Слова, вынесенные в название этой страницы, взяты из обзора торгово-промышленной деятельности городов Дона за 1898 год. В нем подчеркивалось: «Первое место по торговле и промышленной деятельности принадлежит г. Ростову. Годовой оборот его торговли и промышленной деятельности достигает... громадной суммы - в 152731700 руб.». Затем в обзоре указывается, что и эта впечатляющая цифра далеко не точная, поскольку в ней не учтены торговые обороты акционерных обществ и торгово-промышленных товариществ («показанных по особой ведомости»), а также деятельность представительств ростовских предприятий в других городах России. С учетом этих данных цифра вырастает до1867530100 рублей.
Мы тоже начнем с исключений: о торговле поговорим в следующий раз. Сегодня нам предстоит познакомиться с промышленностью Ростова и Нахичевани.
Из упомянутого выше обзора вы уже поняли, что статистические данные по промышленности Нахичевани - это тоже «особая ведомость», хотя «с конца XIX века Ростов и Нахичевань представляли уже цельный хозяйственно-производственный регион». (В.Б. Бархударян, «История армянской колонии Новая Нахичевань», «Айастан», 1996 г.)
Тем не менее специализация промышленности наших двух городов на рубеже веков стала особенно четкой.
Анализ большого фактического материала позволил В.Б. Бархударяну сделать такой вывод: «В Новой Нахичевани преимущественно развивалась промышленность, обрабатывающая сельскохозяйственную продукцию, а в Ростове - металлургическая, химическая, табачная и другие отрасли крупной промышленности. Малая промышленность Новой Нахичевани, в том числе и кустарное производство, своей продукцией дополняли продукцию, вырабатываемую в Ростове».
Но и этот в основном справедливый вывод не дает полной картины состояния промышленности Нахичевани. Скажем, в том же 1898 году небольшой чугуномеднолитейный завод товарищества «В.М. Григорьев и К», уже имевший за свои плуги золотую и серебряную медали, стал основой акционерного общества «Аксай», расположившегося на дальней окраине Нахичевани у поселка Ясная Поляна. Были здесь и еще чугунолитейный завод, и несколько кирпичных заводов.
Впрочем, главенство крупной промышленности в Ростове в то время не всеми воспринималось как основа развития экономики. Так, A.M. Ильин в известной «Истории города Ростова-на-Дону» писал, оценивая соотношение разных отраслей промышленности:
«Фабрично-заводская деятельность города в последнее время также достала весьма больших размеров. В этом отношении главное место принадлежит мукомольному делу. По количеству паровых вальцовых мельниц и по количеству миллионов пудов вырабатываемой ежегодно муки Ростов занимает в России одно из первых мест. Особенно замечательны вальцовые мельницы Парамонова, Солодова, Супрунова, Гурвича, бр. Рысс и др. (Самое место здесь отметить, что мука крупнейшей в городе мельницы Парамонова была отмечена золотой медалью на Парижской выставке. - Б.А.)
Ростовские табачные фабрики известны по всей России и за границей. Обороты их превышают 15 миллионов рублей в год. Табачные изделия фабрик товарищества В.И. Асмолова, товарищества Я.С. Кушнарева, братьев И. и А. Асланиди, «Работник» и «Ростовско-Донского товарищества» имеют громадное распространение. Ростовские пивоваренные заводы, из которых наиболее известен Н.И. Чурилина, производят громадный сбыт пива в Крым, на Кавказ и в близлежащие губернии».
Не правда ли - довольно обстоятельно и впечатляюще? А вот дальше - скороговорка и простое перечисление:
«Кроме того, Ростов замечателен своими механическими и литейными заводами. Из других заводов известны: колокольный, цементный, несколько лесопильных, заводы восковых свечей, мыловаренные заводы, химические, рыбные, альбуминные, толевые, кафельные, лаковые, гвоздильные, гончарные, кирпичные, маслобойные и др. Из металлургических заводов известны: Д.А. Пастухова, К.Б. Зигеля и К.Х. Ионесяна; из машиностроительных - Ростовское-на-Дону отделение Харьковского машиностроительного завода. Из других фабрик, кроме указанных, замечательны: писчебумажная фабрика И.С. Панченко, фабрики ваты, папиросной бумаги, петельная, проволочная, ящичная, красочная, биллиардная и много других. Разных ремесленных заведений и мастерских в Ростове множество, из них особенно замечательны бричечные заведения. Кроме того, в Ростове много типолитографий, отдельных типографий и литографий, а также имеется художественная фотоцинкография…»
Что касается ремесленных и кустарных предприятий, то здесь Нахичевань по-прежнему была серьезным конкурентом Ростову, но в целом, как уже говорилось, они удачно дополняли друг друга. А такие предприятия, как Главные железнодорожные мастерские, сама железная дорога привлекали многих, давали надежду на устойчивый, хотя и нелегкий, заработок.
Главные мастерские быстро завоевали высокий авторитет в своей отрасли. Еще в 1895 году здесь был построен для Всероссийской Нижегородской выставки паровоз серии С № 161, который был удостоен диплома. В 1897 году выпуск паровозов из ремонта возрос до 85 штук в год, вагонов - до 300. А в 1900 году мастерские получили почетный заказ - построить пассажирские вагоны для поездов-экспрессов «Москва - Тифлис». Заказ был выполнен в срок и с высоким качеством. Мастеровым было чем гордиться!
Рост производства повлек за собой увеличение числа мастеровых и рабочих - их насчитывалось на предприятии уже три тысячи. Но условия труда по-прежнему оставались тяжелыми, что подталкивало рабочих к организации в борьбе за свои права. (См. Ф.Ф. Волошинов, Г.С. Морозов, «Летопись Ростовской пресни», 1969 г.)
А вот иностранцы чувствовали себя в Ростове неплохо. Не зря получали жалование до полутора десятков постоянно живущих здесь иностранных консулов!
К 1899 году на территории Донского края насчитывалось 67 иностранных акционерных обществ, товариществ и фирм, державших в своих руках всю основную торгово-промышленную жизнь юго-востока России. Большинство из них было в Ростове, как, например, завод «Жесть-Вестен» (Австрия), чугунолитейный завод акционерного товарищества «Лели» (Франция), чугунолитейный завод товарищества «Нитнер» и другие.
И в некоторых ростовских банках акционерами состояли представители иностранного капитала, которые занимали в этих же банках командно-административные должности.
Легкий путь обогащения за счет широкого использования богатств России, обилие свободных рабочих рук и некоторые другие причины содействовали усиленному притоку иностранцев на Дон.
Но хозяевами и главными действующими лицами в Ростове были «кавалеры в золотых цепочках», как называли тогда купцов. По переписи населения в 1897 году в Ростове было (с семьями) 1693 человека, в Нахичевани - 462. Напомним: это почти из 150 тысяч населения!
Тем не менее именно им принадлежали фабрики, заводы и шахты, пароходы и склады, банки и места в городской Думе. Они умели делать деньги и, конечно, никогда не забывали о своих интересах. Но многие из них оставили о себе в городе добрую память - и своими предприятиями, давшими сотни и тысячи рабочих мест, и уникальными зданиями, и рядом дел, прославивших наш город в стране и в мире.
О наиболее интересных представителях ростовского купечества мы вспомним во время знакомства с торговлей Ростова и Нахичевани тех лет.
А сегодняшнее наше путешествие по промышленности этих двух городов закончилось. Утром нас опять разбудят десятки заводских гудков, зовущих на работу. Ростов из купеческого города все больше превращается в рабочий. И человек труда вносит в его жизнь много нового и непривычного.
8 декабря 2000г., ВР.
|