rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Воспоминания о будущем длиною в целых сто лет

    Мы уже познакомились с крепостью святого Димитрия Ростовского, ставшей в 1797 году центром Ростовского уезда Новороссийской губернии (в 1802 году уезд был передан в состав вновь образованной Екатеринославской губернии), побывали в форштадтах крепости - Доломановском и Солдатском, завершили путешествие в моло­дом армянском городе Нор Нахичеван. Это и были три состав­ных источника нынешнего Ростова-на-Дону, нашего родного го­рода, недавно отметившего свою 251-ю годовщину. Но до их слияния - еще годы и десятилетия...

     42Но чтобы стал понятнее стремительный рост Ростова («он растет как гриб в дождливую погоду», - писал местный поэт), нам необходимо еще раз перелистать календарь, вспомнить наиболее значительные события XIX века.

В указе царя Александра I от 17 августа 1806 года центр Ростовского уезда Екатеринославской губернии впервые назван городом Ростовом - сюда переводятся все временно оставав­шиеся в Таганроге присутственные места «вместе со штатной командой и уездным казначейством».

Пять лет спустя, 2 августа 1811 года, царским указом были утверждены «собственноручным подписанием» гербы городов Ростова и Нахичевани (в числе других городов Екатеринославс­кой губернии).

"Описание же оных гербов есть следующее: ... 4) Ростовс­кий. В голубом поле представлена башня, изображающая пре­граду, поставленную от набегов соседственных хищных народов и поверхность Нашу (верховенство наше. - Б.А.) над ними, изображенную трофеем, составленным из оружия тех народов, в красном поле... 11) Нахичеванский. Щит разделен на две половины наискось. В верхней в серебряном поле видны золо­тые пчелы. Нижняя в зеленом поле представляет улей золо­той; сие должно изображать водворение в том краю нового Армянского народа".

   Незадолго перед этим, 11 мая 1811 года, государь утвердил генеральные планы городов, в которых были зафиксирована все наиболее существенные сооружения на их территории (крепость святого Димитрия Ростовского имела свой план и была своеобразным связующим звеном между Ростовом и Нахичеванью).

На плане Ростова показаны заселенные кварталы - узкая поло­са вдоль берега Дона (от левого берега реки Темерник до ны­нешнего Ворошиловского проспекта), незастроенный разрыв - пу­стырь между городом и крепостью, гостиный ряд на городском рынке; наплавной, на барках, мост через Дон, глубокая Генераль­ная балка и деревянный мост через нее на Таганрогской улице; за балкой – кладбище. Площадь города - 246 гектаров.

     Как видим, генеральный план Ростова мало чем отличался от известных планов, с которыми мы путешествовали по крепост­ным форштадтам и лет минуло немного, и время бурного ро­ста нового города еще не настало.

    А вот генеральный план Нахичевани отличался от предше­ствующих более детальным показом застройки жилых кварта­лов с местами общественных сооружений и торговых предпри­ятий, например, мясных рядов. Центр города дополнительно помещен в более крупном масштабе в левом нижнем углу чер­тежа.

Казалось бы, теперь перед городами монаршей милостью открывались хорошие перспективы,но начавшаяся в 1812 году Отечественная война против нашествия Наполеона надолго остановила мирное строительство на на Дону, хотя военные дей­ствия и происходили далеко от наших мест. Как известно, дон­цы в сражениях Отечественной войны покрыли себя неувядае­мой славой.

Воспоминания о будущем, приближающие нас к рубежам нового столетия, пестры и неравнозначны. В них сливаются в единый поток события, играющие выдающуюся роль, и факты, хотя и характерные, но частные.

   В 1835 году указом императора Николая I крепость святого Димитрия Ростовского была упразднена - «как исполнившая свою историческую роль». И хотя земли крепости станови­лись городской территорией, в остальном благосостоянию Рос­това был нанесен существенный урон: город лишался части своего деятельного населения. Гарнизон был переведен в Ана­пу, туда перебрались и многие торговые люди, связанные с крепостью и ее начальством.

Вот здесь и выявилась своевременность решения о восста­новлении в Ростове таможни, принятого 20 сентября 1835 года. В первый же год возрожденной таможни в Ростовский порт прибыло судов 262, отправлено 542. Торговые обороты порта увеличивались постоянно, и все более и более разрастался город. Способствовали этому и другие факты.

     В областном государственном архиве сохранилось "Описание уездного города Ростова", составленное городничим Зиновьевым в 1836 году. В этом весьма объемном документе запечат­лено множество интересных сведений. Выберу из документа несколько характерных цифр и фактов.

      «Внутри города... домов обывательских каменных - 42 и под ними лавок - 12, деревянных - 1236...»

     «Бань торговых деревянных — 3, цирюлен деревянных — 2, лавок каменных - 10, деревянных - 63, рыбный ряд - 1 (в нем каменных лавок 7), мясной деревянный ряд - 1 (в нем лавок 10), ...постоялых дворов - 40, магазейнов соляных - 12, железных - 15, пивоварня - 1 (на коей выделывается в год пива 3.200 ведер на сумму 11200 руб.)...»

    В «Описании...» Зиновьева по сути впервые находим сообще­ния о заводах, хозяева которых имеют наемных рабочих: вос­кобойный завод наследников купца Бочарова, кожевенные за­воды мещан Савелия Петренкова и Дорофея Буринского, сало­топенные заводы купеческой жены Марии Фишенковой и ме­щанина Василия Салюкова. Наемных рабочих на каждом - в пределах десятка.

      Обстоятельно говорится в "Описании...» и о торговле, осо­бенно о ярмарках, о них мы еще не раз вспомним.

   Таким приближался Ростов к своему столетию. Но об этом юбилее тогда никто и не думал - даты такой в общественном сознании горожан еще не было. А город богател и расширялся.

      В 1844 году здесь появились первые мостовые: были вымо­щены два спуска к Дону.

      В 1845 году Ростов экспортом своим превосходит Таганрог.

В том же году был «высочайше утвержден» новый городской план, уже включивший в черту города земли крепости святого Димитрия (по ним прокладывались прямые дороги из Ростова в Нахичевань) и поселок при Богатом Колодезе. Город вырос вдвое по сравнению с 1811 годом.

     Интересные картинки Ростова того времени мы находим в брошюре А. А. Скальковского «Ростов-на-Дону» (СПБ, 1847 г.)

     «Вид города с левой стороны Дона, от батайской дороги, весьма живописен: у подошвы его широкая река, покрытая сотнями судов; по четырем спускам тянутся к ней обыкновенно бесконечные обозы и бесчисленные стада скота; на возвыше­нии башни церквей и сотни две каменных домов и магазинов (особенно прибрежных) придают ему значительность гораздо большую, нежели какую он имеет на самом деле.

Напротив того, когда подъезжаешь к Ростову с таганрогской дороги (или от Нахичевани), он кажется осьмью или десятью деревнями, слитыми вместе, среди которых церкви и десятка два двухэтажных зданий имеют вид островков на безмерной скатерти низких деревянных домиков, изб и землянок. Улицы все правильны и в хорошую погоду кажутся опрятными и весе­лыми; зато, когда пойдут дожди и грязь поглотит все про­странство, город мертвеет на многие надели..."

Но если благоустройством Ростов не мог похвастаться, то развитие торговли выдвигало его на первое место среди юж­ных городов России. И тот же Скальковский имел полное пра­во писать, что при определенных условиях «Ростов будет глав­ною точкой сбыта не только Донской земли и части Новой России, но и всей восточной полосы империи...»

Слова эти оказались пророческими. Пройдет еще полвека, и мы увидим уже совсем другой город. Чтобы убедиться в этом, давайте в очередной раз перевернем календарь и перенесем­ся в конец XIX века.                

«Вечерний Ростов»
.