rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Так воспитала война

ТАК ВОСПИТАЛА ВОЙНА

394В первый майский день я пришел к Ольге Степановне БОНДАРЕНКО. Оказалось, что время для визита выбрал удачно. До Дня Победы у председателя  ветеранской организации одного из микрорайонов Ворошиловского района – плотный график. Уроки мужества в школах. Приглашали на чествование ветеранов района. Вынуждена была отказать. В организации, которой Ольга Степановна отдала тридцать лет, в тот день тоже поздравляют ветеранов. «Где же вы работали?» - спрашиваю, ожидая услышать название предприятия. – «В колонии строгого режима», - был ответ.

 Она попала туда совершенно случайно. Прокормить четверых детей всегда было сложно. В детских яслях, где работала О. Бондаренко тридцать с лишним лет назад, платили копейки. Подруга предложила сменить место службы. «Нам, в системе,  нужны люди», - сказала. Ольга и не могла предположить, куда ее направят. Тогдашний начальник ГУВД указал на автобус, который почему-то все называли «крокодилом»: «Он отвезет вас на Каменку». Возражения не принимались. Так началась работа в «зоне». Платили там, конечно, больше, чем «на воле». Но нервная нагрузка оказалась колоссальной.

- Главное было не попасть к ним на удочку, - говорит Ольга Степановна. Ее, медсестру процедурного кабинета, пытались «сделать своей». Не получалось. Вместе с тем зэки испытывали к ней уважение, откровенничали, называли «матерью». За тридцать лет ни один заключенный при Ольге Бондаренко матом не ругался.  Если кто-то из зэков совершал проступок, она разбиралась с ним один на один, не вмешивая начальство. Как-то был случай. Один заключенный рисовал деньги. От настоящих их отличить было практически невозможно. Этот «художник» под предлогом, что «проигрался», дал бухгалтеру тюрьмы рисованную сторублевую купюру взамен на продукты. Женщина его пожалела. Вскоре «подлог» раскрылся. Бухгалтера влегкую могли арестовать за связь с заключенными. Спасла Бондаренко. После разговора с «паханом»  тюрьмы зэки собрали недостающую сумму в сто рублей, и бухгалтера не тронули…

На «зону» сегодня не тянет. Даже если там отработал «от звонка» до «звонка» три  десятка лет.  У тех, кто трудится в «зоне», характер должен быть твердый. У Ольги Степановны твердость характера воспитала война. Когда она началась, ей было всего одиннадцать лет...

Первый раз, когда немцы захватили Ростов, Ольга едва не попала под обстрел. Немецкий штаб располагался прямо в доме, где жила Ольга с бабушкой. Сейчас о трагедии, разыгравшейся в 1943-м, напоминает мемориальная доска на одном из домов Первой Советской. Людей, стоявших в очереди за хлебом, расстреляли немцы. Оля с подружкой убежали.

Второй раз под обстрелом она оказалась спустя год-два.  У немцев служили русские казаки-предатели в так называемых «казачьих сотнях». Однажды казак указал немецкому солдату на девчушку: «Она – еврейка и комсомолка». Тут же фашист навел автомат на побелевшую от страха Олю. Старики и ее родная бабушка взмолились: «Какая же она комсомолка? Она маленькая еще!» Неожиданно фашист, которому перевели слова русских, приказал: «Перекрестись!» Оля, вспомнив, как когда-то крестилась бабушка, сделала это. И была спасена…

Тогда она решила, что лучше умрет на фронте, чем в Освенциме или другом фашистском концлагере смерти. Оля шла через парк Островского. За парком проходила железная дорога. На путях стояли воинские эшелоны. Она залезла в один из вагонов. Когда командир обнаружил ее, девочку 15 лет, сказал, что отправит в детский дом. А Оля твердила, что хочет стать автоматчицей. Так ее, несовершеннолетнюю, и взяли рядовым, в солдаты… Подростком приняла присягу. Была единственной девушкой в роте. Воевала на Миус-фронте, была трижды ранена. Освобождала Украину, Венгрию, Австрию, Югославию. Ходила в разведку… Закончила войну в Праге санинструктором.

В 1945-м Ольге исполнилось семнадцать лет. Ее тянуло в Ростов. Здесь она родилась. Фронтовые друзья приглашали – кто в Одессу, кто – в Архангельск. Но Ольга приехала в полуразрушенный родной город….

Надо было жить дальше. Единственный родной человек – бабушка – умерла в 1944-м. В Ростове Ольгу ждали тетя и маленькая сестренка…

… Прошло с той войны уже много-много лет. Ольга Степановна Бондаренко воспитала детей, растит внуков. Вспоминая о том, что довелось пережить, она смахивает слезу, а потом рассказывает, чем живет сегодня. 900 ветеранов в микрорайоне. Почти каждого знает. О каждом заботится. По-другому просто не может. В ее квартире телефон звонит на день по многу раз. Трубку поднимает Ольга Степановна. Надо решать проблемы стариков. 

05.05.2006г., НВ.
.