rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Свинцовая метель, пылающий Ростов

3898 февраля 1943 года в 1.30 ночи соединения 28-й армии под командованием генерал-лейтенанта В.Ф. Гера­сименко начали штурм Ростова-на-Дону. Пять суток здесь шли ожесточенные бои. Потери с обеих сторон были ог­ромные. И все же 14 февраля над зданием «Маслопрома» (угол улицы Энгельса и Ворошиловского проспекта) взвился победный красный стяг!

Недавно в редакцию «Вечернего Ростова» пришло письмо от ростовчанина В.А. Веревченко - участника освобождения нашего города: «Нас теперь осталось очень мало... Кто еще напишет, что всего в двух боях на территории Ростовской области наша 248-я потеряла больше шести тысяч человек! И все-таки дивизия дошла до Берлина, где участвовала в штурме рейхсканцелярии и бункера Гитлера...»

Виктор Александрович Веревчеико в феврале 43-го слу­жил связистом в 905-м стрелковом полку 248-й стрелковой дивизии. Конечно же, в бою солдат может видеть только то, что рядом - панорама всего сражения ему недоступна. Но автор этих строк после войны встречался со многими ростовчанами, которые входили в пылающий Ростов по дру­гим направлениям. Многое он почерпнул из мемуарной ли­тературы.

Добавим, что завтра В.А. Веревченко исполняется 74 года. Стало быть, свое 18-летие он встретил в боях за Ростов.

СВИНЦОВАЯ  МЕТЕЛЬ, ПЫЛАЮЩИЙ  РОСТОВ

56 ЛЕТ НАЗАД (14 ФЕВРАЛЯ 1943 ГОДА) ВОЙСКА ЮЖНОГО ФРОНТА ПОЛНОСТЬЮ ОСВОБОДИЛИ ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ РОСТОВ-НА-ДОНУ

...Утром 7 февраля командир 2-го батальона нашего 905-го полка старший лейтенант И.Д. Ка­заков получил приказ выбить со станции Заречной фашистов, ко­торые не успели переправиться на правый берег Дона. Враг стал контратаковать, по батальону от­крыли огонь тяжелые минометы, которые располагались в районе мореходного училища. Только к вечеру батальон занял оборону на берегу, от железнодорожного моста до завода «Красный Маяк».

Для оперативного управления авангардом полка наш «батя» подполковник И А Егоров послал во 2-й батальон помощника на­чальника штаба старшего лейте­нанта А.И. Назарько и начальни­ка разведки старшего лейтенанта И.А. Доброхота. Офицеры распо­ложились в будке стрелочника, куда нам, связистам взвода уп­равления, приказали проложить телефонную линию. Нас было трое - автор этих строк, млад­ший сержант Виктор Толстолух и рядовой Павел Рассказов.

Мы стали свидетелями, как под береговой частью железнодорож­ного моста остановились несколь­ко «эмок». Из одной вышел гене­рал-лейтенант В.Ф. Герасименко и всопровождении офицеров поднялся к будке стрелочника.

Командующий 28-й армией поставил старшему лейтенанту А.И. Назарько боевую задачу: в полночь 2-й батальон должен форсировать Дон по льду и за­нять плацдарм в районе станции Ростов-берег.

Глухой февральской ночью мы вышли на донской лед. Фашисты опомнились лишь тогда, когда батальон ворвался на станцию. Из вагонов стали выскакивать фри­цы - их расстреливали на бегу.

А мы, связисты, в это время тянули телефонный кабель по льду Дона.

Выбив врага из станционных построек, 2-й батальон атаковал противника, засевшего в Верхне-Гниловской. Многие дома стани­цы фашисты приспособили к кру­говой обороне - из каждого их приходилось выкуривать.

Тут нас здорово выручили ро­стовские мальчишки. Они по про­ходным дворам выводили штур­мовые группы в тыл вражеским узлам сопротивления и даже под­носили бойцам боеприпасы.

Утром следующего дня, не от­дохнув ни минуты, мы стали про­двигаться к улице Портовой и к шиферному заводу. Однако фа­шисты сумели перегруппировать силы. Наш 2-й батальон, потеряв треть личного состава, оказался почти вполном окружении...

К вечеру на левый берег вы­шли 902-й стрелковый полк и ос­татки нашего 905-го полка. Надо было как-то помочь им преодо­леть Дон, а для этого следовало «разобраться» с вражескими пу­леметчиками на шиферном заво­де. Тут опять нас выручили мест­ные: двое ребят по13-14 лет вызвались незаметно провести туда группу разведчиков. И полу­чилось! Разведчики забросали пу­леметное гнездо ручными грана­тами. 9 февраля ребят пригласи­ли вштаб 905-го полка, где под­полковник И.А. Егоров наградил их медалями «За отвагу».

10 февраля в этой части Ро­стова сражалась уже вся наша 248-я стрелковая дивизия. На­встречу ей противник перебросил танки и самоходки из состава 23-й танковой дивизии. Противо­танкового вооружения у нас не было никакого, кроме ПТР и гра­нат, поэтому бои на Портовой за­вязались тяжелые.

И все же танки с крестами на башнях моих однополчан не ос­тановили. Мы вышли к Лензаводу и13 февраля заняли локомо­тивное депо рядом с вокзалом Ростов-Главный. Сутки спустя, полк ударил в сторону Каменки, преодолел Темерник и выбил противника с северной окраины Ростова-на-Дону.

Хорошо помню утреннюю сводку Совинформбюро того дня. В ней сообщалось: «Вой­ска Южного фронта в течение нескольких дней вели ожесто­ченные бои за город Ростов-на-Дону. Сегодня, 14 февраля, наши войска овладели городом Ростов-на-Дону.

В боях за Ростов отличились войска генерал-лейтенанта Гера­сименко. Первыми ворвались город части подполковника Ко­валева, Сиванкова, полковника Дряхлова, майора Дубровина...»

Вот уже и 56-й год миновал с тех огненных дней и ночей. Вре­мя идет неумолимо, но память о чудо-богатырях 248-й стрелковой дивизии не стареет. Пока живы мы, участники и свидетели тех событий, будем рассказывать мо­лодым ростовчанам о подвигах их дедов!

В. ВЕРЕВЧЕНКО. Участник освобождения Ростова в 1943 году.
12 февраля 1999г., «Вечерний Ростов.
.