rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Яндекс.Метрика

Память о героических подвигах

Память о героических подвигах

    Прошло 56 лет с тех пор, как отгремели последние выстрелы Великой Отечественной войны, но память о героических подвигах и людях, их совершавших, живет в наших сердцах. К сожалению, уходит поколение ветеранов, и мы должны успеть услышать о событиях тех страшных лет из уст очевидцев, узнать именно от них, участников самой страшной войны в истории человечества, как же досталась победа.

     У меня есть дедушка. Он, Совайленко Василий Климентьевич - ветеран Великой Отечественной. Мы с ним большие друзья и любим проводить время в беседах. Несмотря на свои годы, он помнит многое до мельчайших подробностей, но больше всего я люблю слушать те истории, которые приключались с ним на войне. Вот одна из них.

     - В годы Отечественной войны в горах Кавказа шли жестокие бои. У Малого Кавказского перевала на 54-м километре от моря размещались склады 46-й армии. И сейчас в этих местах можно найти части от пулеметов и автоматов. Однако всех, кто и сейчас там бывает, интересует одинокая вышка канатной дороги, маячившая в долине. Как она здесь появилась? Кто ее построил? А все дело в том, что постренная когда-то вышка - это "памятник моим заслугам", как говорили в нашем батальоне после того, как мне удалось сорвать затею строительства здесь канатной дороги... И я рад, что через 57 лет после этих событий мне предоставляется возможность рассказать об этом.

      По различным обстоятельствам я задержался и появился на 54-м километре через 10 дней после того, как здесь побывал представитель Ставки Верховного Главнокомандующего Л.М. Каганович, утвердивший план строительства подвесной дороги через Малый Кавказский перевал для снабжения всех войск боеприпасами и провиантом. В штабе батальона мне сообщили, что строительство идет быстрыми темпами, уже одну вышку для подвесной дороги построили и возводят вторую. Для получения задания комбат и комиссар батальона были срочно вызваны к генералу, замкомандующему 46-й армией. Я сразу же отправился к палатке, где и находился штаб.

      - Что вы хотите, молодой человек? - обратился ко мне генерал.

      - Молодой человек является уполномоченным Особого отдела фронта при 447-м автобатальоне.

      - Мной уже даны указания вашему комбату... Чего еще вы хотите?

      - Хочу, чтобы все эти указания были отменены как ненужные.

     - Строительство канатной дороги - это приказ Ставки и я головой отвечаю за это! - возмутился генерал. - Тысячи специалистов утверждают, что иной возможности доставить продовольствие нашим солдатам нет!

     - Но дорога будет построена только через три-пять месяцев, а есть возможность начать кормить солдат уже сегодня!

- Молодой человек! - генерал уже начал выходить из себя. - У меня нет времени слушать ваши сказки. Лучше было бы, если бы вы освободили мой кабинет!

    - Хорошо, но я сейчас же отправлюсь к своему генералу и мы сегодня же будем у Кагановича, которому изложим свои предложения по этому вопросу. А также объясним, что вы ввели Ставку в заблуждение, предложив пагубное строительство.

       Мои слова произвели на замкомандующего отрезвляющее действие.

      - Но почему вы считаете, что ваш план заслуживает внимания?... Тысячи людей не могли предложить ничего более дельного...

      - Из истории человечества известно, что тысячи людей видели, как яблоки падают с дерева на землю, но только Ньютон из этого факта вывел закон всемирного тяготения.

       - Ладно, - уступил генерал, - говорите.

     - От моря до 46-го километра все машины, даже с "лысыми" скатами без протекторов проходят расстояние бесприпятственно. Первый перевалочный склад делаем здесь. Далее - до 54-го километра - небольшой подъем, и этот подъем уже должны преодолевать 20 новых английских машин, которые на колесах имеют цепи. Вот пусть они и работают на этом участке. Самым трудным является крутой подъем Малого перевала. Но у нас имеются 25 американских "Виллисов", у которых и передние, и задние оси - ведущие, и они легко берут подъем от 54-го до 60-го километра на вершине горы. Там и установим мы второй перевалочный склад. Хотя "Виллисы" могут перевозить только по 500 кг груза, но путь там короткий, и они в состоянии доставить все, что необходимо бойцам на Большом перевале. А от вершины Малого перевала до Большого перевала 120 км путь пологий и его, пройдут все машины. Так что нам нужна не подвесная дорога, а ваш приказ об использовании разных видов машин на различных участках и об оборудовании двух новых перевалочных складов.

     В приемной слышались какие-то переговоры, но когда я стал излагать свой план, там установилась полная тишина. Некоторое время генерал сидел как загипнотизированный и наконец выдавил из себя:

       - Вы - молодец, лейтенант. Хотите еще что-то добавить?

    -Да, еще хочу сообщить, что на 54-м километре в палатках уже три месяца живут три резервных автобата шоферов в ожидании машин. От безделья они уже все, что можно, проиграли в карты. А шоферы работающих автобатов уже по пять месяцев сидят за рулем без сна и отдыха, отчего 40 машин с сонными водителями ушли в обрыв. Предлагаю один резервный батальон посадить вторыми шоферами на наши машины. Пусть поработают, а когда придет техника, их несложно отозвать.

       Глаза генерала подобрели, и он сказал:

    - Это тоже принимается, а за дельное предложение по обеспечению фронтовиков всем необходимым на Большом перевале, я представлю вас к правительственной награде.

    В батальоне меня все поздравляли, а шоферы благодарили за второго водителя - теперь им станет легче. Большинство считало, что никакой обещанной награды не будет, так как, во-первых, продолжается отступление, а, во-вторых, кто же награждает "за отмену приказа Ставки..." Но через десять дней меня срочно вызвали с гор к Члену Военного Совета, который вручил мне медаль "За боевые заслуги". Это была первая награда в нашем батальоне.

Алла Лебедева школа N 27 Ростов-на-Дону
(с) "Молот", 22 мая 2001 г., N 56 (22720).
.