Ростов - город
Ростов - Дон !
РОСТОВСКИЕ ХУЛИГАНЫ ДЕБОШИРОВАЛИ В НАШЕМ ГОРОДЕ ЕЩЕ ПРИ ЦАРЕ Нынешним разгулом преступности в России (и в Ростове в том числе) никого не удивишь. Мы уже как-то свыклись с тем, что в позднюю пору лучше на улицу не выходить, а открывать дверь незнакомому - опасно для жизни. Некоторые склонны винить во всем «демократию», которая обрушилась на всех нас в постсоветское время. Как это суждение похоже на то, которым объясняли всплеск преступности в Ростове еще в 1905 году!.. БОГАТЯНОВСКИЕ БЕСПОРЯДКИВ том году в Ростове развелось много хулиганья. Дело дошло до того, что в некоторые места города - Нахаловку, Горячий край, Богатяновку, Бессовестную слободку - боялась соваться даже полиция. Ростовские хулиганы настолько всех затерроризировали, что бедные обыватели чувствовали себя как в завоеванном городе, боялись выходить за дверь после восьми вечера. 17 августа 1905 года «Приазовский край» сообщал: «Группа жителей Богатяновского поселения обратилась к полицмейстеру с коллективным заявлением о беспорядках, происходящих в последнее время на Богатяновском спуске. Хулиганы среди белого дня нападают на прохожих, грабят и избивают их. Жители же не решаются принять меры к задержанию этих лиц, терроризировавших все местное население, из боязни быть избитыми и даже убитыми». Хулиганские стаи Богатяновки были самыми страшными и отвратительными. Не случайно именно на эту мразь сделало ставку жандармское управление, чтобы вызвать в городе волну еврейских погромов... После опубликования царского освободительного манифеста 17 октября 1905 года о даровании свобод толпа прекраснодушно настроенных интеллигентов и «передовых рабочих» двинулась к Богатяновской тюрьме, дабы освободить политических заключенных. Все по закону, по царскому указу. Враги либеральных преобразований (в лице консервативной администрации на местах), казалось, не могли ничего этому противопоставить. Но тут-то им и пригодилась богатяновская шпана. Подпоенная толпа богатяновцев, разбавленная переодетыми жандармами, представляла собой «альтернативную демонстрацию», которая напала на шествие интеллигентов. Во главе демократической группы шла с красным флагом барышня - 17-летняя гимназистка Клара Рейзман. Хулиганы (с той минуты они стали уже бандитами и погромщиками) вбили древко знамени в нежное девичье горло. Затем началось избиение толпы либералов, ну а дальше и сам погром. Интересно, что брат убитой гимназистки был тот самый Соломон Рейзман, который впоследствии подбил темерницких работяг на вооруженное восстание. Так он мстил за сестру. ЕВРЕЙСКИЙ ПОГРОМПик еврейских погромов в российской истории (358 за один месяц!) приходится на октябрь 1905 года. Ростовский погром, во время которого погибло около 300 человек, - третий по количеству жертв после одесского и кишиневского, где счет убиенным зашкаливал за тысячи душ. Впрочем, в Ростове, по тогдашним официальным данным, погибло «всего» 60 человек. Почти треть людей, чья жизнь была оборвана во время погрома в Ростове, не были семитами. Просто еврейских магазинов не хватало на всех желающих пограбить. Поэтому часто громили и соседние - принадлежавшие русским, армянам, грекам и т.д. Пострадали также немцы и поляки, которых из-за сходства фамилий принимали за иудеев. Кроме того, гибли и сами погромщики, поскольку многие евреи были вооружены револьверами и пытались отстреливаться в своих магазинах. На улице Московской (в районе нынешнего переулка Газетного), как утверждает писатель и историк B.C. Сидоров, отряд «еврейской самообороны» успел соорудить баррикаду. Впрочем, она продержалась только четверть часа и пала под натиском десятитысячной толпы нападавших. За три дня ростовского погрома (18-20 октября) были разгромлены, разграблены и сожжены все еврейские (и смежные нееврейские) магазины, лавки, дома и квартиры на Б. Садовой, на Таганрогском проспекте (Буденновском), Большом (Ворошиловском), в переулке Соборном и на Старопочтовой улице... Был разгромлен весь Новый базар и сожжены торговые ряды вокруг него. Выгорели почти вся центральная часть города и некоторые кварталы, прилегавшие к набережной. Все три дня бушевало море пожаров, которые грозили охватить весь город. Зарево над Ростовом былло видно за 30 верст. Еврейский погром был инспирирован тайной полицией и жандармерией не без ведома ростовского градоначальника графа Коцебу фон Пилара и полицмейстера полковника Прокоповича. А потом уже события развивались стихийно и быстро вышли из-под контроля, потому что в тогдашнем 120-тысячном Ростове силы правопорядка были ничтожны - 50 солдат, 57 полицейских, 20 жандармов, 100 казаков местной команды. В целом по стране инициатива еврейских погромов исходила от столичной «правой оппозиции» в лице высокопоставленных противников курса реформ, противников превращения самодержавия в конституционную монархию. Эти «ребята» из придворных и жандармских кругов надеялись путем разжигания погромов скомпрометировать саму идею политических свобод и добиться отмены прогрессивного царского манифеста от 17 октября 1905 года. Не случайно еврейские погромы были инспирированы на следующий же день после обнародования манифеста. Смотрите, дескать, вот до чего проклятая демократия довела! «Движущими силами» погрома были члены "Союза русского народа" (попросту черносотенцы) и переодетые жандармы плюс весь городской люмпен-пролетариат (преимущественно в лице портовых грузчиков и богатяновских хулиганов). На второй день в погром втянулись массы мещан с городских окраин и даже из Батайска и Койсуга. Количество всех прямых участников погрома колебалось от 15 до 26 тысяч человек. Тогда же былли устроены и стихийные торги, на которых награбленное имущество распродавалось за бесценок. Достойно внимания то обстоятельство, что казачье население воздержалось от участия в погроме, а роль военнослужащих казаков свелась к охране Госбанка и тюрьмы. В город были посланы регулярные казачьи разъезды, но они, как сообщает B.C. Сидоров, «тонули в разливе погрома». Подкрепления, прибывшие из Новочеркасска, образовали линию пикетов между Ростовом и Нахичеванью, в результате чего беспорядки не перекинулись в Нахичевань и имущество нахичеванских армян осталось целым. Погром затих на четвертый день сам собой, поскольку участники подустали, центр города сгорел, грабить было уже нечего... В. ВАРЕНИК. Историк.
24 апреля 2000г. ВР.
|