rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Молодая гвардия: снова на краю "шурфа"

«Молодая гвардия»: снова на краю «шурфа»

     324В январе 1943 года у шурфа шахты № 5 Краснодона были расстреляны и сброшены в шахтный ствол участники подпольной организации «Молодая гвардия». Сейчас о молодогвардейцах почти не вспоминают, даже прошлогодняя круглая дата трагедии осталась в СМИ почти незамеченной. Другие времена — другие герои…

     В самом деле, что такого совершили молодогвардейцы, чтобы о них помнили сегодня? Вместе поразмышлять над этим мне предложил заместитель директора одного из ростовских проектных институтов Александр Стасюк, мать которого училась в одном классе со многими участниками краснодонского подполья.

     — По рассказам мамы, — вспоминает Александр, — это были обыкновенные жизнерадостные парни и девчата, разве что не по годам развитые. Ведь в годы первых пятилеток в шахтёрские города из Москвы и Ленинграда переехало со своими семьями немало специалистов, составлявших цвет интеллигенции страны.

    Но не только быстрое взросление будущих молодогвардейцев предопределило принятое ими решение. У них, как у всех волей судьбы оказавшихся в зоне оккупации, был выбор, и не один. Если не ехать на работы в Германию и не поступать на службу в оккупационные учреждения, то попытаться хотя бы просто отсидеться за спиной у матерей, благо опьянённым военными успехами 1942 года немцам было поначалу не до них.

   Молодогвардейцам никто не отдавал и не мог отдать безжалостный, но необходимый в то страшное лето приказ: «Ни шагу назад!». Свой выбор они сделали сами. Зачастую даже родители не знали, что их дети объявили фашистам тайную войну.

  «Последней каплей», повлиявшей на принятие этого решения, стала расправа гитлеровцев над группой краснодонских шахтёров, отказавшихся добывать для них уголь. 30 человек, вспоминает Александр Стасюк рассказы матери, были заживо закопаны в городском парке. Но эта демонстративная, направленная на устрашение населения акция вызвала противоположную реакцию…

    Сама Надежда Стасюк стала ростовчанкой уже после войны. Ей, а также чудом уцелевшей Валентине Борц в качестве награды за участие в сопротивлении и в восстановлении Донбасса дали путёвки на учёбу в вузы. Так она окончила 2-й Московский медицинский институт, после которого проработала 17 лет в поликлинике РИИЖТа.

    А 12 членов «Молодой гвардии», оказывается, вообще родились или жили в Ростове и Ростовской области. Известный донской журналист и краевед Борис Агуренко приводит их имена: Степан Яковлев, Майя Пегливанова, Георгий Арутюнянц, Шура и Вася Бондаревы, Юрий Виценовский, Анатолий Ковалёв, Владимир Рагозин, Стефан Сафонов, Евгений Шепелев, Леонид Дадышев, Александра Дубровина…

    Не случайно одним из лучших в стране народных музеев «Молодой гвардии» считался тот, что был создан в ростовской школе № 32.

   В его экспозиции было собрано много личных вещей подпольщиков и документов, рассказывающих об их судьбе. Так, Александра Дубровина, окончившая перед войной Ростовский университет, преподавала в Первомайской школе Краснодона, а с приходом немцев вместе с учениками, которые были ненамного моложе её, писала и распространяла листовки, участвовала в боевых акциях подпольщиков. Начавшиеся аресты её не затронули. Но Александра сама пришла в полицию, заявив: «Я — учительница и должна быть с моими учениками»…

     Дубровина разделила участь своих питомцев. Всего из 92 членов «Молодой гвардии» погибли 84…

    «У каждого человека бывают моменты, когда надо выбирать, — говорила Надежда Стасюк своему сыну. — Я никогда не смогу забыть тех ребят, которых больше нет. И сколько ещё проживу, столько буду чувствовать себя в долгу перед ними».

  Своё слово она сдержала, когда выступила в защиту честного имени Виктора Третьякевича. Именно Третьякевич, а не Олег Кошевой, в доме матери которого останавливался во время своих командировок в Краснодон писатель Александр Фадеев, являлся настоящим комиссаром «Молодой гвардии». А в романе он оказался выведенным под псевдонимом Стаховича, будто бы выдавшего немцам своих товарищей.

    Лишь спустя многие годы справедливость в отношении Третьякевича была восстановлена. А во время работы над романом, которая, к слову, велась по указаниям из Москвы в большой спешке, участников и очевидцев событий в Краснодоне приглашали в соответствующие органы и требовали, чтобы они подтверждали всё описанное Фадеевым.

    А спустя ещё десятилетия, тучи над «Молодой гвардией» стали сгущаться с другой стороны. В обилии начали появляться публикации, утверждающие, что героические дела молодых подпольщиков — плод писательского воображения, и если бы Фадеев не поехал в Краснодон, о молодогвардейцах никто бы и не вспомнил, тем более были организации и покрупнее…

    С самым последним утверждением спорить не буду. Действительно, материалы для своей книги писатель мог бы найти, например, и в Таганроге. Он больше, чем любой другой город Юга России, находился под фашистской оккупацией — целых 680 дней! И почти всё это время на его территории действовала мощная подпольная организация из выпускников и старшеклассников школ города, возглавляемая преподавателем Семёном Морозовым.

   Подобных свидетельств и документов о деятельности молодёжных подпольных групп в архивах Великой Отечественной немало. Так что же, будем теперь подсчитывать на калькуляторе, кто из них нанёс больше ущерба оккупантам и потому достоин памяти?! Они все совершили подвиг уже самим своим выбором, предпочтя честь позору, пусть даже ценой собственных жизней…

    Впрочем, сейчас, как мы уже говорили, на дворе другие времена. И Елена Белоногова, директор знаменитой своим музеем школы № 32, явно не горела желанием беседовать с корреспондентом на эту тему.

     Сегодня ей трудно уже вспомнить, когда ростовские школьники в последний раз ездили на родину «Молодой гвардии». И не только потому, что, как верещит телереклама, «новое поколение выбирает пепси». На эти поездки у самих школ элементарно нет средств, тем более Краснодон, если кто-то забыл, теперь — заграница!

    А с некоторых пор свернул своё существование и сам школьный музей. Нет, официально его, конечно, не закрывали. Но в школе уже давно идёт речь о капитальном ремонте, и бывшее музейное помещение используется как обычный класс.

   Впрочем, упрекнуть в чём-то Елену Владимировну и её коллег-педагогов язык не поворачивается. Когда учебники истории переписываются чуть ли не каждый год, а Великая Отечественная война подаётся лишь как эпизод второй мировой, больше того — как столкновение двух «тоталитарных», мало отличавшихся одно от другого государств, ждать от учителей военно-патриотического рвения трудно. Да и вообще, как твердят нынешние «общечеловеки», пора перестать ворошить прошлое, не то те же немцы обидятся и не захотят пускать нас в цивилизованную Европу.

     Но так можно договориться до того, что вычеркнуть из школьных программ и Отечественную войну 1812 года, и Суворова, и Александра Невского. И кто тогда останется? Отважный Рэмбо и компания, скачущие по экранам телевизоров и устанавливающие то в одной, то в другой стране новый мировой порядок?

    У американцев, конечно, возможности для пропаганды своей истории и жизненных ценностей побольше. Но и нам грех плакаться по любому поводу в жилетку. Средств, «выстреленных» одним только залпом фейерверка на молодёжных тусовках, проводившихся в канун выборов в Госдуму, с лихвой хватило бы на отправку в Краснодон школьной делегации. А на деньги, потраченные некоторыми партиями на приглашение в Ростов поп-звёзд и бесплатное пиво для будущих избирателей, можно было бы не только музей, но и не одну школу отремонтировать.

    Правда, то ли пиво было неважным, то ли избиратели оказались мудрее, но «общечеловеки» на выборах, как известно, пролетели. И можно надеяться, что от экспериментов и глумления над собственной историей мы всё-таки когда-нибудь перейдём к честному её осмыслению. И не дадим столкнуть в шурф забвения имена тех, кто отдал свои, ещё по сути детские, только начавшиеся жизни ради Родины. А, значит, и ради нас с вами.

14 января 2004г., РО.
.