До 1790 года на Дону не было государственных учебных заведений. Несколько небольших казачьих школ, готовивших в основном кадры «в надежду свящества" (для церкви), школа кантонистов в крепости, строительство школ армянскими переселенцами - вот и вся «система образования» у нас в те годы. Состоятельные люди приглашали учителей для воспитания и обучения своих чад, но для большинства жителей - и казаков, и новопоселенцев - неграмотность оставалась обычным состоянием.
Вспомним весьма характерный случай, происшедший с будущим героем войны 1812 года В.В Орловым-Денисовым. Сын героя взятия Измаила, сам отважный воин, он семнадцати лет от роду был уже войсковым старшиной (подполковником) и служил в Петербурге. Здесь молодой казак обратил на себя внимание многих приближенных ко двору, в том числе и знаменитого поэта Г.Р. Державина. Узнав, что перед ним сын героя Измаила бригадира Орлова, поэт спросил, читал ли тот сочиненную им оду «На взятие Измаила». Юноша замялся «А в грамоте силен?» «Умею читать, а вот писать не горазд, царапаю кое-как», - признался Василий. Державин сокрушенно покачал головой - «Стыдно-с, молодой человек, быть неучем. Учиться надобно-с, непременно-с и глубоко». (См. А. Корольченко, «Отважностью орел» в сб. «Богатый колодезь», Ростиздат, 1991 г.)
Так обстояло дело с образованностью казачьей верхушки. Офицеры крепости святого Димитрия Ростовского получали образование в Петербурге и Москве, как и небольшая группа основателей Новой Нахичевани во главе с Иосифом Аргутинским и Ованесом Лазаряном. Потребность в грамотных людях для успешного преобразования нового края, для развития торговли и всего хозяйства была велика.
Первостроитель крепости святого Димитрия Ростовского А.И. Ригельман - человек незаурядный, разносторонне образованный - отлично понимал значение грамотности для служивых и уже в первые годы открыл здесь школу кантонистов - «военно-сиротское отделение». Это и была первая школа на территории нынешнего Ростова. Предназначенная для обучения солдатских детей, она стала первой рассадницей знаний среди обывателей, потому что все жители форштадтов так или иначе были связаны с крепостью, и дети многих из них мечтали попасть в эту школу.
«Крепостной учительский персонал составлен был из более сведущих и смышленых унтер-офицеров. Эти унтер-офицеры совместно с распространенными в то время по всей Руси учителями, а именно дьяконами, дьячками и др., и были первыми наставниками подрастающего поколения сначала только крепостных, а затем и некрепостных обитателей. Эти наставники насаждали, конечно, только первоначальную грамоту, счет и начало Закона Божия. Кроме указанной крепостной школы, других школ ни в крепости, ни в форштадтах ее не имелось». (См. А. Ильин, «История города Ростова-на-Дону», 1909 г.)
Сразу отметим, что первое учебное заведение более высокого уровня - мужское приходское училище было открыто в Ростове уже за рамками нашего путешествия во времени - 10 августа 1810 года. И, как справедливо отмечал И. Романченко в работе «Итоги народного образования в гор. Ростове-на-Дону (1761-1870 г.) с кратким очерком народного образования в Ростовском н/Д уезде и Таганрогском градоначальстве» (1898 г.), «со времени основания поселения Ростова (считая год основания Димитриевской крепости) до открытия в нем первого училища прошло ни много ни мало 50 лет; со времени же назначения Ростова уездным городом - четырнадцать лет».
Кстати, в это время уже сделало несколько выпусков главное народное училище в Черкасске, столице Войска Донского. Оно было открыто в 1790 году в соответствии с утвержденным за четыре года до того уставом государственных народных училищ. Согласно уставу вся Россия охватывалась ветвью училищ, разделенных на два разряда, - главные и малые.
На Дону открыли главное. К 1795 году здесь прошли обучение 289 учеников. А два года спустя, когда мы и совершаем свое путешествие по Дону, директором училища назначается замечательный человек А.Г. Попов, много сделавший для продолжения дела А.И. Ригельмана. Алексей Григорьевич уже в детстве показал выдающиеся способности, и в возрасте 12 лет был направлен в Московский университет, где изучал языки, геометрию и тригонометрию, фортификацию и артиллерию, риторику и поэзию, архитектуру и страхование. Когда Попов вернулся в Черкасск, его назначили войсковым землемером. Уточняя границы Войска Донского, он занимался составлением пограничных планов, за что Екатерина II пожаловала его саблей в серебряной оправе. (См. А. Колесников, «Времен застывшие листы» в сб. «Богатый колодезь», 1991 г.)
А.Г. Попов написал «Историю о донском войске» в двух частях, а также несколько статей о донском казачестве. Эти работы, как и карты, планы, созданные им, сохранили свою ценность до нашего времени. А среди учеников А.Г. Попова было немало замечательных людей, много сделавших для Дона. В их числе известный историк и писатель декабрист Василий Сухоруков, которого высоко ценил А.С. Пушкин.
Деятельность А.Г. Попова и Черкасского училища оставили заметный след в развитии просвещения и образования и в Ростове, и в Нахичевани.
Еще до встречи с крымскими армянами Иосиф Аргутинский предупреждал их из Петербурга, чтобы «во время закладки города и сел церквам, в частности монастырю, выделили обширные земельные площади для сооружения там школ, типографии и пристроек к ним» (См. В.Б. Бархударян, «История армянской колонии Новая Нахичевань», Ереван, 1996 г.)
Первая школа в Нахичевани была открыта уже в 1783 году. Иосиф Аргутинский писал тогда из Нахичевани в Петербург О. Лазаряну:
«Строю дома жилые и школу, в Тифлисе нанял священника, который приедет и будет при школе обучать письму и математике и еще чему другому».
Самой заметной и престижной стала школа при монастыре Сурб Хач. Г. Патканян в «Истории Нового Нахичевана» (1917 г.) подчеркивал, что эта школа была первым армянским интернатом: учащиеся жили в монастыре, питались и обучались за счет монастыря.
И еще одну школу открыли в Нахичевани в последние годы XVIII века.
«Дом, построенный для приема Екатерины II в Новой Нахичевани, которую она предполагала посетить в 1794 г., по желанию императрицы подарили О. Аргутяну. Последний часть дома оставил за предводительством, а остальную отвел под духовную школу, которая по названию этого дворца стала называться «Хонах» («Гость»)... В школе преподавали армянский и русский языки, Закон Божий. «Хонах» потом перестраивается и переоборудуется в уездную школу». (См. В.Б. Бархударян,указ.соч.)
Иосиф Аргутинский (О. Аргутян) считал необходимым обучать детей языкам, школы, по его мнению, должны как можно больше уделять внимания просветительству. Для этого существующих духовных школ было недостаточно. Но средств для основания просвященной школы или, как говорил Иосиф Аргутинский, «университета» и вспомогательных учреждений, нахичеванцы не имели. И тогда духовный предводитель российских армян обратился к богатым армянам в Индии, Армении с просьбой сделать пожертвования для основания новой школы.
Но Иосифу не довелось увидеть осуществление своей мечты. Как отмечает В.Б. Бархударян, преждевременная смерть лишила его возможности использовать поступавшие в ответ на его обращения деньги и подарки на намеченные им цели. Эту задачу выполнили его преемники, хотя и не с таким широким размахом, как задумывал Иосиф.
Архивные документы свидетельствуют, что через некоторое время после смерти Аргутинского (в 1802-м или в начале 1803 года) Лазаряны на свои собственные средства открыли еще одну школу в Новой Нахичевани. В ней сначала обучалось двадцать детей, но вскоре число учеников увеличилось вдвое.
Так просвещение еще нешироко, но настойчиво прокладывало себе дорогу на Донской земле.
«Вечерний Ростов»