чудотворца. Обратите внимание на ее колокольню: она имеет вид двухъярусной вышки с многоколонной звонницей - совсем как это делается в Армении. А вот колонны по сторо­нам входных дверей, оконные и дверные наличники и венчаю­щие карнизы выполнены в формах русского классицизма.

Наконец, мы на донском берегу. Здесь нас встречает множе­ство лавок с самыми разнообразными товарами, в их числе «магазины для продажи вина и протчего». На берегу располо­жены, в основном, кофейни, столь любимые деловыми людьми и молодежью, хотя большинство их «небольшие, неудобные, всегда накуренные». Конечно, наиболее солидные встречи про­исходят в гостиных и постоялых дворах. Они в центре города, к ним мы еще придем.

Кстати, мы только что прошли мимо небольшого строения на несколько комнат, в котором, здесь на берегу, размещался после основания города первый магистрат: городской голова, суд, полицейское управление. Но как только было налажены произ­водство кирпича и добыча ракушечного известняка, временное здание заменили новым. (См. О.Х. Халпахчьян. Указ. соч.)

Вот так у нас появляется несколько поводов подняться в центр города.

Окинув взглядом еще раз прибрежную полосу, порадуемся ее бурной жизни (здесь даже фабрики разместились, где изго­товлялись шелковые и бумажные ткани, а также мастерские ремесленников), полюбуемся садами и виноградниками. Теперь в центр, к собору Григория Великого, к магистрату.

Не в пример хаотичной застройке Ростова, Нахичеван стро­ился по плану. Его автором называют известного русского зод­чего И.Е. Старова, который проектировал ряд городов на юге России. Возможно участие в планировке города уже известного нам А.И. Ригельмана. Как комендант и строитель крепости Свя­того Димитрия, он много внимания уделял благоустройству всего округа.

Планомерность застройки сказалась уже на выборе названий улиц. Основные продольные улицы получили имена расположенных на них храмов – Соборная, Георгиевская, Софиевская и другие, а поперечные, возможно, по аналогии с названиями улиц Васильевского острова в Петербурге – именовались лини­ями, от Верхней и Нижней Нольных в бывшей Полуденке до 29-й и 40-й. Для облегчения ориентировки линии, идущие от главной Соборной улицы на юг, к Дону, получили нечетные номера, идущие на север – четные.

Геометрически правильные площади и прямые улицы позво­ляют легко ориентироваться в застройке. Из любой точки в квадрате от первой до последней линии и от береговой улицы до противоположной на севере можно дойти до центра за 12-15 минут…

Говорите, 15 минут уже прошли? Вот видите – я прав! Мы на Бульварной площади, у двухэтажного здания магистрата. А прямо перед нами собор святого Григория Великого. Рядом с ним с севера - «застроенный из плитного камня и покрыт черепицей Гостиный двор, в коей застройке капитана Ивана Абрамова лавок сорок да Арутюна Иванова лавок же двадцать…». Южнее собора – временные деревянные лавки (мы-то знаем, их вскоре также заменили добротные каменные магазины). И вообще – уже на плане 1781 года можно было подсчитать, что из 264 кварталов, намеченных к застройке, 201 освоен полнос­тью, некоторые частично. Ко времени нашего визита в Нахичевань таких участков осталось совсем немного.

Для «главного привала» донских армян было отведено земли в четыре раза больше площади крепости и в пять раз больше, чем вместе занимали Солдатский и Доломановский форштадты.

На главной площади Нахичевани мы закончим свою первую прогулку по Ростову, которому еще предстоит стать Ростовом. Но благодаря календарю мы еще не один день проведем здесь, на рубеже XVIII и XIX веков. Нас ждут такие увлекательные встречи и знакомства!

1 сентября 2000г., ВР.
.