Дед Мороз как символ Советской власти
Многие не поверят, но один из самых любимых в народе праздников – Новый год –совсем еще молодой и по возрасту является ровесником детища Клары Цеткин - Международного дня солидарности женщин 8 Марта.
С незапамятных времен в Ростове отмечали приход Рождества. Начиная с 25 декабря по старому стилю на две недели вся деловая жизнь города практически замирала. Несмотря на обилие жаждущих купить какой-нибудь рождественский подарок, в этот период закрывались и многие магазины. Зато оставшиеся старались вовсю. По воспоминаниям очевидцев, витрины торговых учреждений напоминали окна в сказочный мир. Роскошные замки и занесенные снегом избушки из миндаля, горы колбас и окороков, невероятные по своей красоте рождественские подарки – все это ошарашивало, манило, сводило с ума горожан, отвыкших от такого изобилия за время Филипповского поста.
На время Рождества Большая Садовая преображалась и начинала отвечать своему названию, потому что практически у каждого дома устанавливалась собственная елка. А вот единой, центральной елки до революции в Ростове не было. На роль главной елки претендовала зеленая красавица в зимнем помещении Коммерческого клуба. На благотворительные рождественские балы, которые там проводились, собирался высший свет общества. Попасть туда было невероятно сложно и почетно.
Большой популярностью пользовались и балы у адвокатов, проходившие в Коммерческом клубе или в Клубе приказчиков. Немалые средства, собранные на этих благотворительных мероприятиях, шли в основном на лечение и обучение детей из малоимущих семей. По сравнению с первыми двумя елка в городском саду была более демократичной, входной билет туда стоил всего 5 копеек.Однако на эти деньги можно было хорошо пообедать. В парке играл духовой оркестр, действовал каток, публику веселили ряженые.
Настоящие народные гуляния разворачивались на катках, заливавшихся в районе железнодорожного вокзала для «черного люда». Рядом с традиционной елкой строились снежные крепости и горки, располагались карусели, устраивались целые представления.
Что касается собственно Нового года, то особым праздником его не считали и продолжали гуляний скорее уже по инерции. К тому времени елки начинали осыпаться, да и сладкие подарки заканчивались. Пожалуй, наиболее привлекательным моментом 31 декабря был приходящийся на это число день святого Василия. В ночь на 1 января по улицам бродили ряженые, стучали в окна и напевали «щедровки» примерно такого содержания: «Щедрик-ведрик, дай вареник!». Святой Василий помимо всего прочего считался покровителем ремесленников, поэтому 1 и 2 января в Ростовской ремесленной управе отмечался, как теперь принято говорить, профессиональный праздник мастеровых
Традиция рождественских елок оборвалась после революции. В пылу борьбы с религией данный праздник объявили буржуазно-церковным пережитком и запретили. Впрочем, это не мешало людям продолжать его отмечать. В музее краеведения хранится сатирический журнал 20-х годов, высмеивающий обжирающихся за праздничным рождественским столом нэпманов. В пику им показана идеологически правильная молодежь, встречающая Новый год в клубе под… марш Буденного. В 1935 году, когда праздник вновь разрешили, он сильно изменился. Елка из рождественской стала новогодней, основные торжества передвинулись на ночь 31 декабря. В праздничном обряде появилась новая фигура, ранее практически не известная – Дед Мороз с мешком подарков и Снегурочкой в придачу, а елочная звезда потеряла один из шести своих лучей, превратившись в пятиконечную.