rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Ростов основали шотландцы?

Ростов основали шотландцы?

79У Шотландии и России, оказывается, немало общего. Народы наших стран почитают апостола св. Андрея Первозванного. Андреевский флаг - национальный флаг Шотландии и флаг военно-морского флота России. Но мало кто знает, что по одной из исторических версий Ростов-на-Дону был заложен именно шотландцем за 55 лет до официальной даты основания...

В свите царя Петра I особое мес­то занимали шотландцы Яков Брюс и Патрик Гордон, для которых Россия стала второй родиной. Наибольший ин­терес для ростовчан представляет Гор­дон. Будучи одним из трех генералов, командовавших русскими войсками при осаде Азова, Патрик Гордон был ос­новным виновником взятия этой турецкой крепости в 1696 году. Благо­даря Азовским походам Петр I стано­вится крёстным отцом нашего города, а шотландец Гордон предстает от­цом-основателем Ростова-на-Дону.

Патрик Гордон родился 21 марта 1635 года в Шотландии в местечке Охлекрис графства Абердин. Получив первоначальное образование в Рим­ском католическом королевском кол­ледже в городе Абердине, Патрик был отправлен родителями в Евро­пу в самом начале оккупации Шот­ландии английскими войсками.

   Получив хорошее по тем вре­менам образование и начальный военный опыт в период граждан­ской войны Шотландии с Англи­ей, Гордон становится наемни­ком в польско-шведской войне (1655-1661), служа в шведской и польской армиях, храбро сра­жаясь поочередно на разных сто­ронах враждующих государств.

     В 1661 году в чине майора Патрик (Петр Иванович) Гордон приглашен на русскую службу отцом Петра I Алексеем Михайловичем. Ему, как опытному и независимому от русской знати шот­ландскому офицеру, прошедшему хорошую военную школу, было поручено подавление московских беспорядков («медного бунта») 1662 года.

Вскоре Гордон получает звание полковника и более двадцати лет ве­рой и правдой служит русскому пре­столу, пока 4 сентября 1689 года си­лами Бутырского полка, обученного в западноевропейском стиле, открыто не поддержал молодого Петра в его борь­бе с царевной Софьей Алексеевной. Он оказал Петру неоценимую услугу в критические для него дни единобор­ства с Софьей, когда одним из пер­вых перешел на его сторону. После усмирения бунтовщиков Патрик Гордон стал преданным другом юного царя.

    Одним из факторов сближения Пет­ра и Гордона было их общее увлече­ние модными тайными обществами, среди которых самыми популярными в то время были масоны. По одной из версий, первая масонская ложа в Рос­сии была основана в конце XVII сто­летия, и ее первым надзирателем был Патрик Гордон, а после его смерти - царь Петр I.

Особое расположение царя Петра к Гордону распространялось и на его сына - Федора Петровича, который в 1692 году был отправлен на учебу за границу в числе первых русских дворян для обучения в Европе.

     Неудачные крымские кампании пре­дыдущих российских правителей поколе­бали веру Священной лиги в силу рус­ского оружия, сделали татар еще сме­лее, а их наглые требования в подарках выводили из себя царя Петра. Опасаясь потери союзников и доверия европей­ских стран, Россия была вынуждена ввя­заться в проведение кампании на южных рубежах страны против Турции.

В соответствии с планом первой Азовской кампании авангард русской армии (семь стрелецких и Бутырский полки) во главе с генералом Гордоном вышли из Москвы и 24 июня 1695 года вместе с донскими казаками атамана Фрола Минаева встали лагерем вблизи Азова, где вели разведку, не предпринимая военных действии до прихода основных сил. 21 июня царь Петр I, находившийся в составе основных сил русской армии, спускавшейся по Дону, писал Гордону: «…Чтобы изволили, осмотря место, паче же пристань удоб­нейшую, где бы лучше и безопаснее людям, паче ж артиллерии, которой о величестве сам ведаешь…».

Преображенский и Семёновский полки, на речных судах спустившись вниз по Дону, высадились на берег в устье реки Темерник, соединившись с авангардом Гордона в «удобнейшей пристани».

По сложившейся мировой и рос­сийской практике 29 июня 1695 года как день начала работ по сооруже­нию первых зданий базового лагеря на левом берегу Темерника, положив­шего начало будущему городу, на полном основании можно считать днём основания Ростова-на-Дону.

    Первая кампания была неудачной из-за отсутствия поддержки с моря, и Азовская крепость осталась в руках ту­рок. Но неудача не сломила царской воли Петра.

    С момента неудавшегося штурма Азова великие замыслы царя были направлены на создание флота. Ключевым фактором второй Азовской кампании 1696 года стал российский военно-морской флот, в основном по­строенный каторжниками на верфях под Воронежем. В задачи петровского флота, состоявшего из двух кораблей, двадцати трех галер, четырёх брандеров, тысячи трёхсот стругов, ста плотов и тридцати морских лодок, базировавшихся в устье реки Темерник, входили поддержка сухопутных частей русской армии артиллерией и изоляция Азова с моря.

В конце мая русская армия, со­стоявшая приблизительно из 46000 российских солдат, 15000 украин­ских казаков, 5000 донских казаков и 3000 калмыков, блокировала Азов с суши и приступила к его осаде. 27 мая российский флот, появившийся неожиданно для турок под стенами Азова, отрезал доступ к кре­пости турецкой эскадре, следовавшей на помощь осаждённому городу. Су­щественную помощь войскам оказал план Гордона по подрыву укрепле­ний и бросанию тяжёлых каменных гранат на стены и город.

Общими усилиями армии и флота 18 июля 1696 года гарнизон крепости Азов сдался «на договор, а не воен­ным промыслом».

Проведя большую часть своей жиз­ни на чужбине, Патрик Гордон сильно скучал по родине, мечтая вернуться в Шотландию после выхода в отставку. Но этому не суждено было сбыться, и боевой генерал умер от болезней в Москве 29 ноября (9 декабря) 1699 года. Царь Петр I ежедневно навещал больного Гордона, сам закрыл ему гла­за после его смерти, поцеловав в лоб на прощание. При погребении генерала Пётр, бросив землю на опущенный в могилу гроб, сказал присутствующим: «Я даю ему только горсть земли, а он дал мне целое пространство с Азовом».

«Вечерний Ростов»
.