Первая прогулка по Ростову двести лет назад, на рубеже XVIII и XIX столетий, дала нам самые разнообразные впечатления, заставила снова обратиться в архивы, взяться за книги, многие из которых давно уже стали редкостью.
Мы видели и в крепости святого Димитрия Ростовского, и в ее форштадтах, и в Нахичевани (трех составных частях будущего Ростова-на-Дону) людей нескольких национальностей. Так уже в ту пору было положено начало строительству общего дома разных народов, которым в конце концов стал наш родной город.
Общеизвестно, что национальный идеал красоты люди воплощают в женщине. И то, что века спустя поэт сформулировал чеканно: «Ростовчанки - женщины всемирной красоты», — закладывалось в те годы, когда на Дону происходило причудливое смешение народов.
Каким же было население будущего Ростова? Оно не могло быть многочисленным. Ведь в первые годы XIX века большинство городов Российской империи имело 1000-5000 жителей, таких в стране насчитывалось 374. И только в 14 городах проживало свыше 20 тысяч человек. Мы сейчас увидим, что Ростов (суммарно) со времени основания был не в числе последних.
Гарнизон крепости святого Димитрия Ростовского составлял около пяти тысяч солдат и офицеров. В основном это были русские служивые, хотя на строительство ежегодно присылали несколько сотен солдат из украинских полков. И многие из них затем осели здесь навсегда. Как уже упоминалось, в кавалерии крепости нес службу и отряд калмыков, которые, как и казаки-доломаны, проживали в Доломановском форштадте.
Население в форштадтах пестрое - русские, украинцы, греки, армяне, персы; семьи служилых, торговцев, работный люд.
Поселок, образовавшийся из форштадтов, был, как уже упоминалось, «камышовым» - строения каменные наперечет, жилища в основном из дерева и камыша.
«Всего-то жителей в нем до назначения его уездным городом было лишь 1788 душ, - отмечал А. Ильин в своей «Истории города Ростова-на-Дону» (1909 г.). - Но рос этот поселок с поразительной быстротой. О том, как быстро заселялась эта местность, лучшим свидетельством может служить число церквей, бывших в крепости... Из указа Новороссийской духовной консистории за 1800 г. видно, что в конце XVIII столетия были следующие церкви: Соборная, Покровская (ныне существующая), Казанская, Николаевская, Рождество-Богородичная (в то время называвшаяся купеческою, старый собор) и Всесвятская. Нельзя допустить мысли, что устройство этих церквей было вызвано без особой нужды, ибо здесь селился народ простой, не денежный, для которого каждая копейка была дорога».
Наблюдение весьма красноречивое и верное!
Известно, что среди казаков было немало беглых из центральной России, а основную часть солдат крепости составляли крепостные крестьяне. Но в свободное от службы время они здесь имели возможность видеть жизнь людей, свободных от крепостной зависимости.
Эту особенность нового города чуть позже нашего пребывания в форштадтах увидел и подчеркнул французский инженер и путешественник Омер де Гелль: «Смешанное население, состоящее из русских, греков и казаков, совершенно не походит на холодных, рассчитывающих свои действия, дисциплинированных совсем на военный образец русских… Влияние долгое время бывшего свободным населения отразилось даже на канцелярских чиновниках. Вы не встретите здесь того высокомерия и самодовольства, которые отличают в России эту мелкую аристократию… Здесь полное смешение национальностей вкусов, идей... Это таинственное влияние, которое казаки оказывают на русских, стоит того, чтобы на него обратить внимание...» (См.В. Сидоров. «Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону», т. 4.)
К этому времени крепость, одной из задач которой и было сдерживание казаков в государственной узде, уже полностью обстроилась, раскинулась широко. Кроме «казенных зданий», в ней размещаются дома купцов и духовных лиц, 27 лавок, 4 харчевни, два питейных дома. Всей этой «сферой обслуживания» пользуются не только постоянные жители крепости, но и население форштадтов. Ведь его бытовыми проблемами заниматься коменданту цитадели недосуг, он отвечает только за дела в крепости, хотя она теперь и значится центром Ростовского уезда.
А вот Нахичевань, в силу объективных причин, заселялась и застраивалась по-иному.
«Известно, что в Южном крае страны рост населения в значительной мере обеспечивался за счет безземельных крестьян, прибывающих из центральных губерний России, которые находили здесь работу и обосновывались в богатом землями бассейне Дона. Существование автономии армянской колонии... препятствовало обоснованию в армянском округе пришлых извне людей. В земельном вопросе донские армяне рьяно защищали свои права, старались сохранить свои угодья неизменными и запрещали селиться на своих традиционных землях всем приезжим, в том числе и армянам, прибывшим из других мест». (См. В.Б. Бархударян. «История армянской колонии Новая Нахичевань», Ереван, 1996 г.)
Таким образом, увеличение населения Нахичевани шло только за счет естественного прироста и окрестных армянских сел, но все же довольно быстро. Если при заселении Нахичевани здесь было три тысячи жителей, то в 1797 году уже 5311 человек. Автономия армянской колонии не позволяла вербовать рабочих извне, но с другой стороны армянские крестьяне обладали собственными наделами, были свободны от крепостной зависимости, что, конечно, было не по нраву самым богатым и влиятельным нахичеванцам - они пытались закрепостить крестьян, искали возможность узаконить это. В 1798 году Иосиф Аргутинский с негодованием писал из Петербурга одному из духовных руководителей Новой Нахичевани о том, что богачи колонии пытаются по примеру русских помещиков закрепостить свободных земледельцев, нарушая тем самым ряд положений грамоты Екатерины II.
За несколько лет до описываемого времени Дон посетил известный русский естествоиспытатель, географ и путешественник академик Петр Симон Паллас. Он так писал о Нахичевани: «Большая часть жителей живет в хорошеньких каменных домишках, крытых черепицею... Дома поставлены довольно далеко друг от друга и снабжены всеми необходимыми удобствами». Далее Паллас описывает, как выглядят деревянные дома: «они обмазаны глиной, покрыты черепицей и, таким образом, гарантированы от огня». (См. В. Гаврилова, С. Дудник. «Из истории армянских поселений на Дону» в сб. «Богатый колодезь», Ростиздат, 1991 г.)
Как известно, жителям крепости и форштадтов, а затем и Нахичевани было запрещено заниматься хлебопашеством и скотоводством - это было обязанностью крестьян окрестных сел, прежде всего армянских. Оттуда и поступали в крепость и города продукты питания. И постепенно Нахичевань становится главным производителем и поставщиком, как мы бы сейчас сказали, всевозможных товаров народного потребления, а также широко развитой сферы услуг. Об этом мы поговорим подробнее при рассказе об экономике города тех лет. Сейчас же только сошлемся на свидетельство уже знакомого нам академика Палласа: «Большая часть его жителей состоит из купцов и ремесленников, в числе коих есть кожевники, портные, кузнецы, ткачи, столяры, горшечники и т.д.; булочники пекут отличный ржаной и пшеничный хлеб...»
Так, на рубеже XVIII и XIX веков, всего за несколько лет до того, как император Александр 1 назовет Ростовом город, родившийся у крепости святого Димитрия Ростовского, на донском берегу сложилось весьма своеобразное сообщество людей разных национальностей. Было оно довольно велико - в крепости и ее форштадтах вместе с городом Нахичеванью проживало почти 15 тысяч жителей.
Это были наши не так уж далекие предки. Именно они в постоянном ратном и мирном труде выработали в себе и своих детях, внуках, правнуках черты характера, по которым ростовчан узнают везде, - трудолюбие и предприимчивость, отвага до безрассудства в достижении поставленной цели, хитринка и ловкость, верность любви и дружбе. А еще - широта души и неистребимый юмор, без чего жить просто невозможно!
8 сентября 2000г., ВР.
|