rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Павшие обретают имена

Павшие обретают имена

368Война считается оконченной только тогда, когда назовут все имена участников, похоронят по-человечески всех погибших. Именно этим занимается организация «Память-Поиск», руководителем которой является Владимир Кириллович Щербанов. В этой организации на данный момент состоят только энтузиасты, ведь официально её перестали финансировать ещё пять лет назад. В Ростовской области это единственная организация, имеющая разрешение на перезахоронение останков солдат.

Екатерина Алипатова, состоящая в «Память-Поиск» уже 5 лет, рассказывает:

— Нашей организации в этом году 25 лет. Я сюда попала совершенно случайно. К нам пришли в школу, рассказали о существовании «Поиска» и пригласили в поездку. Я согласилась, не осознавая, что экспедиции захватят меня на столь долгий срок и что это станет моим любимым делом. Первая моя вахта проходила весной, примерно с 1 по 9 мая, в Куйбышевском районе Ростовской области. Вместе с нами были поисковики из Ростова, Егорлыка и Анастасиевки. В этой местности мы нашли останки тридцати пяти солдат.

Когда «поднимаешь» первого усопшего солдата — впечатления непередаваемые. После этого у меня полностью изменилось мировоззрение. Это психологически тяжело. Ты понимаешь, что вот, человек воевал и погиб за твою жизнь, твоё будущее, будущее всей страны.

Остальные «поисковики» попали в организацию по разным причинам: кто-то узнал об этой благородной деятельности от знакомых и заинтересовался сам, кто-то хочет найти своего родственника или просто помочь.

— Обычно мы выезжаем группами от 7 до 50 человек, живём в палатках, готовим на костре, — говорит Ека­терина. — В данный момент работаем на Миус-фронте, протяжённость которого — от Таганрога до Украины, вдоль реки Миус. Наши бойцы стояли на равнинной стороне, а немцы на обрывистой. В Ростовской области в то время действовали элитные немецкие подразделения. Здесь мы поднимали даже моряков 68-й и 76-й морских бригад. Однажды выкопали останки солдата, у которого в нагрудном кармане лежали патроны. В один из них попал осколок снаряда, пуля вылетела из патрона и убила его. Примечательно, что в советское время не приветствовалась церковная вера, но у многих солдат мы находим нагрудные крестики. Потому что не бывает атеистов в окопе.

369Иногда мы опознаём погибших по именным медальонам, которые они должны были заполнять для опознания. Хотя делали это редко, потому что считалось — если заполнишь, значит, ждёт неминуемая смерть. Но если медальон заполнен, мы довольно легко находим родственников солдата. Совсем недавно обнаружили в захоронении медаль «За отвагу». Поработав в архивах с данными о тех, кто был награждён этой медалью в те годы и кто воевал в данной местности, мы выяснили имя солдата и нашли родственников. Они уже ждут передачи награды. Бывало, мы находили обручальные кольца с выгравированным именем или инициалами, по ним наши архивные рабочие тоже ищут потомков погибших воинов.

Нас часто спрашивают, не страшно ли нам, нет ли суеверного страха? Всё-таки мёртвых тревожим… Могу сказать, что иногда какая-то мистика проявляется. Вот, например, история. Двое поисковиков-сапёров работали в тоннеле. Внезапно на них налетела стая невесть откуда взявшихся бабочек. Насекомые стали садиться поисковикам на лицо и руки, а потом улетели. В этот же день сапёры подорвались на снаряде… К счастью, живы остались, но, конечно, долго лечились. Уже после выписки из больницы стало ясно, что шрамы на их руках и лицах остались на тех же местах, куда садились бабочки. Или вот ещё случай. Нам нужно было копать на участке у одной сельской жительницы. Но она категорически отказывалась, мол, не тревожьте мёртвых, они и так намучились. Пришлось отказаться от этой идеи. А через некоторое время эта женщина сама нас разыскала и начала умолять всё-таки провести работы. Она рассказала, что после нашего отъезда ей стали сниться кошмары, в которых мёртвые солдаты приходили к ней… А через некоторое время тяжело заболел её муж. Мы подняли погибших из земли, произвели перезахоронение и даже пригласили священника из местной церкви для отпевания. Это единственный случай, когда местная жительница отказала нам в содействии, все остальные охотно идут на уступки и приходят с цветами на перезахоронения.

Некоторые из «поисковиков» имеют особое чутьё на захоронения, это проверено.

Следующая вахта начнётся в конце апреля, и примерно 9 Мая пройдёт официальное мероприятие памяти павших. Мы хотим сделать так, чтобы война скорей закончилась. А в «Вахтах памяти» участвовало как можно больше людей.

№3 (686) от 16 января 2008 года РО. 
.