rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Нельзя превращать память в металлом!

Нельзя превращать память в металлолом!

     Какой житель тихого Дона не мечтал в детстве стать моряком или речником и бороздить водные просторы! Тем более, что наше историческое прошлое еще со времен Петра I связано со сражениями и доблестными победами под Азовом и Таганрогом.

      В послевоенные годы мальчишки 13-й ростовской школы до дыр зачитывали вышедшую тогда книжку Игоря Всеволжского "Монитор Железняков" и взахлеб пересказывали друг другу подробности его славного боевого пути. Читая, представляли себе как он форсировал Дон, как неожиданно появлялся в самых мелководных, недоступных, казалось бы, местах, наводя страх на фашистов. Как под шквальным огнем противника этот плоскодонный корабль прошел по форватору буквально под носом противника.

    Много славных побед на счету экипажа монитора "Железняков". Полный опасности путь проделал он от донских станиц по Азовскому и Черному морям до Дуная и Будапешта. Но в 45-м, перед самой победой, в героическом бою он был подбит и затонул. Однако, корабль обрел свою вторую жизнь. Рабочие киевского завода "Ленинская кузница", с чьих стапелей в 1936 году сошел этот корабль, подняли его со дна Дуная, отремонтировали и установили на берегу Днепра. Теперь "Монитор Железняков" - экспонат заводского народного музея боевой славы.

      Глядя на такое бережное отношение к реликвиям прошедшей войны, как не вспомнить о нашем речном судне времен Отечественной. Ростовчанам оно было знакомо еще до войны, а после победы гудок именно этой ледокольной баржи возвещал всем о приходе весны и начале навигации на Дону. А звали эту баржу "Фанагория".

Об истории "Фанагории" рассказывали наши ростовские журналисты, бывшие в прошлом моряками - Ю. Беловолов, В. Хрущев, А. Резван, старейший работник ростовского судоремонтного завода Д. Резников.

     Летом 42-го года баржа смогла прорваться в Азовское море вопреки тому, что для многих судов устье Дона оказалось ловушкой. Это удавалось благодаря смекалке капитана судна. Ночью ходили, не зажигая бортовых огней. С рассветом бросали якорь ближе к берегу. Если в небе появлялись "юнкерсы", зажигали дымовые шашки, создавая впечатление пожара на судне. Так добрались до Тамани.

      Известно, что "Фанагория" вошла в состав Азовской военной флотилии в 1943-44 годах и участвовала в боях за освобождение Крыма. Каждый рейс в кипящем от огня и металла Керченском проливе мог стать последним для мирной и, не приспособленной к боям "Фанагории". Отвага ее экипажа была отмечена благодарностью командования.

Во многих боевых операциях участвовала "Фанагория". Под командой капитана Ершова ее экипаж четко выполнял все боевые задания. Особенно отличились ростовские моряки при проводке транспорта во льдах Керчинского пролива. Ведь буксир был единственным ледокольным судном в те суровые дни войны. Когда отгремели сражения, скромная труженица вернулась к мирному труду. Еще много опасностей подкарауливало буксир и в море, нашпигованном  минами, и на Дону, форватер которого загромождали затонувшие суда.

     В 50-е годы фонагорийцы заслужили звание отличного экипажа параходства. Но время неумолимо.  Честно служившее более полувека на голубых дорогах судно постарело. В начале шестидесятых "Фанагорию" списали, как говорится "под чистую". Плавучая реликвия пошла на металлолом и переплавку. А жаль. Теперь лишь в краеведческом музее о ее прошлом вам расскажет экскурсовод и покажет спасательный круг с названием судна-ветерана "Фанагория" ВДРП.

Судьба, считаю, несправедливо обошла Ростов славой и почестями. Наш город не попал в списки городов-героев, хотя именно здесь мир впервые услышал хруст фашистского хребта. В освободительных боях за Ростов и область в 1943-м году отличились пехота, кавалерия, танковые подразделения, авиация и морской десант. Не случайно поэтому в Азове и Таганроге мы видим памятники военным морякам, а на бывшем Миус-фронте не счесть их могил. И, вспоминая героев поименно, нельзя забыть и героическую "Фанагорию" и ее экипаж.

В. Куценко, журналист, моряк - старшина I статьи в запасе.
(с) "Молот" , 20 июля 2001 г., NN80-81 (22744-22745).
.