rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Победный радиомост Берлин-Москва-Париж

ПОБЕДНЫЙ РАДИОМОСТ БЕРЛИН – МОСКВА - ПАРИЖ «ПОСТРОИЛ»   РОСТОВЧАНИН АРХИП МОДОВАНОВ

374«Вечерний Ростов» ведет летопись Великой Победы, рассказывая читателям о наших земляках, которых фронтовые дороги весной 1945 года привели к Берли­ну. Ростовчанин Иван Андре­ев 2 мая водрузил над Бран-денбургскими воротами Крас­ное Знамя... В ночь с 1 на 2 мая ростовчанин Виктор Веревченко участвовал в штур­ме имперской канцелярии... 30 апреля ростовчанин Нико­лай Петренко в составе штур­мовой группы 150-й стрелко­вой дивизии ворвался в зда­ние рейхстага.

На передовой каждый боец был занят своим делом. Ро­стовчанин Архип Молдованов все четыре военных года слу­жил радиоинженером - вмес­те со своими подчиненными «давал связь» командованию Юго-Западного, Сталинград­ского, Донского, Центрально­го и 1-го Белорусского фрон­тов. В мае 45-го их 66-й от­дельный полк связи распола­гался в предместьях вражес­кой столицы. Тогда-то и на­стал звездный час инженер-майора Молдованова.

...В 1994 году ростовский нейрохи­рург В.А. Молдованов («Вечерний Ро­стов» в номере за 28 апреля нынеш­него года рассказал о его работе в клинике медуниверситета) был в слу­жебной командировке в Санкт-Петер­бурге. Владимир Архипович зашел в Военно-исторический музей и... уви­дел на одном из стендов фотографию своего отца. Рядом - какое-то устрой­ство с пояснительной запиской. «Двук­ратный буквопечатающий дуплексный телеграфный аппарат обр. 1943 г. Использовался во время Великой Оте­чественной войны для связи от шта­ба армии и выше... Работу этого ап­парата по радио при передаче в Мос­кву акта о безоговорочной капитуля­ции фашистской Германии обеспечи­вал инженер-майор А.Г. Молдованов».

Владимир Архипович сообщил о своем открытии сотрудникам музея. Мол, отец живет в Ростове-на-Дону ипопросил его убедиться, на месте ли еще легендарный музейный эк­спонат - аппарат «Бодо», который на весь мир разнес весть о капитуля­ции Германии.

Вскоре Архип Григорьевич по за­данию музея уже работал над мему­арным очерком, посвященным собы­тиям 8 и 9 мая 1945 года.

Если б Молдованов-младший не заглянул в Военно-исторический му­зей, о роли Архипа Григорьевича в церемонии подписания акта о капи­туляции Германии так никто никогда бы и не узнал. Человек он очень скромный, «раскачать» его на встре­чу с корреспондентом «Вечернего Ростова» оказалось непросто. Дескать, не писали о нем раньше в газетах, может, и на этот раз не стоит?

И все же наша беседа состоялась.

...Моему собеседнику 89 лет. Он высок, для своего возраста выгля­дит неплохо. Вот только ноги болят - подышать свежим воздухом полу­чается нечасто.

Воевал Молдованов с самого на­чала - его мобилизовали со строи­тельной площадки мощной правитель­ственной радиостанции на Западной границе 22 июня 1941 года. Привин­тил инженер на петлицы по «кубику» и поехал за назначением в штаб Юго-Западного фронта. Его первый полк погиб в окружении - он спасся чу­дом. Кадровики направили в 66-й отдельный полк связи - в той части воентехник 3-го ранга (соответствует воинскому званию «майор») и про­шел от Волги до Берлина.

- 7 мая мы выехали в центр Бер­лина на экскурсию. Побывали у рейх­стага, на развалинах имперской кан­целярии, - рассказал А.Г. Молдова­нов корреспонденту «Вечернего Ро­стова». - Вернулись в полк - меня вызвал полковник Борис Петрович Жуков и приказал немедленно ехать в штаб 1-го Белорусского фронта. Там-то узнал о нашем последнем боевом задании - развернуть узел связи на территории немецкого во­енно-инженерного училища в Карлс-хорсте (восточная часть Берлина). Задача - обеспечить связь между участниками подписания акта о ка­питуляции фашистской Германии (с нашей стороны и союзников), Гене­ральным штабом Красной Армии в Москве и ставкой Верховного коман­дования союзных войск, которая на­ходилась в Париже.

Взял инженер-майор в полевом парке полка две фронтовые радио­станции «PAT» (каждая - на трех ав­томобилях), аппаратную машину «Радио-Бодо» и повел колонну в Карлс-хорст. Добрались, развернули антен­ное хозяйство... Тут пришлось поку­мекать - двор училища был невелик, а для связи с Москвой требовалось поставить антенну «Двойной ромб» на четырех высоких мачтах.

Аппарат 2БДА-43 (именно он сей­час выставлен в Военно-историчес­ком музее) установили в здании - в одной из комнат, примыкающей к столовой училища, где потом проис­ходило самое главное.

Чтобы проверить технику, специа­листы связались с Москвой. Генштаб ответил - канал был устойчивым.

Во второй половине дня 8 мая в училище прибыли представители со­юзных войск - маршал авиации Ве­ликобритании Артур В. Теддер, ко­мандующий стратегическими воздуш­ными силами США генерал Карл Спаатс и главком французской армии генерал Жан Делатр де Тассиньи.

Увидели связисты и членов немец­кой делегации (их привезли под ох­раной американской военной поли­ции). Генерал-фельдмаршал Кейтель попробовал было приветствовать группу офицеров и генералов своим жезлом, но маршал Г.К. Жуков быс­тро сбил с него спесь...

375Вторую радиостанцию Молдованов предоставил в распоряжение амери­канцев (кодов и радиотаблиц для обмена информацией с Парижем у его подчиненных не было). За теле­графный ключ сел штатовский офи­цер, но наладить связь со ставкой союзных войск он не сумел. Через переводчика заявил: станция неис­правна! Пришлось инженер-майору заменить союзника своим радистом. Солдат показал такое мастерство в работе, что американцы зааплодиро­вали. Молдованов не удержался от подначки: «Теперь понятно, почему вы без нас немцев не разбили!»

Стрелка часов перевалила за пол­ночь, когда к девушке, сидевшей за аппаратом «Бодо», подбежал поруче­нец Георгия Константиновича Жуко­ва и передал ей бланк телеграммы на имя И.В. Сталина:

Маршал приказал срочно пере­дать в Москву!

Точное содержание того документа  я  не  запомнил,  -  заметил А.Г. Молдованов. - Несколько предложений: акт безоговорочной капитуляции подписан во столько-то – и все. Да и, по правде сказать, нам тогда  не до этого было.  До  всех дошло единственное: Победа!

То событие связисты отпразднова­ли сразу. Американцы выставили виски, наши - русскую водку. И по­неслась гулянка до самого утра! А в столовой училища Жуков угощал со­юзнический генералитет.

Молва о капитуляции мгновенно раз­летелась по войскам. Стрельба в воз­дух из всех видов оружия, включая зенитки, продолжалась двое суток.

-  Еду на следующий день по Берлину на мотоцикле, - вспоминает собеседник, - вдруг сверху осколком бац - прямо в бак. Пробил на сквозь. А мог и в голову угодить...

За выполнение того задания (и за участие в Берлинской операции) ин­женер-майора А.Г. Молдованова на­градили орденом Отечественной вой­ны I степени - четвертым по счету.

После Победы его ждала долгая военная жизнь. Лишь в 1969 году подполковник Молдованов снял погоны. Последнее место службы - военное представительство на ростовском заводе «Электроаппарат». До 1996 года он работал там инженером, уволился только тогда, когда здоровье стало подводить.

Год с небольшим назад в Ростове родился правнук Архипа Григорьевича Дениска. Подрастет малыш, и прадед обязательно расскажет ему о том, как в ночь с 8 на 9 мая 1945 года он и его солдаты оповестили весь мир о капитуляции фашистской Германии…

7 мая 1999г., ВР.
.