rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Замечательный по своей наружности

В название этой страницы вынесены слова из дневника известного русского ученого, члена Петербургской и ряда иностранных академий А. Демидова: «Нахичеван - город замечательный по своей странной наружности, свидетельствующей, впрочем, о господствующей здесь торговой деятельности». (См. «Путешествие в Южную Россию и Крым через  Венгрию, Валахию и Молдавию, совершенное в 1837 году Анатолием Деми­довым», Москва, 1853 г.) Путешествие Демидова было совершено позже нашего первого посещения Нахичевани и задолго до второго. Но ученый точно уловил характерные черты нового города – и в его внешнем облике, и в повседневных хлопотах его жителей.

   51Во время недавнего путешествия по местам, на которых ра­нее располагались крепость святого Димитрия Ростовского и ее форштадты, мы видели, как бурно рос Ростов, занимая все новые территории, привлекая новых поселенцев. В Нахичевани за минувшие сто лет этого практически не происходило.

«В отличив от Ростова и других крупных городов, развитие которых в первую очередь происходило по пути расширения и роста, развитие новойНахичевани шло не столько за счет увеличения объема города, сколько за счет перестройки городского хозяйства и благоустройства города...»

И еще:

     «Новая Нахичевань по своей экономической мощи опередила такие замечательные города, как Херсон, Николаев, не говоря уже о Мариуполе и ближайшем соседе – Ростове. По объему торговли и промышленному производству, по благоустроенному городскому хозяйству Новая Нахичевань стала третьим городом Южной России, уступая в первенстве лишь королеве Новороссии Одессе и богатому Таганрогу…» (См. В.Б. Бархударян, «История армянской колонии Новая Нахичевань», Ереван, 1996г.)

    Все это было справедливо до второй половины XIX века. В конце его, перед нашим новым посещением Нахичевани, Ро­стов по большинству статей уже вышел на главные роли на Юге России, в чем мы еще сможем убедиться, глубже знакомясь с жизнью этих городов-братьев и соперников. А пока вспомним интересное наблюдение уже известного нам фран­цузского геолога и путешественника Омера де Гелля:

   «И вдруг видишь: встает перед тобой Нахичеван, большой город армян, и удивленный путешественник возвращается на Восток, в его преогромные базары, где замечаешь сверкание солнца в стеклах местной самодовольной архитектуры, и особенно на красивых азиатских лицах, которые встречаешь, про­двигаясь вперед».

     Многое из того, о чем пишет де Гедль, увидим сегодня и мы, И поймем: Нахичевань не выросла, она преобразилась, обновилась, похорошела.

   С картой-схемой города 1897 года в руках мы повторим свой путь, проделанный сто лет назад, и от парка Николаевской боль­ницы, как в свое время от Георгиевских ворот крепости, пе­рейдем межу. Кстати, можно и не идти пешком. К услугам желающих - конная железная дорога, которая доставит вас вместе с другими пассажирами в центр Нахичевани.

Но мы пойдем пешком. Только постоим на остановке конки и поразмышляем над тем, что еще неизвестна ростовцам и нахичеванцам 1897 года: два года спустя городская дума Нахичева­ни внесет предложение заменить конку, которая существовала с конца 1880-х годов, электрическим трамваем, а плату за проезд уменьшить. Через год из военного министерства придет разрешение пустить в Новой Нахичевани электрический трамвай. В 1901 году Дума примет по этому поводу решение и поручит сооружение трамвайных линий бельгийскому акционер­ному обществу…

    Мы провожаем внимательным взглядом вагончики конки, на­правившиеся через межу в Нахичевань, а затем идем вниз к Дону - таков был наш путь сто лет назад.

     Как со старой знакомой встречаемся с Георгиевской церко­вью, относящейся уже к Нахичввани. Основана она еще в 1783 . году Иосифом Аргутинским и за его с лишним лет стала мес­том поклонении многих сотен людей и не только местных жите­лей. Жаль, что мы пришли сюда осенним днем. Говорят, здесь нужно побывать в день святого Георгия - 23 апреля, в празд­ник Хрдылез. Вот как позднее вспоминал об этих празднествах наш великий земляк художник Мартирос Сарьян:

    «На площади, названной именем этого святого, на пустыре между Ростовом и Новой Нахичеванью, открывалась огромная ярмарка, продолжавшаяся целую наделю. Здесь собирали» кители обоих городов и крестьяне окрестных армянских сел. Приходили и из ближайшей казачьей станицы. Крестьяне в ярких национальных одеждах придавали ярмарке своеобразный колорит. Вокруг царил невероятный гул, создаваемый шумящим народом, криками продавцов фруктами, сладостей, воды, игрушек и других товаров.  Мы увлекались каруселями, обвешанными и разрисованными фантастическими украшениями». (См. М.С. Сарьяи, «Из моей жизни», Москва, 1971 г.)

Кстати, описываемые великим художником впечатления отно­сятся именно к 1897 - 1889 годам. Так что мы вполне могли бы во время нашего путешествия встретиться с семнадцатилетним Мартиросом и его друзьями не только на площади у Церкви святого Георгия, но и пройдя через Георгиевские ворота в Александровский городской сад (ныне парк имени Вити Черевичкина). «Народные гулянья и музыка» - так писа­лось об этом саде в одном из справочников того времени. Зимой возле него сооружались «внушительных размеров горы для катания публики в особых вагончиках».             

   Нахичеванская управа сдавала сад в «арендное пользование». Тем не менее, утверждая соответствующее постановление, войсковой наказной атаман князь Святополк-Мирский предупредил, чтобы аренда с платой за вход не касалась неогороженной чести сада, где гуляли малообеспеченные горожане. (См. В. Сидоров, «Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону», т.1, ДГПБ,1994 г.)

 Выйдя из сада, минуем Георгиевскую балку, о которой ходит немало страшных рассказов (здесь случаются и грабежи, и убий­ства), и спустимся к Береговой улице. Главная ее достопримечательностъ - железнодорожная ветка, проходящая берегом Дона, и в Нахичевани, и в Ростове до самого Темерника. В течение нескольких лет здесь принимала пассажиров и грузы станция «Нахичевань». Сейчас она перенесена на железнодорожную линию, охватывающую город с севера. Мы там еще побываем, когда будем подробнее знакомиться с транспортом - городским и междугородным.

      Там же, на северной окраине, на углу 1-й Степной улицы (ныне Ченцова) и 14-й линии, целый городок образовала Мариинская городская больница. В 1876 году, во время своего открытия, оба ее отделения - и терапевтическое, и хирургичес­кое - размещались в одном здании. Постепенно больница обрастала новыми корпусами, и к нашему посещению их стало уже десять.

     Среди новых достопримечательностей Нахичевани последне­го времени - несомненно - здание городского театра. Строи­тельство его началось в 1896 году и ко времени нашего путешествия уже завершено.

Театр возведен на середине северной стороны Бульварной площади, что придает ему доминирующее значение в архитектурно-художественном оформлении южной части центрального квартала города. (См. О.Х. Халпахчьян, «Архитектура Нахиничевани-на-Дону, «Айастен», 1988 г.)

     В декабре 1899 года в новом городском театре состоялась премьера пьесы Льва Толстого «Плоды просвещения». Нахичеванцы по праву гордятся: их театр - лучший на Юге России, и потому к нему привлечено внимание многих выдающихся мас­теров сцены.

     К этому времени в Нахичевани выросло несколько интересных зданий и особняков, ставших украшением города, его достопримечательностью. Здесь образовалось несколько несколько новых пло­щадей, таких, как огромная Хлебная (какое  вкусное название!)...

Мы еще познакомимся с ними. Ведь нам предстоит пробыть в Нахичевани, как и в Ростове, немало времени, чтобы лучше понять и почувствовать, как встречали наши деды и прадеды XX век.

«Вечерний Ростов»
.