rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Пути-дороги

Пути-дороги

Судьбу не выбирали...

Что бы у каждого в юности не случалось, человек, как правило, сам выбирает свой жизненный путь. Так бывает всегда или почти всегда, если эти планы не нарушает... война. Поколение, для которого последний звонок в школе стал "призывным набатом", пришлось расстаться с мечтами о прекрасном будущем уже в первый день войны. Кому-то на четыре-пять лет, кому-то - на всю жизнь.

Ростовчанин Алексей Пантелеевич Тараниченко попал на фронт весной 42-го, в год, когда ему исполнилось 18 лет. А до этого было Ленинградское военно-топографическое училище, куда его призвали, не спрашивая, кем он хочет стать. Так он стал военным топографом, и почти сразу попал в самое пекло войны - под Сталинград. Был направлен в 163-ю танковую бригаду.

Это потом, после войны, о таких, как Алексей Таранченко, напишет, какими мужественными, смелыми героями были защитники Сталинграда. И это правда. Но правда и то, что были они совсем еще зеленые, необстрелянные мальчишки, нелепо погибавшие в сражениях, когда не хватало вооружения, людей, не хватало опыта, того, что называют военной сноровкой. Да и где было взяться всем этим качествам у ребят, только что покинувших школьную скамью.

Через месяц с небольшим, там же под Сталинградом, Алексея Пантелеевича тяжело ранило. В медсанбате, что располагался километрах в пяти от передовой, ему оказали первую медицинскую помощь, заключив, что ранение очень серьезное - раздроблена кость ноги - и предстоит длительное лечение в госпитале. Два с лишним  месяца пролежал он в госпитале, и оттуда, с еще по-настоящему не затянувшейся раной, был снова отправлен в военное училище, теперь уже артиллерийское, в город Тамбов. В конце 43-го попал на 1-й Белорусский фронт, где комплектовали формирование для прорыва блокады Ленинграда, и целых четыре месяца, вплоть до освобождения города, пробыл там. Попал, что называется, из огня да в полымя. Если под Сталинградом окопы рыли в полный рост, то в Ленинграде все было наоборот. Болотистая, лесистая местность, чуть копнул - вода. Приходилось рубить лес, мастерить сваи и на этих, по сути, "плавучих плотах" подбираться к городу.

К началу 1944 года Алексей Пантелеевич обрел еще одну специальность - стал командиром взвода зенитной бригады 20-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, участвовавшего в прорыве блокады Ленинграда. А в июне того же года он прорывал еще одну оборону - финские укрепления под Выборгом - и также успешно.

Война приближалась к концу, в войсках шли разговоры о взятии Берлина. И когда в один из таких апрельских дней раздалась команда: "На погрузку!", все были уверены, что их путь действительно лежит на Берлин. Но эшелон благополучно миновал Вологду, Пермь, Шую, Свердловск, Омск и прибыл в Новосибирск. Здесь солдаты узнали радостную весть: "Закончилась война!".

Казалось бы, теперь можно было помечтать и о мирной жизни, тем более что, 94-й дивизион ПВО Забайкальского фронта, в котором Алексей Пантелеевич закончил войну, был расформирован в городе Чите. Но к тому времени 21-летний офицер Тараниченко, уже имевший три военных специальности, очень нужен был армии. И он остался.

В 1950 году он вновь командует зенитной батареей, теперь уже в Корее. За время боевых действий в Корейской Народной Республике, зенитная батарея А. П. Тараниченко сбила шесть вражеских самолетов, за что Алексей Пантелеевич получил одну из самых дорогих своих наград - орден "Красной Звезды". Кстати, это был уже второй орден "Красной Звезды". Остальные награды - орден Отечественной войны 2-й степени, медали "За оборону Сталинграда", "За оборону Ленинграда", "За победу над Германией", "За победу над Японией", "За воинскую доблесть" - были получены за боевые заслуги в Великой Отечественной войны.

В 60-х годах Алексею Пантелеевичу еще раз пришлось выезжать за рубеж - на Кубу (это было во время известного Карибского кризиса). Свои впечатления об этой стране, о встречах с Фиделем Кастро Алексей Пантелеевич сохранил как один из самых ярких в своей жизни. Хотя разве только о Кубе? После окончания военной академии за 37 лет военной службы Алексей Пантелеевич объехал практически весь Советский Союз.

Демобилизовался в звании полковника, а потом еще 20 лет работал на ростовском заводе "Красный Аксай" начальником информационного пункта в АСУ "Сельхозмаш".

А. П. Тараниченко стоял у истоков ветеранского движения на заводе - был первым председателем совета ветеранов. Он  и сейчас возглавляет организационно-методическую комиссию на "Красном Аксае", является членом районного Совета ветеранов.

...Что бы у каждого в юности не случилось, человек, как правило, сам выбирает свой жизненный путь. Алексей Пантелеевич Тараниченко не выбирал. Суровое военное время само выбрало его. Но он достойно принял этот вызов. И тогда то, с чем пришлось смириться поневоле, стало истинной Судьбой, которой сейчас может позавидовать каждый.

Е. ВЕРБОВСКАЯ.
.