Король Англии наградил её золотыми именными часами
Тамара Памятных — легенда мировой авиации, командир боевой эскадрильи, впервые и навсегда связала свою жизнь с небом в 16 лет...
Сегодня это самое «мажорное» её звание: «авиатрисса» — почётный член международного клуба лётчиц. Создали его американки, служившие в ВВС во время второй мировой войны. Служили они красиво, в намного более щадящих условиях, чем наши, но почёт, уважение и всемирную славу заслужили навеки. Во всяком случае во все учебники американской истории, в различные справочники их имена занесены. Есть одноимённая с клубом книга, рассказывающая о легендарных лётчицах мира. Больше всего там имён российских. Русские лётчицы стали эталоном для миллионов женщин, посвятивших себя небу. Американки говорят, что во многом благодаря тому, что они стали героинями их исследований, научных статей и диссертаций, сегодня в США женщин-лётчиц больше, чем в России, и они пилотируют даже «Боинги». Нашу героиню зовут Тамара Устиновна Памятных. О ней в «Авиатриссах» написано: «Участница Великой Отечественной войны. Лётчик-истребитель 586-го истребительного полка. Командир эскадрильи. Совершила 191 боевой вылет. Сбила 4 самолёта врага. Награждена орденом Боевого Красного Знамени и двумя орденами Отечественной войны I и II степени, медалями за трудовые заслуги. Король Англии наградил её золотыми именными часами». Началось всё в далёком 1936 году, когда по стране прокатился клич: «Комсомольцы — на самолёты!». 16-летняя Тамара пошла в аэроклуб города Свердловска, а затем в Ульяновскую лётную школу. Среди 250 парней учились 11 девчат. По окончании училища Тамара работала лётчиком-инструктором в аэроклубе, который через месяц после начала войны стал военной лётной школой, и она учила курсантов летать на наиболее тогда современном и сложном самолёте — «УГ-2». В октябре 1941 года Тамару и ещё двух девушек вызвали в Москву, в штаб ВВС. Друзья гадали: наверное, зашлют разведчиками в тыл врага.
В Москве было тревожно и сумбурно. Враг на подступах. Комсомольская площадь, площадь трёх вокзалов, запружена эвакуировавшимся народом. На вокзале увидели майора Марину Раскову, знаменитую лётчицу. Не зная, что именно к ней вызваны, не решились подойти, ничего не спросили. А она как раз была командиром 122-й группы, формировала три лётных женских полка: 586-й истребительный, 587-й — пикирующих бомбардировщиков и 588-й — ночных бомбардировщиков. Девчонки от 18 до 24 лет, в основном студентки (МАИ, МГУ, литературного, педагогического институтов), оторвались от родной альма-матер и стали авиамеханиками, вооруженцами, штурманами, мотористами. Расположились полки в Энгельсе под Саратовом. Учёба (учили преподаватели авиационной академии и Липецкой лётной школы) была блестящей и очень стремительной. В декабре 41-го года Тамара (она пошла в истребители) и её подруги уже летали на «яках». В марте 42-го началась боевая работа: круглосуточные дежурства, первая готовность — взлёт через 40 сек. после зелёной ракеты, 35-40 мин. полёта. «ЯК-1», «ЯК-7», «ЯК-9», «ЯК-9д» — боевые машины совершенствовались, время полёта возросло до полутора часов. И девушки тоже совершенствовались, досконально изучая и осваивая новые модификации.
Первый боевой вылет состоялся 21 июля 1942 года. Три истребителя сопровождали самолёт К. Ворошилова на воздушной дороге от Саратова до Сталинграда. После посадки командир «ЛИ-2» с изумлением узнал, что сопровождение обеспечивали лётчики-женщины, и обошёл кругом Тамарин самолёт. Потом их было немало, этих вылетов. Запомнился каждый. Особенно те, когда видела с высоты горящий — три огромных костра вдоль Волги — Сталинград. Скорбь, боль, битва.
Самый первый вражеский самолёт сбила Валерия Хомякова. В ту ночь фашисты летели бомбить Саратов, и она расстреляла головного. Оставшись без командира, эскадрилья повернула назад. В ту ночь Саратов не бомбили.
Валерия и погибла первой. Через 10 дней. В тёмную-тёмную ночь. Перед вылетом всё просила: «Спойте, девочки». И девочки спели все её любимые песни. Она вылетела вместо заболевшей подруги. В кромешной темноте потеряла ориентировку. Самолёт упал возле аэродрома. Из тех первых погибли 10 лётчиц, 3 комэска.
Тамара свои первые два самолёта сбила 19 марта 1943 года. Её и Раю Сурначевскую подняли на одного разведчика, который повадился летать над ст. Касторное. А на ней как раз было очень оживлённо: готовились к передислокации. Девушки искали разведчика и увидели вдруг появившуюся с запада группу — 42 вражеских самолёта. Предупредили ПВО. Со станции успели растащить эшелоны. Лётчицы передали: вступаем в бой. Бомбардировщики на них не рассчитывали: шли без прикрытия. Девушки зашли против солнца. Сбили двоих. Потом ещё двоих. Тамара увидела: прямо на неё несётся бомбардировщик. Даже верхнего рыжего стрелка рассмотрела. Он успел выстрелить первым, и она почувствовала, как её самолёт потерял управление и, крутясь, пошёл вниз. Она открыла кабину. Руки развело. Ремни не расстегнуть. Значит, выпрыгнуть не удастся. Значит, конец. Страха не было. Только мысль: жаль, что так мало успела сделать. И тут самолёт перевернулся в очередной раз, она сумела всё-таки расстегнуться и просто выпала из кабины. Дёрнула кольцо. Парашют раскрылся, как потом говорили, за 15 секунд до смерти: до земли оставалось не более 100 метров. Ещё в полёте успела убедиться: жива, руки-ноги целы, кровь на руках — "наверное, оцарапалась о ремни. На земле к ней уже бежали: руки вверх! Да своя я, своя. Привели в какой-то дом. Там незнакомый капитан. Хозяйка жарит картошку. Посадили за стол, капитан налил стакан самогонки: понимаю, что не пьёшь, но такого натерпелась, надо снять напряжение. Тамара пить отказалась: вы что, мне же докладывать. Стала спрашивать: не видели ли Раю? Смогла ли она выпрыгнуть, спастись? Нет, не видели. Капитан повёз Тамару в Касторное. Шофёр несколько раз в пути оглядывался на нее, будто не решаясь поверить, что этот лётчик — действительно девушка. В Касторном таяло, она подосадовала, что потеряла галошу с одного унта, и вдруг увидела: Райка идёт по улице, цела и невредима, с парашютом через плечо. Радость неописуемая! Оказалось, в её самолёте пробили радиатор. Вынужденная посадка была удачной. Перед командующим предстали слегка волнуясь. Он объявил о присвоении обеим звания лейтенанта, о награждении орденом Боевого Красного Знамени.
«Везучая ты, Тамарка», — часто говорили подруги. Конечно, везучая. И она, и весь её экипаж — Ирина Фаворская, Рита Кокина, Женя Борак — все с войны живыми вернулись. Конечно же, это замечательное везение. А за какого парня она замуж вышла там, на войне! Николай Часнык тоже лётчик, тоже комэска. 600 боевых вылетов. 27 сбитых самолётов. Два ордена Ленина, два — Боевого Красного Знамени, орден Красной Звезды, орден Александра Невского, орден Отечественной войны I степени, медаль «За боевые заслуги». Полк Николая стоял рядом с их полком. Дружили два года. Поженились. Она перешла в его лётный полк. В одном из боёв его сбили. После того как подлечился, им дали отпуск и отправили в дом отдыха в Переделкино. Они отдыхали ровно три дня. Потом услышали, что их полк после освобождения Минска наградили орденом Боевого Красного Знамени, и стали проситься назад из отпуска: что ж это, другие воюют, а мы отдыхаем...
После очередного боя Николай попал в плен. Был в лагерях, где содержались лётчики. Был в Бухенвальде. Трижды бежал. Неудачно. В Бухенвальде, конечно же, был среди организаторов восстания. Оттуда пришёл к американцам. Его положили в госпиталь. Пролежал 20 дней. Отъелся, растолстел так, что на него приходили смотреть: вот как эти русские поправляются после концлагеря. Отлежался, очухался — и к своим. Оттуда — на комиссию: доказать, что не предатель. Он доказал. А многие не смогли, пострадали безвинно, по лагерям отсидели, а то и вовсе были расстреляны.
Все эти долгие месяцы Тамара ждала любимого. Ох, эта смертная тоска, слёзы, ком в горле... Где ты? Живой ли?
«Живой!» — уверенно говорили ворожеи, к которым она ходила, когда уж совсем становилось невмоготу. Рассказывали, где, в каком доме его видят, в каком настроении. Верить или не верить? Ну как не верить, если в Липецке один гадальщик, молодой, между прочим, парень, сказал, что Николай «в каких-то стенах и в полосатой одежде». А он как раз тогда попал в Бухенвальд. И после всех этих испытаний — такая счастливая встреча: Тамара в Москве у сестры, и вдруг приезжает Николай, её муж, её герой, Герой Советского Союза.
И прожили они с ним сорок девять с половиной лет. И много-много всего и разного в этой жизни было. Два сына, оба — полковники в отставке, дочь — врач. Пять внуков, два правнука. Много любви, труда, общественной работы. Всё, ради чего, собственно, воевали. Оставшиеся в живых переписывались, встречались. Тамара Устиновна всегда старалась такие встречи не пропускать. Из последних особенно памятной была в Москве в 1990 году, когда встретились 40 русских и 40 американских лётчиц. Тогда и выяснилось, что в мире теперь она и её боевые подруги называются таким непривычным словом — авиатриссы. Годы неумолимо идут. Их всё меньше, оставшихся в живых. Своего Колю она потеряла 10 лет назад. За год до смерти ему ампутировали ногу. А за три дня он написал родным прощальное письмо. Она прочитала, сказала: «Ну что ты такое выдумываешь!» А он, наверное, чувствовал...
«Он и без ноги не был мне в тягость, — говорит Тамара Устиновна. — Я бы за ним ещё хоть 20 лет ухаживала бы». И такая в её голосе печаль, мудрость, любовь...
Грядёт 60-летие великой Победы. Тамара Устиновна мечтает вновь встретиться со своими однополчанками. Да будет благословенно это желание!
25 февраля 2004г., РО.
|