rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Щуко В.А.

             Авторы памятников эпохи конструктивизма - академики архитектуры

  shchuko17 июля исполнилось 125 лет со дня рождения одного из крупнейших предста­вителей художественной культуры пер­вой половины XX века, талантливого ар­хитектора, блестящего живописца, скуль­птора и профессионального театрально­го художника Владимира Алексеевича Щуко. Жителям Дона он известен прежде всего как один из авторов проекта здания Ростовского академического театра дра­мы имени М.Горького. Его пример дока­зывает простую истину - запоминающие­ся произведения в таком авангардном сти­ле 20-30-х годов, как конструктивизм, мог создать лишь человек, прошедший ака­демическую школу.

Родившись в Германии пятого июля (по ста­рому стилю), он, сын военного, ребенком был перевезен в Россию и образование получил в Тамбовском реальном училище, продолжив его в Петербургской академии художеств. Впрочем, живой характер не позволял ему ограничиться посещением академических классов: во время учебы он посещал живописные классы у Репи­на и делал обмеры памятников Пскова, Новго­рода, Ростова Великого. Как одного из лучших своих выпускников Академия посылает его в поездку за казенный счет - была такая награда за успехи в учении - в Рим, Афины, Стамбул. Привезенные им работы произвели такое впе­чатление, что Совет Академии решает во вто­рой раз командировать его за границу. В одной из первых его работ на родине (а он при окон­чании Академии получил звание архитектора-художника) стало кафе в гостинице «Европейс­кая», где чувствуется влияние стиля модерн и художественных концепций «Мира искусств». Потом, однако, его творчество основывается на строгих классических принципах. На счету Щуко в дореволюционные годы - доходные дома в Санкт-Петербурге и павильоны на междуна­родных выставках в Риме и Турине, церковь Политехнического института и памятный зал Санкт-Петербургской академии художеств.

Владимир Алексеевич не потерялся в сме­не эпох - с первых дней Советской власти он участвует в оформлении пролетарских праздников, продол­жает работать как театральный художник, начав свою театраль­ную карьеру в «Старинном те­атре» и «Прива­ле комедиан­тов». Он продол­жает и педагоги­ческую деятель­ность, начав ее на Высших жен­ских архитектур­ных курсах и в школе Обще­ства поощрения художников. В 1923 году вмес­те со своим те­перь уже бессменным соавтором В.Г. Гельфрейхом он создает пропилеи (торжественный вход с колоннадами и портиками) в Смольный. Причем настолько четко эта архитектурная ком­позиция попадает в стиль самого здания, что нынешние поколения уже не воспринимают про­пилеи отдельно от «штаба революции». Из пос­ледующих проектов воплощено не так уж и много, но это творения, четко характеризую­щие эпоху, например, новое здание библиоте­ки имени В.И.Ленина.

shchuko1Стоит остановиться на проекте Дворца Тру­да в Иванове, план которого напоминает сло­женные серп и молот. Именно здесь впервые особенностью здания архитекторы сделали силь­но выступающие лестничные клетки, соединен­ные с основным его объемом переходами. Этот прием был позднее с большей функциональной и эстетической эффективностью применен при разработке проекта здания Ростовского театра.

Строительству театра, открывшегося в 1935 году, предшествовал Всесоюзный открытый конкурс, на который были представлены 25 проектов, шесть из которых отмечены премия­ми. Казалось бы, определитесь с лучшим из победителей и стройте на здоровье. Но к исполнению был принят проект, который пришел после окончания сроков конкурса. Он-то и при­влек внимание местных властей остротой и оригинальностью, необыкновенно компактным решением объема огромного здания. Образ те­атра был решен как своеобразный памятник первой индустриальной пятилетке и уподоблен трактору. Центральную, зрелищную часть те­атра (большой и малый залы, вестибюль, фойе) авторы проекта - а это и были академик архи­тектуры В.А. Щуко и профессор архитектуры В.Г. Гельфрейх - закомпоновали в форму куби­ческого объема. Лестничные клетки и коридо­ры в стеклянных объемах, обступающие зда­ние с боковых фасадов, напоминают гусени­цы трактора. Контраст тяжелой, лапидарной его центральной части и остекленных верти­кальных лестниц и боковых коридоров-галерей, пандусы, ведущие к центральному входу, и нынче создают у зрителя ощущение динамиз­ма. Интерьер же театра разрабатывали уже ро­стовские архитекторы. Он очень отличался от общего замысла В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха, так как был близок к зарождающимся тенден­циям архитектурной неоклассики.

shchuko2Грандиозность - в духе эпохи! - построен­ного здания подчеркивалась объемом исполь­зованных на строительстве материалов: семь миллионов штук кирпича, восемь тысяч тонн инкерманского (речь идет о крымском место­рождении - прим. ред.) известняка, 3900 тонн мрамора, три тысячи тонн гранита. Это был крупнейший тогда в стране (большой зал вме­шал 2250 мест! Стоит напомнить, что при ре­конструкции театра в начале 60-х, проходив­шей при участии В.Г. Гельфрейха, сочли необ­ходимым уменьшить объем большого зала за счет выделения части его объема под Зеле­ный театр) и один из самых больших в Европе театров. В отличие от дореволюционных теат­ральных зданий здесь предусматривались про­сторные помещения для артистов - большое фойе, гимнастический зал, хорошо оборудован­ные артистические уборные.

    В настоящее время макет здания театра находится в Британском музее.

На снимках:академик архитектуры В.А.Щуко и его творения - пропилеи Смольного, новое здание библиотеки имени В.И.Ленина и Ростовский театр.

18 июля 2003г., Молот.
.