Ростов - город
Ростов - Дон !
Еще раз о Темерницкой таможне Как работала Темерницкая таможня? Каким был штат служащих этого учреждения? Какой доход приносила она казне? Где конкретно находились таможенные строения? Ответить на эти вопросы нам поможет документ, составленный человеком крайне компетентным, — военным инженером, картографом и историком, строителем крепости Димитрия Ростовского, начальником ее инженерной команды, а затем и комендантом крепости.Это Александр Иванович Ригельман (1720—1789 г.г.). Под его руководством рылись рвы и насыпались валы Ростовской крепости, прокладывался секретный подземный ход, и он, как военный инженер, обязан был в совершенстве знать и свой «объект», и пересеченную балками местность с отдельными строениями, то есть знать уже существующую в то время Темерницкую таможню в ее военно-инженерном аспекте. Кроме того, на протяжении примерно 18 лет Темерницкая таможня осуществляла свои торговые операции на глазах этого человека. Сразу же оговоримся, что Ригельман не являлся очевидцем основания и первого десятилетия существования Темерницкой таможни, новсето, что касается многолетнего периода его проживания в крепости и как-то затрагивает не вполне ясные страницы ранней истории Ростова, имеет все основания опираться на его свидетельство. В 1768 году по указанию правительствующего сената Ригельман сочинил «Ведомость и географическое описание крепости Св. Димитрия Ростовского, с прилегающими и прикосновенными к ней местами». Описание было снабжено планом крепости (так называемый план 1768 г.) и картой «всему местоположению» с нанесением всех укреплений...». Примечательной чертой этих исторических источников является та, что они, не противореча один другому, взаимодополняют друг друга в тех вопросах, которые можно считать сейчас дискуссионными, например, в вопросе о местоположении Темерницкой таможни. В отличие от плана 1768 года другие реальные или гипотетические планы не имеют подобного подтверждения со стороны ригельмановского описания и чаще всего взаимоисключают друг друга. Таков, например, план генерала Медера 1767 года. Описывая местоположение крепости, Ригельман дважды затрагивает вопрос о расположении Темерницкого порта: «Оная (крепость) построена при береге реки Дона... на правой, т. е. на северной стороне, на самом урочище Богатого источника, где и порт Темерниковсиий еще до построения оной находился с 1750 года марта с 1-го числа...». Зато в плене крепости, которым было снабжено описание, этот вопрос получает совершенно четкое освещение: таможня, как и порт, находились не на берегу Темериика, а на расстоянии 2-х верст 300 саженей вверх по Дону от устья Темерника, примерно там, где сейчас завершается у завода «Красный Дон» набережная Дона. Желание видеть Темерницкую таможню не там, где она была, а там, где впоследствии существовала Ростовская таможня, видимо, было столь велико, что, как утверждает доцент РГУ, кандидат исторических наук Б.В. Чеботарев, краевед М. Б. Краснянский не остановился перед тем, чтобы подрисовать Темерницкую таможню на одном из старинных планов исказив тем самым исторический источник. Некоторые краеведы допускают возможность существования Темерницкой таможни еще до того, как она была учреждена официально (!?). Только так можно интерпретировать утверждение о том, что в 1749 году в ней проживало 168 человек. Ведь известно, что грамота на основание Темерницкой таможни была дана 26 декабря (по новому стилю), 29 декабря «сей документ» был получен в Москве, в Черкасск же прибыл уже в 1750. Допустим, однако, что столь доходное государственное учреждение тайно существовало без соответствующего разрешения государственной власти: собирало пошлину в чью-то пользу, кого-то штрафовало и что-то конфисковывало (времена-то были такими, когда «маленьких воров вешали или презирали, а больших чествовали да песни о них слагали»). Но и тут возникает вопрос. Откуда взята цифра 168, встречающаяся в статьях М. Б. Краснянского? Если говорить о тех, кто служил в таможнях, то такого штата в середине 18 века не имела и Санкт-Петербургская портовая таможня. (Один из указов 1750 года был связан с расширением штата Санкт-Петербургской портовой таможни, со 112 до 150 человек). Как сообщает нам Ригельман в 1768 году при Темерницкой портовой таможне числилось всего 30 человек, включая директора, таможенного надзирателя-цольнера, концеляриста с двумя копистами, толмача (переводчика), вагмейстера (весового мастера) и т. д. и 20 досмотрщиков. Еще карантинный лекарь (санитарный врач) и «малое число военной команды при офицере» находились в Таганрогском урочище, где имелось одно казенное деревянное строение» Именно там, у мыса Таганий рог, подвергались карантинной задержке на определенное время парусные суда греков, турок и армян, и «сухопутные арбы из Крыма», следовавшие затем «сами до крепости». Несколько «застав», а точнее сторожевых постов при бродах, мостах и переправах, обязаны были перехватывать любой товар, если его пытались провезти беспошлинно, минуя таможенный контроль Детальное сопоставление «Ведомости и географического описания крепости Димитрия Ростовского » 1768 года с планом крепости того же года и анализ экспликации строений к этому плану позволяет сделать некоторые небезынтересные выводы о том, как неудобства крутого и изрезанного балками правого берега Дона наложили свой отпечаток на размещение таможенных строений. Например, в урочище Богатого источника рядом с небольшой деревянной пристанью примостились на берегу пакгауз — склад для конфискованных и иных товаров и само строение таможни, отделенные один от другого тонкой пунктирной линией «каменной трубы для истечения Богатого источника». Труба позволяла подавать свежую родниковую воду прямо к судам у причала. Что же касается «берега реки, заваленного хлебом, железом, медью, лесом и прочим», товсе это, проходившее досмотр и облагаемое пошлиной, «вываливалось» и тянулось вдоль берега там, где это было возможным. «Купеческие амбары для поклажи» привозимых из-за границы товаров значатся на расстоянии, примерно, одной версты от пристани вверх по течению и тянутся еще на несколько сот метров. Впоследствии места эти были заняты армянским городом Нахичеваном. «Вечерний Ростов»
|