rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Ростов - родина гражданского радио

Содержание материала

РОВНО   СТО  ЛЕТ НАЗАД  НЕДАЛЕКО ОТ РОСТОВА  ВЫШЛА  В ЭФИР ПЕРВАЯ ГРАЖДАНСКАЯ РАДИОСТАНЦИЯ РОССИИ

8283100 лет назад с небольшого острова Перебойный в самом устье Дона ушла в эфир радио­грамма: «Внимание! Всем, всем! 27 августа 1901 года. Два часа пополудни...» Ее отправил изоб­ретатель радио А.С. Попов, смон­тировавший радиостанцию, кото­рая помогала регулировать дви­жение грузовых судов в низовье реки. Это была первая граждан­ская радиостанция в России.

В канун юбилея на исторический остров Перебойный отправилась экспедиция «Вечернего Ростова», которую возглавил капитан Ростовского порта Б.А. Ткачанко (на снимке).

27 августа 2001г., ВР.
 
 

НА ОСТРОВЕ ПЕРЕБОЙНЫЙ «ВЕЧЕРНИЙ РОСТОВ» ПОДНЯЛ  ТОСТ ЗА 100-летие РАДИО 

РОВНО СТО ЛЕТ НАЗАД НЕДАЛЕКО ОТ РОСТОВА ВЫШЛА В ЭФИР ПЕРВАЯ ГРАЖДАНСКАЯ   РАДИОСТАНЦИЯ РОССИИ

84Вы представляете сегодняшнюю жизнь без телевидения, радиоприемников, сотовых телефонов? Исчезни все это - и человеческая цивилизация рассып­лется, как карточный домик. А ведь до 1897 года, пока русский ученый А.С. Попов не придумал, как «приручить» радиоволну, эфир был мертв... 

Изобретение Александра Степановича буквально перевернуло мир. Но мало кто знает о его человеческой трагедии: признания при жизни Попов у современников не получил. Мировой приоритет отдали итальянцу Маркони - именно ему присудили Нобелевскую премию за радио. 

Первая в мире военная радиостанция была сконструирована и построена Поповым в Кронштадте под Санкт-Петербургом. Первая его гражданская радиостанция вышла в эфир ровно сто лет назад (27 августа 1901 года) на острове Перебойный в дельте Дона. 

Кому, как не нам, ростовчанам, сегодня поднять тост за Александра Степановича Попова - великого сына России! 

85Попасть на легендарный Перебойный можно только по воде. Поэтому кор­респонденты «Вечернего Ростова» обратились за содействием в Азово-Донское государственное бассейновое уп­равление водных путей и судоходства. 

Кстати, как напомнил начальник управ­ления А.В. Огарев, и создал-то радио­станцию А.С. Попов для речного флота - по ней передавали сообщения об уровне воды в устье Дона для лоцма­нов, которые проводили суда из Азов­ского моря в Ростовский порт. Из-за сильных ветров уровень заметно коле­бался, и суда частенько садились на мели... 

 

А как сейчас используют моряки тор­гового флота историческое изобрете­ние Александра Степановича? Коррес­понденты «Вечернего Ростова» побыва­ли в святая святых управления - в дис­петчерской. Там в это время дежурил П.И. Герасимов. По двум радиостанци­ям «Кама-Р» и «Рейд» он руководил движением 203 судов (из них 24 под иностранным флагом) от Старочеркасска до Керчи. Замечу, что радиостан­ции эти - размерами с коробку из-под обуви. Для сравнения: изобрете­ние Попова занимало большую ком­нату. 

...И вот белоснежный катер «Плутон» отвалил от причальной стенки, взяв курс на остров Перебойный. Сопровож­дал нас в этом путешествии капитан Ростовского порта Б.А. Ткаченко. Катер раньше служил на Военно-Морском флоте в качестве «адмиральского»: во­доизмещением он в 45 тонн, оснащен двигателем мощностью 220 лошадиных сил. Конечно же, оборудован современ­ной радиостанцией и радиолокатором. Два года назад «Плутон» полностью пе­ределали. Ходить на нем по Дону - одно удовольствие! 

86Конечно же, в этом рейсе речь пошла и о радиообеспечении Ростовско­го порта. В распоряжении Бориса Ана­тольевича четыре суперсовременные радиостанции - две японские «Мото­ролы» и две отечественные типа «Гра­нит». В прошлом году ввели в эксплуа­тацию еще две, которые работают в интересах глобальной морской систе­мы безопасности (одна находится в Ро­стове, другая - в Таганроге). К сожа­лению, покупать их пришлось в Гол­ландии: в России, где появилась пер­вая в мире радиостанция, электронику такой сложности производить пока не умеют. 

БА Ткаченко рассказал, как они действуют. Едва радиостанция получает сигнал бедствия на воде, она в авто­матическом режиме сбрасывает инфор­мацию в Новороссийский спасательный координационный центр. Оттуда по спутнику тревожное сообщение уходит в международный центр, который на­ходится в пригороде Лондона. Его спе­циалисты сразу же приступают к спа­сательной операции. 

Стоят эти радиостанции около мил­лиона долларов, а купили их вскладчину Азово-Донское и Кубанское управ­ления. Зато сейчас все порты юга Рос­сии получили статус международных... 

Часа через три «Плутон» причалил к дебаркадеру Рогожкино. Движение по гирлу Большая Кутерьма до Азовского моря запрещено любым плавсредствам. В этих местах уже 110 лет существует заповедник. За порядком на его огром­ной территории присматривают инспек­тора «Азоврыбвода» (управление нахо­дится в Ростове). 

Всякая охота и рыбалка здесь стро­го, запрещены, но корреспонденты «Ве­чернего Ростова» были без удочек и ружей, поэтому нам сделали исключе­ние. Старший инспектор «Донрыбзаповедника» В.К. Карабут выделил катер «Фастер» - и через десять минут бе­шеной скачки по донской волне мы сту­пили на остров Перебойный. 

Он небольшой - всего квадратный километр. Дальше до самого горизонта гладь Таганрогского залива. На Пере­бойном расположен охранный пункт «Донрыбзаповедника» - двое инспек­торов круглосуточно несут здесь вахту, готовые в любую минуту дать отпор браконьерам. Живут они в доме, где сто лет назад квартировал А.С. Попов, когда строил свою радиостанцию. (Об этом свидетельствует укрепленная на фасаде мемориальная доска; еще одна мемориальная доска в честь изобрета­теля радио находится в Ростове - на здании речного вокзала.) 

Умели раньше строить - в стенах здания до сих пор нет ни одной тре­щины, и даже соломенная крыша со­хранилась с тех времен! 

Первая  в  России  гражданская  радиостанция стояла на месте сада, в 10-15 метрах от дома. Вернее, там нахо­дился передатчик, а приемник смонти­ровали на одном из двух каменных створов, построенных в море в пяти километрах от Перебойного еще во времена Петра I в качестве навигаци­онных знаков. Данные об уровне воды в дельте Дона передавали на створ по радио, а там их сообщали капитанам проходящих рядом судов голосом - с помощью рупора. 

А.С. Попов жил на острове около по­лугода, пока не собрал и не опробовал свое детище. Оборудование ему до­ставляли из Ростова по Дону. 

Царское правительство отказалось финансировать строительство «граждан­ской» радиостанции. Александру Сте­пановичу пришлось выложить из свое­го кармана 33 тысячи рублей (деньги в 1901 году огромные - корова тогда стоила десятку). 

Нет пророка в своем отечестве! Даже после того, как радиостанция вышла в эфир, никто не дал изобре­тателю ни копейки на продолжение ис­следований. Своей лаборатории у него не было до конца жизни (скончался Попов в новогоднюю ночь с1905 на 1906 годы). 

87Грустные исторические параллели просматриваются и сейчас, через век после тех событий. Пять лет назад на Перебойный высадился целый десант ростовских радиолюбителей, которые с места, где стояла первая радиостан­ция, навели радиомосты со многими крупными городами России. («Вечерний Ростов» сообщил об этой акции сво­им читателям.) К столетию радиосвя­зи в Ростове ничего подобного не пла­нируется. Как объяснил корреспонден­ту «Вечернего Ростова» заместитель, на­чальника РОСТО (ранее ДОСААФ) пол­ковник В.А. Бочарников, у его органи­зации на юбилей радио денег нет... 

...На посту «Донрыбзаповедника» имеется радиостанция «Лен-8» ультра­коротковолнового диапазона. По нашей просьбе старший поста А.В. Воро­бьев послал сообщение в Рогожкино. И вновь, как век назад, радиоволна ушла в эфир, чтобы преобразиться в приемнике в человеческую речь. 

Век назад Александр Степанович Попов отправил радиограмму: «Внима­ние! Всем, всем! 27 августа 1901 год. Два часа пополудни...» 

На наших часах тоже было ровно 14 часов! 

На снимках: панорама восточной части острова Перебойный; дом, где жил А.С.  Попов; старший поста «Азоврыбвода» А.В. Воробьев вышел на связь. 

27 августа 2001г., ВР.
.