«Город Ростов-на-Дону - это центр торговли юга, сердце промышленности. Название свое город вполне оправдывает: он растет с американской скоростью», - отмечалось в январской книжке журнала "Русский турист» за 1901 год. А несколькими годами раньше в книге незаслуженно забытого донского литератора A.M. Грекова «Среди донских обывателей» (Ростов-на-Дону, 1894 г.) подчеркивалось: «Ростов - русский город на манер американский». Видимо, на рубеже веков не было более энергичной оценки преобразований, чем «американские». Но тот же A.M. Греков писал, что «Ростов насадился сам собою, покровительствуемый случайными, благоприятно служившимися обстоятельствами», и о том, что «Ростов - русский человек и душа нараспашку…». Мы еще не раз обратимся к очеркам A.M. Грекова как свидетельству зоркого и умного современника, а сейчас поразмышляем над итогами переписи населения Ростова и Нахичевани в 1897 году.
На время переписи в Ростове проживало 119071 человек, в Нахичевани - 29217. Наиболее активные энтузиасты статистики того времени советовали смело плюсовать к этим цифрам также население Александровки и Гниловской: дескать, можно ли их всерьез считать самостоятельными поселениями - типичнейшие пригороды. Плюсовали для убедительности, и получалось, что на рубеже XIX-XX веков население ростовского анклава достигало 170 - 180 тысяч.
Наверное, здесь самое время вспомнить, что перед отменой крепостного права в Ростове насчитывалось немногим более 18 тысяч душ. Рост, казалось бы, невероятный!
Экономический подъем вызвало увеличение населения прежде всего за счет прилива приезжих, хотя и естественный прирост был достаточно высоким: ведь население Новороссии было молодо, энергично. Интересные сравнительные данные о населении двух городов три года спустя приводит В.Б. Бархударян в монографии «История армянской колонии. Новая Нахичевань»: «В 1900 году в Новой Нахичевани проживали 30883, а в Ростове - 108440 человек, т.е. в три с половиной раза больше. А рождаемость в Ростове превысила рождаемость в Новой Нахичевани в шесть раз: в Новой Нахичевани родились 904 ребенка, а в Ростове - 5457 детей. Однако смертность в Ростове в этом году превысила смертность в Новой Нахичевани в семь раз (в Нахичевани в течение года умерли 514, а в Ростове -3554 человека)».
В Ростове, конечно, не действовали законы по которым по-прежнему замкнуто жила армянская колония. В то же время эти ограничения не способствовали широкому предпринимательству жителей Нахичевани, почему немало их покидало родной город. Сошлемся опять на В.Б. Бархударяна:
«Армян из Новой Нахичевани можно было встретить как в Бахмуте, Славяносербске, Мариуполе, Таганроге, Луганске, Батайске, Ростове, так и в Пятигорске, Кизляре, Моздоке, Армавире, Екатеринодаре и других местах. Достаточно сказать, что в течение тринадцати лет - с 1897 по 1910 год - только число армян, переселившихся из Новой Нахичевани и обосновавшихся вРостове, увеличилось в четыре раза - с двух до восьми тысяч, тогда как число прибывавших на работу и обосновавшихся в Новой Нахичевани за десять лет (1884-1893 гг.) возросло с 4170 до 8363 человек, то есть примерно за одинаковый промежуток времени число выбывших из колонии выросло почти в четыре раза, а поселившихся в колонии - лишь удвоилось...»
Конечно, в большинстве случаев эти цифры относились к представителям торгово-промышленного сословия. Интересно, что купцов в Нахичевани насчитывалось 645, а в Ростове вдвое больше - 1210.
И еще строки переписи 1897 года: чернорабочих в Ростове - 29979 душ, на фабриках, заводах и пр. - 13306 душ, на железных дорогах - 1857 душ.
Известно, что Ростов к этому времени превратился в один из главных рынков рабочей силы, куда массами стекались отходники из Центральной России, ежегодно прибывало их многие тысячи. Работали они грузчиками в порту, бурлаками, шли на сенокос и жатву. С весны до осени население города возрастало вдвое.
К сожалению, среди пришельцев было немало и тех, кто думал только о «легких» заработках и охотно пополнял ростовский воровской мир бесчисленных оттенков и специальностей. С.Д. Швецов удачно нарисовал эту сторону ростовской жизни того времени в книге «На высоком донском берегу»: «Базарные жулики - халамидники, карманные воришки - маровихеры, обиратели сонных - монщики, квартирные воры - домушники, специалисты по чужим карманным часам - «фотографы», - всех было в изобилии... Уголовная хроника в местных газетах никогда не знала недостатка в житейском материале».
Именно тогда утвердилось за нашим городом грозное имя «Ростов-папа».
Кстати, примерно в то же время в справочнике «Вся область войска Донского» среди различных сведений о нашем городе сообщалось и такое: «Домов терпимости 14, постоянно живущих в них женщин 220, зарегистрированных проституток-одиночек 195».
Словом, действительно статистика знает все. И к итогам переписи 1897 года мы будем обращаться еще не раз...
Национальный состав Ростова и Нахичевани был пестрым, хотя в первом подавляющее преимущество было за русскими, во втором - за армянами. Украинцы и евреи, татары и грузины, турки и поляки, немцы, персы, осетины... Кого только не было на донском берегу!
Это смешение языков и обычаев для казачьего края не было непривычным, оно постепенно становилось традицией, рождало терпимость в отношении к культуре, религии, к быту друг друга.
И особенно это касается отношений ростовцев и нахичеванцев. Чтобы глубже понять важность их связей на общественно-экономическом и бытовом уровнях, стоит снова перелистать уже упоминавшуюся книгу A.M. Грекова «Среди донских обывателей». Несколько небольших цитат:
«Да, Ростов без большой погрешности может быть назван единственным в нашем южном районе представителем Великороссии, представителем ее чистых народных начал - пока, конечно, в узких пределах этой народности, не тронутой еще просвещением.
Ростов пока еще эмбрион, но сколько широты и силы в натуре этого эмбриона!..» .
И еще:
«Сепаративные наклонности у Нахичевана чрезвычайно сильно развиты. Армяне и представить себе не могут, чтобы когда-нибудь возможно было слиться двум городам, с образованием из них одного, под общим названием (как острят ростовцы) «Ростова-Нахичевана-на-Донах». Обладатель громадного количества земли, богатый и скупой Нахичеван не поступится ни одной пядью той земли в пользу ненавистного своего соседа. Это, впрочем, не мешает ему за каждою иголкою ездить к этому самому Ростову, который столь гостеприимно отверз свои двери нахичеванским торговцам, дозволив им невозбранно вести торговлю в своих границах...»
И с другой стороны:
«Почти каждый семейный ростовец скажет вам, что, собственно, «жить» в Ростове, в этом адском шуме - далеко не то, что жить в спокойном, например, и тихом Нахичеване, имея под рукой, то есть в том же Ростове, какое-нибудь дело; отсюда - довольно любопытное явление: многие ростовцы уже поселились в Нахичеване (где, кстати сказать, квартиры дешевле), откуда ежедневно ездят «на службу» в Ростов, что, благодаря той же услужливой «конке», не представляет особых затруднений. Таким образом, два города находятся в постоянном фактическом общении...»
Красноречивые картинки? Их много у A.M. Грекова. Их нужно внимательно читать, непредвзято воспринимать и прочувствовать, как из таких противоречий и рождалось единство, давшее в конце концов взаимопонимание и признание необходимости совместного бытия, когда душа для друга – нараспашку…
1 декабря 2000г., ВР.
|