rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Ростовский артполк, Первый Гвардейский

Ростовский артполк, Первый Гвардейский

383Ростовчанин Эдуард Тучков, проработавший не один год в управлении СКЖД, собрал уникальный материал о боевом пути ростовского 440-го полка тяжелой артиллерии под командованием майора Брюханова. В канун 1942 года, сразу после боев под Москвой, ростовскому было присвоено звание «Первый Гвардейский артполк РГК». Как известно, звание «1-й Гвардейский» давалось боевым соединениям за особые заслуги... В этом полку служил отец Эдуарда Васильевича.

Исследования Э. Тучкова – пока в рукописи. Желающих издать эту книгу не нашлось...

«Так получилось, именно ростовский 440-й артполк еще в середине осени 41-го прикрыл брешь в защите столицы; между наступающим противником и Москвой, кроме этого соединения, не было советских войск – подразделения 49-й Армии тогда еще не подоспели в Серпухов... Снаряды начали доставляться со старых складов по железной дороге до малых станций вблизи Серпухова, а оттуда – автоколонной непосредственно на боевые позиции. Как установила полковая разведка, противник остановился на отдых в попутных деревнях. Утром упоенная предыдущим успехом немецкая колонна, состоящая из танков, БТР и машин с пехотой, спокойно двинулась на Москву. К тому моменту советские офицеры подготовили артиллерийские расчёты; внезапно 20 с лишним стволов начали бить по колонне – в считанные минуты противник понес серьезные потери. Артполк вел огонь несколько часов; фашисты разбегались кто куда – одни старались скрыться в лесу, другие по деревням. Ростовские артиллеристы впервые вели огонь, не считая зарядов, – их было достаточно доставлено с тех самых старых складов. И. о. командира полка К.А. Турчанинов, загодя обследовав пути подвоза снарядов, понял все преимущества расположения: склады, устроенные российскими инженерами до революции, было трудно полностью взорвать. Учитывая выгодную дислокацию, Константин Александрович принял решение своих позиций не оставлять – и до прихода частей 49-й Армии на восток не отходить; о чем доложил в штаб фронта. Несколько дней тяжелых боев 440-й артполк выдержал, не отступив ни на шаг! В ночь с 17 на 18 октября Турчанинову позвонил сам Сталин и спросил: «Почему не отводите полк на восток?» Командир с волнением ответил: «Мы до того отступали, потому как у нас не было снарядов; сейчас их достаточно. Немцев мы не пропустим!» «Вы уверены, что не уступите?» «Да мы их уже смешали с г... Они не пройдут!» Подумав немного, Верховный спросил: «Что вам нужно?» Командир полка ему ответил: «Нам ничего не надо, кроме одного: у нас нет пехоты впереди». «Держитесь, будет вам пехота!» - обещал Сталин.

Утром начали прибывать московские ополченцы; у каждого бойца было по две обоймы на пять патронов и по две «бутылочные» гранаты (не густо!) Артиллеристы постарались хорошо вооружить прибывших добровольцев – из них скоро будет создана 60-я стрелковая дивизия...

***

384В воспоминаниях ближайшего окружения Сталина отмечается, что именно после вышеописанного разговора с командиром ростовского артполка Верховный задремал, и ему во сне явилась Богородица. Она предрекла: Москва врагу не достанется. После чего, вызвав охрану, Сталин направился в собор и там долго оставался наедине со своими мыслями. Вернувшись, он отменил собственный отъезд из столицы, намеченные взрывы сооружений и предприятий. В Москву были введены войска НКВД, которые взяли под полный контроль все улицы и пресекали мародерство; в городе ввели осадное положение. Все войска, которые мчались в поездах на подступах к столице, получили срочный приказ о выгрузке в самой Москве или на западных окраинах. Ещё предстояли тяжелые бои, но случилось главное: умелый и сильный враг на реке Протве был остановлен, его начали бить на уничтожение. 18 октября 1941 года стал переломным днем во всей Великой Отечественной: благодаря ростовскому 440-му артполку немецкие войска впервые были остановлены под Серпуховом. От этой позиции его бойцы больше ни разу не отступали...

1 декабря в сообщениях главнокомандующему сухопутными войсками фельдмаршалу фон Браухичу докладывали: «Наступление на Москву теряет смысл» и для ее блокады нет сил. 3 декабря командиры 4-й танковой группы попросили разрешения на отход, 4 декабря перешла к обороне хвалёная дивизия СС «Рейх». В середине декабря о вынужденном отводе своих войск в штаб группы гитлеровских армий доложил Гудериан; позже этот немецкий генерал признал, что «его танки не могли противостоять русским пушкам-гаубицам...»

В январе 1942 года героическому полку было вручено Гвардейское знамя. До победы еще было так далеко...

01.02.2008г., НВ.
.