РОСТОВ… ЧТО ЭТО, СОБСТВЕННО, ЗНАЧИТ?
Официально наш город впервые был так назван 17 августа 1806 года, когда император Александр I Павлович указал перевести уездные «присутственные места» (администрацию) из Таганрога в Ростов. Уезд уже раньше, с 1797 года, назывался Ростовским, однако не по городу Ростову, а по Ростовской крепости.
Разговаривая, люди, конечно, давно говорили: «Ростов». Точно так сегодня для краткости говорят «Вешки», «Обливы», «Семикаракоры», «Кривянка», «Заветка» вместо полных наименований этих станиц и посёлков. Императорский указ привёл официальную норму в соответствие с фактическим положением вещей.
Крепость на практике называлась не только «Ростовской», но и «Димитриевской» и «Святодимитриевской». Это всё были варианты её официального названия. Императрица Елизавета Петровна указом от 13 октября 1761 года повелела наименовать строящуюся на Дону фортецию во имя святителя Димитрия Ростовского.
Самого святителя на тот момент не было в живых уже 52 года, но слава, немалая при жизни, после смерти только ширилась. Димитрий оставил целую библиотечку написанных им разнообразных трудов, и наибольший читательский интерес вызывали знаменитые «Минеи-Четьи» (или «Четьи-Минеи») - жития христианских святых, составленные календарно. Церковь нуждалась в них для отправления «праздников», «памятей», «дней», но и грамотные миряне любили эти поучительные и живые книги.
В 1752 году произошло событие, которое перевело фигуру покойного ростовского митрополита на порядок выше. Во время ремонта в Яковлевском монастыре были вскрыты захоронения владык, и гроб Димитрия оказался не с прахом, как другие гробы, а с мощами. То есть тело сохранилось в такой степени, какая, по церковному пониманию, предполагала чудо.
Срочно была наряжена специальная комиссия Святейшего Синода, которая обследовала останки Димитрия. Существует акт, составленный комиссией по окончании работ. Вывод её был однозначный - нетленность останков соответствовала требованиям, необходимым для канонизации - причисления к лику святых. Автор «Миней-Четий» делался одним из действующих лиц этого свода житий. Так у России появился новый святой - святитель Димитрий Ростовский.
Имя Димитрий он получил при постриге в монашество; родители же крестили его Данилой, полностью - Данила Саввич Туптало. Наконец, «Ростовский» - от города Ростова Ярославской губернии, по которому называлась митрополия. Это старорусский город, некогда бывший стольным для Ростовского княжества.
Появление нового святого - большое и нечастое событие. Оно было у Елизаветы Петровны на слуху, когда военная коллегия, где готовился указ о закладке крепости на Дону, запросила Зимний дворец, как наименовать оную крепость. «Димитрия Ростовского», - был ответ императрицы.
Полвека спустя она превратилась в город Ростов. Впоследствии во избежание путаницы велено было добавить к названию Ростова Ярославского «Великий», а к названию нашего города -«-на-Дону».
Безвременно ушедший из жизни Б.В. Украинцев проследил, откуда взялось название у Ростова Великого или Ярославского. След тянулся во времена незапамятные. Тот же святитель Димитрий в сочинении «О начале древнего славянского народа» называет в качестве ориентиров и новгородскую реку Рось, и библейского князя Росска.
«Вечерний Ростов»
|