rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Матрос с "заговоренного" эсминца

МАТРОС С "ЗАГОВОРЕННОГО" ЭСМИНЦА

321У тех, кто прошел крещение огнем, есть такое поверье: если в самом жарком бою кого-то ни пуля, ни штык не берет, если он выходит целым и невредимым из самых немыслимых переделок, значит, не иначе как заговоренный. Но “заговоренными” бывают, оказывается, не только люди, а даже боевые корабли.

На одном из них – эскадренном миноносце Черноморского флота “Сообразительный” - провоевал всю войну матросом уроженец станицы Большая Козинка ростовчанин Трофим Васильевич Сарана.

- Бьет по кораблю тяжелая береговая немецкая батарея, а он десант высаживает. Юнкерсы целят бомбами, а они – мимо, - увлеченно рассказывает ветеран и, вспоминая былое, на глазах молодеет. – Торпеды по нашему эсминцу пустят, а командир отвернет, и торпеда за кормой. Попадал наш корабль и на минные поля, но и тут выходил невредимым. Во многих сражениях участвовал, а ни одного матроса не потерял. Даже раненых не было.

В такое чудо верилось с трудом. Война есть война. Без потерь на ней не обходится. Но позже попалась мне в руки документальная повесть “Мили мужества”, которую написал бывший командир “Сообразительного” Сергей Степанович Ворков, и все сомнения отпали...

Военно-морской флаг был поднят на эскадренном миноносце “Сообразительный” всего лишь за две недели до начала войны. Это был новый корабль. А уже на четвертый день он вышел в свой первый боевой поход.

322Этот поход навсегда врезался в память краснофлотцу Трофиму Саране. Еще бы! Ведь это было его боевое крещение. В составе отряда поддержки ударной группы кораблей – лидеров “Москва” и “Харьков”, “Сообразительный” направился к берегам Румынии - союзницы фашистской Германии. Перед черноморцами стояла одна, но главная задача операции - артиллерийским огнем уничтожить нефтехранилища в порту Констанца.

 Приблизившись к берегу, наши корабли легли на боевой курс и открыли по вражеским целям ураганный артиллерийский огонь. Удар был дерзким и внезапным. И все же противник сумел оправиться. Заговорили его береговые батареи. В пылу артиллерийской дуэли лидер “Харьков” попал на минное поле. Мощным взрывом его практически разорвало надвое...

Командир “Сообразительного” получил приказ идти на помощь терпящему бедствие кораблю. Но и без приказа на войне есть один непререкаемый закон – сам погибай, а товарища выручай.

- Когда мы подошли, лидер “Харьков” сильно дымил, - рассказывает Трофим Васильевич. – А тут еще в небе появилась большая группа вражеских самолетов. Не смолкают зенитки, трещат, надрываясь, пулеметы. В ушах – боль. Один из стервятников задымил и совсем недалеко от нас врезался в воду. Вот такая была обстановочка. Но свою задачу мы все равно выполнили...

В дальнейшем Трофим Васильевич Сарана на “бессмертном” эсминце, как окрестили его матросы с других кораблей, участвовал в боях под Одессой и Севастополем, Феодосией и Новороссийском, выходил в море для сопровождения транспортных судов и конвоев. Экипаж “Сообразительного” отразил более 250 атак вражеской авиации и сбил семь торпедоносцев и бомбардировщиков. Он четырежды привлекался к десантным и девять раз к набеговым действиям.

323За всю Великую Отечественную войну корабль совершил 218 боевых походов, пройдя около 63 тыс. миль (это почти трехкратное расстояние вокруг земного шара по экватору!) без повреждений и потерь. А сражались моряки храбро.

В рассказе о своем корабле и боевых товарищах Трофим Васильевич Сарана привел такой случай. Во время отражения одной из воздушных атак пулеметным огнем с самолета противника на “Сообразительном” был перебит фал, к которому крепился флаг корабля. Все ниже и ниже опускалось полотнище. Вот-вот упадет в море. И тут, невзирая на беспрерывный огонь с воздуха, краснофлотец Александр Загоруйко подхватил воинскую святыню и поднял ее над головой. Так и держал, пока не был поднят на гафеле другой флаг, который наши моряки издавна ни перед кем не опускают...

После войны Трофим Васильевич 16 лет проработал заместителем начальника Ростовского морского училища им. Г.Я. Седова, а когда ушел на пенсию – в отделе рабочего снабжения Волго-Донского речного пароходства, на таганрогском заводе “Красный гидропресс”. Героем себя не считает, хотя и имеет государственные награды. – Я просто воевал. И мне повезло, - говорит о своем боевом прошлом ветеран.

1 апреля 2005г., НВ.

.