rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Николаю Турянскому квартиру подарил сам Брежнев!

Николаю Турянскому квартиру подарил сам Брежнев!

347
На параде Победы 9 мая 1975 года Николай Турянский и Леонид Брежнев увиделись в последний раз. 

Николаю Николаевичу Турянскому 82 года. Он бодр, свеж и с нетерпением ждет 9 Мая. Война оставила в его памяти множество воспоминаний, но есть среди них самое дорогое. В 1943 году, когда шли бои на Малой земле, лейтенант Николай Турянский познакомился с начальником политотдела Леонидом Брежневым - будущим генеральным секретарем ЦК КПСС. Сейчас ходит много домыслов о «политическом деятеле времен Аллы Пугачевой». Ростовчанин ничему не верит - только своей памяти. А она хранит замечательные истории о Леониде Ильиче.

«В 43-м в Новороссийске мы обороняли цементный завод «Октябрь», - начинает свой рассказ Николай Николаевич. - Сейчас на том месте стоит вагончик - памятник погибшим. У нас осталось всего по ящику снарядов. Надо было пробраться к девятому километру Сухумского шоссе к штабу. Идти вызвался я, молодой лейтенант.

В жуткий холод пришлось мне красться вдоль моря по скалам. В штаб я попал лишь в десятом часу вечера. Там меня встретили начальник политотдела Леонид Брежнев и полковник Штахановский. Я рассказал им о непростой ситуации, в которой мы оказались.

  - Да, положение тяжелое, надо как-то помочь, - отреагировал Леонид Ильич. - Как настроение бойцов? Долго ли продержитесь?

      Я ему:

   - Леонид Ильич, вы ж понимаете, отступать некуда. У вас на девятом километре стоит полк НКВД. Будем отступать, свои же и расстреляют. Он в ответ рассмеялся, а после предложил:

    - Лейтенант, ужинать будете с нами?

   Принесли нам чайник, огромный, медный, как будто еще революционный; кружки, как сейчас помню, сделанные из консервных банок; галетное печенье и конфеты-«подушечки». Брежнев лично мне чай наливал!

 А вот еще одна история.

     Прихожу домой из ресторана, жена говорит: 

   - Тебе телеграмма правительственная. На холодильнике лежит. Когда увидел красную полоску и прочитал: «Предлагаю прибыть в Новороссийск для встречи с генеральным секретарем Леонидом Ильичом Брежневым», чуть в ящик не сыграл.

     В Новороссийске поселили меня в профилактории «Красный Октябрь». Воспоминания нахлынули - там все камни родные. В номере - два ящика пепси-колы. Я тогда даже ведать не ведал, что это такое!

     В назначенный час мы (правительственные телеграммы получили 29 ветеранов) прибыли встречать Леню. В аэропорту никого кроме охраны. Стоим, курим. Когда Брежнев стал с трапа вертолета сходить, образовалась туча и ливень зарядил. Он нас увидал и отодвинул зонт со словами: «Не надо! Я ведь на родной земле».

  Я стоял в строю двадцать седьмым. Генсек с каждым за руку поздоровался, а когда до меня дошел, остановился и пристально на меня посмотрел. А я седой уже, с клюкой.

    - А почему ты с палочкой? - спросил Леонид Ильич.

    - Так нет уж ноги!

    - Как нет? Почему? Где?

    - На Днепре потерял. 1 ноября 1943-го. Из батареи один остался...

    - Так ты от Новороссийска аж до Днепра дошел?! Молодец!

   В тот день мы с Брежневым на стадионе свиделись. Поговорили, о том, что упускаем молодежь, что она становится неуправляемой, что решено развивать патриотизм. Так и живу я по заветам Брежнева: рассказываю школьникам и студентам о военных подвигах».

     А в 1975 году Леонид Ильич сделал ростовчанину поистине генсековский подарок - подарил квартиру!

   «Это было очень неожиданно. Каким-то образом Брежнев узнал, что я живу с семьей в ужасных условиях. Так Леонид Ильич тут же издал приказ: «В 24 часа выделить Турянскому квартиру в центре Ростова, с телефоном». Сказано - сделано. На следующий день я переселился в новые апартаменты на Красноармейской. Во власть какая была тогда! А когда осенью 1982 года Брежнев умер, я плакал как ребенок. Он же для меня как отец родной был!» 

Из книги Леонида Брежнева «Малая земля»

     «С 18-й армией связана моя фронтовая жизнь, и она навсегда сделалась для меня родной. В рядах 18-й я был на Малой земле, роль которой в освобождении Новороссийска и всего Таманского полуострова значительна.

     Бывает, попадет человек в такие обстоятельства, когда за год увидит, узнает, прочувствует столько, чего в иное время не вместит и целая жизнь. Насыщенность событий на Малой земле была так велика, а бои столь жестоки и непрерывны, что, казалось, шли они не 225 дней, а целую вечность. И это все мы пережили».

Фото из архива Николая Турянского.
21 апреля 2005г., КП.
.