rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Какой была донская столица весной 1943-го

Какой была донская столица весной 1943-го, вскоре после освобождения от оккупации, ког­да до нашей окончательной побе­ды оставалось еще два года?

«В Ростове мало улыбок. Много стиснутых зубов, сжатых кулаков. Тяжелое горе всели­лось в дом каждого. У всякого своя рана. У всех один общий счет с Гитлером», - писал 8 мая в газете «Молот» - единствен­ном областном периодическом издании, выходившем в те дни, корреспондент Я. Кривёнок.

Война нанесла Ростову страш­ный урон, - недаром его имя зву­чало на Нюрнбергском процессе, - он вошел в список тех городов Советского Союза, которые наи­более пострадали в годы Второй мировой. Донская столица стояла в руинах.

И все же город не замер в пе­чали. Даже сквозь скупые строки документов и хроникальных со­общений тех лет, самых обычных объявлений чувствуется желание поскорее наполнить жизнь радо­стью.

Десант из Большого

305В прошлом году в Ростове побывал с гастролями Большой театр. Много тогда говорилось о том, что это - первый при­езд Большого в донскую столицу.

Спектаклей в Ростове Большой театр раньше и в самом деле не показывал. Однако...

Есть интересный снимок: на ростов­ской улице на фоне руин - большая афиша, извещающая о выступлении в Ростове... группы артистов Большого театра. Концерт назначен на 2 марта 1943 г. Еще две недели назад в городе шли бои...

Тогда же, в марте, артисты Москов­ского второго фронтового театра пока­зали ростовчанам премьеру - спектакль «Русские люди» по пьесе Константина Симонова.

Интересно, что ростовский театр им. Горького, находясь в эвакуации, сде­лал несколько новых постановок, «Рус­ские люди» появились и в его репертуаре. В Ростов этот театр вернулся только осенью 1943-го, и о нем - отдельный разговор.

«В программе - «солист - пианист­ка, солист - вокалист, мастера художе­ственного чтения, балета и т.п.», - так сообщалось о возобновлении в 20-х числах марта открытых концертов Ростоблэстрады.

С 21 марта в помещении кинотеатра «Спартак» стал устраивать представле­ния для детей Ростовский театр кукол.

30 апреля на летней эстраде Первомайского сада открыл сезон театр комедии и миниатюр, афиши которого обещали зрителям водевили, театрали­зованные анекдоты, балет и др.

Почему разделился театр музыкаль­ной комедии? На этот счет существуют разные версии. Свой первый после оккупации спектакль театр показал уже 5 марта, 9-го - «Молот» сообщал, что коллектив ростовской музкомедии гото­вит новую оперетту - «Жрица огня». Но что это был за коллектив?

По одной из версий, та часть труппы, которая по какой-то причине не смогла эвакуироваться и работала здесь при немцах. По другой - это были не наши, ростовские артисты, а те, которые ока­зались у нас волей судьбы.

Они играли той весной «Сильву» и «Роз-Мари», показали и «Жрицу огня», репетировали «Свадьбу в Малиновке» и «Коломбину».

306Что известно достоверно, другая часть ростовской труппы в это время рабо­тала в Пензе. Она сделала значительное пожертвование (сборы от спектаклей, личные сбережения) в фонд обороны, на строительство боевых самолетов, за что получила благодарность от тов. Сталина.

- Пензякам очень понравился наш коллектив, и они хотели, чтобы он у них остался насовсем, - говорит ростовский краевед Геннадий Беленький, - ведь своего музыкального театра в Пензе не было, - нет его там, кстати, и поныне.

Но ростовчан такая перспектива не обрадовала, и после летних гастролей в Сочи они вернулись домой.

Сеанс прерывала тревога

В кинотеатре «Буревестник»

После той, большой, войны

За пол пачки «Беломора»

Проходили пацаны

И смотрели что хотели

В десять лет, и даже в семь,

И, как водится, балдели

От запретных в детстве тем.

Более всего лирический герой этой песни (из репертуара Малинина и Кара­ченцова) балдел, как помните, от фильма «Леди Гамильтон».

Такую историю о влюбленности в фильмы и их героев могли бы назвать автобиографической и пацаны, жившие в Ростове в 43-м.

...В документальной книге Владис­лава Смирнова «Ростов под тенью сва­стики» один из ростовских старожилов вспоминает, что в донской столице «При немцах работали все кинотеатры, но фильмы шли на немецком языке, поэтому ходить туда было бесполезно».

В ходе боевых действий они по­страдали, и в результате вышло так, что первым после оккупации заработал кино­театр в Сальске, потом - в Азове, потом уже и в Ростове.

307Что же за фильмы шли в те дни? От свидетелей того времени я не раз слыша­ла, что кино показывали тогда советское, преимущественно патриотическое. А зарубежные ленты появились на наших экранах уже после Победы: их привезли из Берлина. Оттого и название за ними закрепилось - «трофейные».

Действительно, было дело: захватили наши большую кинотеку под Берлином, привезли ее в качестве трофея на Родину. Но некоторые британские и американ­ские фильмы демонстрировались у нас еще до окончания войны. Свидетельством тому не чьи-то воспоминания (память может подвести), а те же объявления в «Молоте».

24 апреля газета сообщала, что Ро­стовская контора кинопроката получила из Москвы новые звуковые документаль­ные и художественные фильмы: «Сталин­град», «Иран», «Котовский», «Парень из нашего города» и др.

Для кинотеатров Ростовской об­ласти из различных городов страны на­правлено более 60 экземпляров новых кинофильмов. Ожидается получение «Секретаря райкома», английского доку­ментального фильма «Победа в пустыне», американских фильмов «Три мушкетера», «Очарован тобой», «Мелодии вальса», английского фильма «Леди Гамильтон», а также последних номеров журнала «Союзкинохроники».

До этого ростовчан (и, вероятно, жителей области) афиши приглашали на «Человека с ружьем», «Машеньку» и др.

- Билеты в кинотеатры мы покупали, в основном, у спекулянтов, которые ску­пали их с утра, - рассказывает извест­ный ростовский хирург Игорь Иванович Ваниев. - Поскольку Ростов до взятия Таганрога (то есть всю весну и лето 43-го) был прифронтовым, случалось, что кино­сеанс или спектакль в театре прерывался из-за бомбежки.

Помню, как на оперетте «Сильва» в музкомедии посреди действия на сцену вышел человек во фраке и сказал: «Граж­дане, воздушный налет. Спускайтесь в убежище». И - занавес опустился.

Но мы, мальчишки, сначала побежали в вестибюль - посмотреть, что там на улице происходит, и только потом уже спустились в убежище.

Словно взят уже Берлин...

Трудно даже представить, сколько сил положили ростовчане на то, чтобы восстановить донскую столицу, свои дома и предприятия. Донская табачная фабри­ка, к примеру, была разрушена так, что встал вопрос: не лучше ли просто расчис­тить руины, а такую же фабрику построить где-нибудь в другом месте?

Восстановили.

В сообщениях тех дней из разных концов области - Ростова, Сальска, Чертково повторяется одна и так же, вероятно, типичная деталь: «Рабочие принесли в свои цеха, мастерские из дому собственные инструменты и даже некоторые материалы...»

В общем, приближали час Победы как могли.

Возможно, листая газетные страни­цы весны 43-го, я воспринимаю упомя­нутые там события и факты не так, как это делали их современники, возможно, у меня - другие акценты. Но вот что еще меня удивило, взволновало и что я за­писала в свой блокнот:

- Быткомбинат с первых же дней осво­бождения Ростова открыл три ателье мод.

*  *  *

Обком комсомола с помощью местных организаций восстановил лечебные учреждения Маныча и на их базе создал областную детскую
здравницу для сирот, детей фронтовиков и инвалидов Отечественной войны.

*   *

- Торгующие организации Ростовской области начали подготовку к весенне-летней торговле безалкогольными напитками. Ростовский, Азовский и Каменский
пивные заводы приступили к выпуску продукции.

*   *

В ближайшее время в Ростове открывается новая коммунальная гостиница, рассчитанная на 52 номера.

*   *

Артели «Ростпромголубор» требу­ются мастера-шапочники, швейницы-надомницы, ученики по шитью головных уборов и моделист мягких игрушек.

...И это все - еще только весной 43-го...

8 мая 2008г., НВ.
.