rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

От станции Индюк до холма Тынисмяги

От станции Индюк до холма Тынисмяги

366В промозглом ноябре 1942 года, сражаясь с горными стрелками из дивизии «Эдельвейс», на перевале Гойтх, что недалеко от Туапсе, погиб дед моего мужа, майор Иван Герасимов. Уже после войны его ординарец привез вдове, Анне Михайловне, планшет деда и подробно рассказал, где похоронили они командира.

А потом, много десятилетий подряд, пока хватало сил и здоровья, бабушка моего мужа каждый год 9 мая ездила из Ростова в Краснодарский край, на станцию Индюк, возле которой были похоронены защитники перевала. В середине 90-х, уже после смерти бабушки, мой муж, никогда не видевший деда, решил разыскать его могилу – и не смог. Местные жители объяснили: теперь захоронение – под полотном недавно проложенного шоссе. Строители даже не пытались перезахоронить солдатский прах – просто сровняли все бульдозером, уложив поверх асфальт. …Именно об этой солдатской могиле под гладким скоростным шоссе думала я, когда на экранах телевизоров и днем, и утром, и вечером шли бесконечные репортажи о таллинских событиях – сносе Бронзового солдата. Выходит, могилы воинов Великой Отечественной - лишь разменная монета большой политики, имеющая совсем разную стоимость в самой России и за ее пределами…

На территории 49 зарубежных государств похоронено около 4, 5 млн. российских и советских воинов, погибших в ходе разных войн и конфликтов. В земле Аляски покоится прах 11 солдат, в Тунисе – 100, в Швейцарии – 23, в Великобритании – 348, в Нидерландах – 1355, в Норвегии – 12370, в Китае – 13000, даже в Малайзии похоронено 9 наших воинов. Больше всего захоронений в центральной Европе, где земля буквально полита русской кровью, а лидирует среди стран, бесспорно, Германия: здесь 3500 захоронений, в которых покоится прах почти 800 000 солдат и офицеров. Кстати, на территории той же Эстонии расположены 265 братских могил, где похоронены около 170 тысяч советских воинов. На уход за зарубежными воинскими захоронениями государство выделяет деньги – и немалые. И везде - от Аляски до Японии - знают: Россия чтит память своих героев и гордится ими. И в случае чего - как с Эстонией, например, - готова бросить всю имперскую мощь на защиту родных гробов, даже если при этом надо будет пренебречь элементарной политкорректностью.

Намного меньше повезло памяти тех героев, кто совершил такой же подвиг – но только на родной земле. Солдатские могилы и захоронения, которые находятся в России, по нашему законодательству должны содержаться за счет средств местных муниципалитетов. А этих самых средств в богом забытых российских углах попросту не хватает - даже на живых, не говоря уже о мертвых. А если и хватает – всегда ли эти деньги идут по назначению?

В разгар таллинского противостояния ростовские «Наши» (которые, к счастью, в отличие от своих московских «однопартийцев» не бесновались, как хунвейбины) направили свою молодую энергию на созидание: привели в порядок 10 памятников воинам, павшим при освобождении Ростова в 1942 году. Но неужели надо было ждать международного скандала с Бронзовым солдатом, чтобы вспомнить, наконец, о могилах героев под собственным носом?! Сколько таких мемориалов в России, позабытых и разрушенных, расстрелянных в упор вовсе не фашиствующими эстонцами, а доморощенными «самородками», стоят немым укором ныне живущим? Не сосчитать…

Но забвение, как оказалось, – не самое страшное, что может случиться с памятью «бронзовых солдат». Недавно под Москвой, расширяя шоссе в международный аэропорт Шереметьево, власти тихо и без шума вырыли останки шестерых летчиков, защищавших небо столицы в годы второй мировой войны, – и это не стало предметом внимания и возмущения общественности. Сам факт сноса памятника с помощью бульдозера попросту не заметили.

Но, похоже, что всех переплюнут в Санкт–Петербурге, где на костях – в прямом смысле слова – делают бизнес. Здесь начался демонтаж мемориала «Красная горка», памятника, охраняемого ЮНЕСКО, - самого известного форта северной столицы, где захоронены останки участников Кронштадтского мятежа 1919 года и обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Коммерческая фирма решила, что живописный берег Финского залива (имеющий статус заказника), где расположен форт, вполне подходит для поселка элитных коттеджей. Голоса возмущенных ленинградцев–петербуржцев не были услышаны ни городскими депутатами, ни тогдашним министром обороны РФ Сергеем Ивановым, призывавшим недавно бойкотировать таллинские шпроты…

Такая же страшная участь ждет и другую достопримечательность Санкт-Петербурга - Марсово поле, существующее с момента основания города. Здесь в 1801 году поставили памятник А.В. Суворову, в 1917 году расположили некрополь жертв революции и Гражданской войны, с 1957 года здесь горит Вечный огонь. Власти города вопреки возмущению и протестам горожан планируют здесь строительство подземной парковки (а может, торгового центра). Эти известные факты – один возмутительнее другого - не взволновали ни депутатов, ни партийных лидеров, ни высоких кремлевских чиновников, ни известных представителей общественности. Всех тех, кто громко возмущался перед телекамерами по поводу сноса мемориала в Эстонии. Кто-то делает «на костях» деньги. Кто–то приобретает иной капитал - политический…

Сейчас таллинский Бронзовый солдат стоит на новом месте - на мемориальном кладбище «Сиселинна», где захоронены павшие в разных войнах солдаты Эстонии, Советского Союза и Великобритании. Уже 1 мая защитники памятника возлагали к его подножию цветы. Как обещают местные власти, к июню за спиной Солдата восстановят каменную стену, сюда же будет перенесен прах тех, кто был похоронен на холме Тынисмяги.

Мемориал форта «Красная горка» под Ленинградом начали демонтировать как раз накануне нынешнего 9 мая.

А на перевале Гойтх над закатанной в асфальт могилой майора Ивана Герасимова легко шелестят шины автомобилей, унося счастливых отпускников к синему морю…

08.05.2007г., НВ.
.