РОВНО СТО ЛЕТ НАЗАД НЕДАЛЕКО ОТ РОСТОВА ВЫШЛА В ЭФИР ПЕРВАЯ ГРАЖДАНСКАЯ РАДИОСТАНЦИЯ РОССИИ
100 лет назад с небольшого острова Перебойный в самом устье Дона ушла в эфир радиограмма: «Внимание! Всем, всем! 27 августа 1901 года. Два часа пополудни...» Ее отправил изобретатель радио А.С. Попов, смонтировавший радиостанцию, которая помогала регулировать движение грузовых судов в низовье реки. Это была первая гражданская радиостанция в России.
В канун юбилея на исторический остров Перебойный отправилась экспедиция «Вечернего Ростова», которую возглавил капитан Ростовского порта Б.А. Ткачанко (на снимке).
27 августа 2001г., ВР.
НА ОСТРОВЕ ПЕРЕБОЙНЫЙ «ВЕЧЕРНИЙ РОСТОВ» ПОДНЯЛ ТОСТ ЗА 100-летие РАДИО
РОВНО СТО ЛЕТ НАЗАД НЕДАЛЕКО ОТ РОСТОВА ВЫШЛА В ЭФИР ПЕРВАЯ ГРАЖДАНСКАЯ РАДИОСТАНЦИЯ РОССИИ
Вы представляете сегодняшнюю жизнь без телевидения, радиоприемников, сотовых телефонов? Исчезни все это - и человеческая цивилизация рассыплется, как карточный домик. А ведь до 1897 года, пока русский ученый А.С. Попов не придумал, как «приручить» радиоволну, эфир был мертв...
Изобретение Александра Степановича буквально перевернуло мир. Но мало кто знает о его человеческой трагедии: признания при жизни Попов у современников не получил. Мировой приоритет отдали итальянцу Маркони - именно ему присудили Нобелевскую премию за радио.
Первая в мире военная радиостанция была сконструирована и построена Поповым в Кронштадте под Санкт-Петербургом. Первая его гражданская радиостанция вышла в эфир ровно сто лет назад (27 августа 1901 года) на острове Перебойный в дельте Дона.
Кому, как не нам, ростовчанам, сегодня поднять тост за Александра Степановича Попова - великого сына России!
Попасть на легендарный Перебойный можно только по воде. Поэтому корреспонденты «Вечернего Ростова» обратились за содействием в Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства.
Кстати, как напомнил начальник управления А.В. Огарев, и создал-то радиостанцию А.С. Попов для речного флота - по ней передавали сообщения об уровне воды в устье Дона для лоцманов, которые проводили суда из Азовского моря в Ростовский порт. Из-за сильных ветров уровень заметно колебался, и суда частенько садились на мели...
А как сейчас используют моряки торгового флота историческое изобретение Александра Степановича? Корреспонденты «Вечернего Ростова» побывали в святая святых управления - в диспетчерской. Там в это время дежурил П.И. Герасимов. По двум радиостанциям «Кама-Р» и «Рейд» он руководил движением 203 судов (из них 24 под иностранным флагом) от Старочеркасска до Керчи. Замечу, что радиостанции эти - размерами с коробку из-под обуви. Для сравнения: изобретение Попова занимало большую комнату.
...И вот белоснежный катер «Плутон» отвалил от причальной стенки, взяв курс на остров Перебойный. Сопровождал нас в этом путешествии капитан Ростовского порта Б.А. Ткаченко. Катер раньше служил на Военно-Морском флоте в качестве «адмиральского»: водоизмещением он в 45 тонн, оснащен двигателем мощностью 220 лошадиных сил. Конечно же, оборудован современной радиостанцией и радиолокатором. Два года назад «Плутон» полностью переделали. Ходить на нем по Дону - одно удовольствие!
Конечно же, в этом рейсе речь пошла и о радиообеспечении Ростовского порта. В распоряжении Бориса Анатольевича четыре суперсовременные радиостанции - две японские «Моторолы» и две отечественные типа «Гранит». В прошлом году ввели в эксплуатацию еще две, которые работают в интересах глобальной морской системы безопасности (одна находится в Ростове, другая - в Таганроге). К сожалению, покупать их пришлось в Голландии: в России, где появилась первая в мире радиостанция, электронику такой сложности производить пока не умеют.
БА Ткаченко рассказал, как они действуют. Едва радиостанция получает сигнал бедствия на воде, она в автоматическом режиме сбрасывает информацию в Новороссийский спасательный координационный центр. Оттуда по спутнику тревожное сообщение уходит в международный центр, который находится в пригороде Лондона. Его специалисты сразу же приступают к спасательной операции.
Стоят эти радиостанции около миллиона долларов, а купили их вскладчину Азово-Донское и Кубанское управления. Зато сейчас все порты юга России получили статус международных...
Часа через три «Плутон» причалил к дебаркадеру Рогожкино. Движение по гирлу Большая Кутерьма до Азовского моря запрещено любым плавсредствам. В этих местах уже 110 лет существует заповедник. За порядком на его огромной территории присматривают инспектора «Азоврыбвода» (управление находится в Ростове).
Всякая охота и рыбалка здесь строго, запрещены, но корреспонденты «Вечернего Ростова» были без удочек и ружей, поэтому нам сделали исключение. Старший инспектор «Донрыбзаповедника» В.К. Карабут выделил катер «Фастер» - и через десять минут бешеной скачки по донской волне мы ступили на остров Перебойный.
Он небольшой - всего квадратный километр. Дальше до самого горизонта гладь Таганрогского залива. На Перебойном расположен охранный пункт «Донрыбзаповедника» - двое инспекторов круглосуточно несут здесь вахту, готовые в любую минуту дать отпор браконьерам. Живут они в доме, где сто лет назад квартировал А.С. Попов, когда строил свою радиостанцию. (Об этом свидетельствует укрепленная на фасаде мемориальная доска; еще одна мемориальная доска в честь изобретателя радио находится в Ростове - на здании речного вокзала.)
Умели раньше строить - в стенах здания до сих пор нет ни одной трещины, и даже соломенная крыша сохранилась с тех времен!
Первая в России гражданская радиостанция стояла на месте сада, в 10-15 метрах от дома. Вернее, там находился передатчик, а приемник смонтировали на одном из двух каменных створов, построенных в море в пяти километрах от Перебойного еще во времена Петра I в качестве навигационных знаков. Данные об уровне воды в дельте Дона передавали на створ по радио, а там их сообщали капитанам проходящих рядом судов голосом - с помощью рупора.
А.С. Попов жил на острове около полугода, пока не собрал и не опробовал свое детище. Оборудование ему доставляли из Ростова по Дону.
Царское правительство отказалось финансировать строительство «гражданской» радиостанции. Александру Степановичу пришлось выложить из своего кармана 33 тысячи рублей (деньги в 1901 году огромные - корова тогда стоила десятку).
Нет пророка в своем отечестве! Даже после того, как радиостанция вышла в эфир, никто не дал изобретателю ни копейки на продолжение исследований. Своей лаборатории у него не было до конца жизни (скончался Попов в новогоднюю ночь с1905 на 1906 годы).
Грустные исторические параллели просматриваются и сейчас, через век после тех событий. Пять лет назад на Перебойный высадился целый десант ростовских радиолюбителей, которые с места, где стояла первая радиостанция, навели радиомосты со многими крупными городами России. («Вечерний Ростов» сообщил об этой акции своим читателям.) К столетию радиосвязи в Ростове ничего подобного не планируется. Как объяснил корреспонденту «Вечернего Ростова» заместитель, начальника РОСТО (ранее ДОСААФ) полковник В.А. Бочарников, у его организации на юбилей радио денег нет...
...На посту «Донрыбзаповедника» имеется радиостанция «Лен-8» ультракоротковолнового диапазона. По нашей просьбе старший поста А.В. Воробьев послал сообщение в Рогожкино. И вновь, как век назад, радиоволна ушла в эфир, чтобы преобразиться в приемнике в человеческую речь.
Век назад Александр Степанович Попов отправил радиограмму: «Внимание! Всем, всем! 27 августа 1901 год. Два часа пополудни...»
На наших часах тоже было ровно 14 часов!
На снимках: панорама восточной части острова Перебойный; дом, где жил А.С. Попов; старший поста «Азоврыбвода» А.В. Воробьев вышел на связь.
27 августа 2001г., ВР.
|