rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Шесть дней в феврале

Шесть дней в феврале

До освобождения Ростова от гитлеровских захватчиков оставалось всего несколько дней. Ломая упорное сопротив­ление противника, наши части широким фронтом вышли на берег Дона.

Гитлеровцы укрепились на высоком правом берегу. Все подступы к реке просматривались и простреливались на большую глубину. Опасаясь, что наши войска попытаются с ходу форсировать Дон, немцы интенсивным артиллерий­ским огнем во многих местах разбили лед на реке.

Ростов был объят пламенем. Черные столбы дыма под­нимались в небо, и яркое зарево освещало низко висев­шие облака. Страшное зрелище острой болью отзывалось в сердцах воинов. Они рвались в бой.

   ДЛЯ выполнения боевой задачи в 6-й гвардейской тан­ковой бригаде была создана штурмовая группа. Ее возглавили заместитель командира мотострелкового ба­тальона капитан М. И. Мелехов и заместитель командира по политчасти танко-десантной роты лейтенант В. Д Лобанов.

    И вот начался штурм Ростова. Немцы встретили атакующих плотным организованным огнем. Прорваться и зацепиться за берег удалось немногим.

      На южную окраину, на Нижне-Гниловскую наступала штур­мовая группа 6-й гвардейской танковой бригады.

    За полчаса до начала атаки на лед спустились десантники младшего лейтенанта К М Давлетова. Одним броском бойцы преодолели реку и вышли на прибрежную полосу. В корот­ком рукопашном бою они уничтожили боевое охранение и четыре огневые точки, обеспечив успешную переправу всей группы.

  За ночь десантники мелкими группами просочились в глубь обороны врага и заняли несколько полуразрушенных зданий, приспособив их к круговой обороне. Заняли позиции расчеты противотанковых ружей, на танкоопасные направления были выдвинуты орудия.

    Появление советских бойцов на окраине города вызвало за­мешательство. Но вскоре немцы бросили против группы де­сять танков и до батальона пехоты. Десантники встретили гитлеровцев огнем из всех видов оружия

      Начались тяжелые шестидневные уличные бои.

   Первый танк подорвался на мине, установленной сапера­ми, загородив узкую улицу. Второй танк, пытаясь обойти его, развернулся и подставил борт. Наводчик рядовой Ш. Зимасов мгновенно поймал танк в перекрестие прицела и нажал спуск. Над машиной взметнулся столб огня и дыма. Остав­шиеся танки с места открыли яростный огонь.

     Осколки снаряда вывели из строя весь расчет. К прицелу встал командир орудия сержант С. Ткаченко. Первым выстре­лом он подбил еще один танк. Потеряв три машины, немцы отошли. Но передышка длилась недолго. В этот день десант­ники отбили восемь атак

    Бои шли за каждый дом, переходя порой  в рукопашные схватки.   Фашистский танк прорвался к командному пункту. Сержант А. Еремеев вскочил на броню и набросил шинель на смотровые щели. Танк круто развернулся и, врезавшись в угол дома, остановился. Экипаж, выскочивший из люков, попал под огонь автоматчиков.

Но силы группы таяли с каждым днем. Погибли начальник штаба группы капитан А. К. Григоревский, старшие сержан­ты И. Б. Мирангов, Ф.В. Гнатюк. Раненого К. М. Давлетова заменил сержант Н. В. Коротаев, но вскоре погиб ион.

Были разбиты оба орудия, кончались боеприпасы, в ход пошло трофейное оружие. Десантники дрались отчаянно, по­нимая, что отход означает срыв боевой задачи

    В этот критический момент через Дон прорвались 70 чело­век — все, что удалось собрать в бригаде из числа бойцов, вернувшихся из госпиталей и тыловых подразделений. Попол­нение привел командир батальона майор И.И. Преловский. Стремительной атакой бойцы выбили фашистов из нескольких близлежащих домов и закрепились в них.

   А на левом берегу день и ночь кипела работа, готовилась переправа танков. Помогали крепкие морозы, сменившие от­тепели в начале февраля. Трое суток экипажи и саперы на­мораживали лед, слой за слоем накладывая солому и камыш, заливая их водой.

   К вечеру 11 февраля переправа была готова. Первым на лед медленно и осторожно сполз танк старшего лейтенанта А. Коннова. Машину вел механик-водитель старшина А. А. Новоселов. Лед предательски потрескивал, прогибался, но держал многотонную тяжесть. Стремясь не допустить пере­правы подкреплении на правый берег, гитлеровцы периоди­чески обстреливали реку. Один из снарядов разорвался не­далеко от переправы. Руководивший переправой танков за­меститель командира бригады майор Г. М. Дьяконенко был тяжело ранен — осколок снаряда ударил в голову. В госпи­тале он, не приходя в сознание, скончался. Для бригады это была большая потеря. Дьяконенко встретил войну на запад­ной границе, в районе Львова. Двумя орденами Красного Зна­мени, орденом Красной Звезды были отмечены его   ратные подвиги. Дьяконенко посмертно был удостоен ордена Отече­ственной войны 1-й степени.

      К утру 12 февраля все шесть боевых машин бригады были переправлены через Дон. Здесь танкистов ожидало еще одно испытание — единственная дорога от переправы круто под­нималась вверх, и танки, скользя по обледенелому склону, юзом сползали обратно. Помощник командира по техчасти старший лейтенант В. С. Березин предложил комбату капи­тану М. К. Середе перевернуть на гусеницах каждый третий трак направляющим гребнем вниз.

     Вскоре танки завязали бой на улицах Нижне-Гниловской. Теперь соотношение сил резко изменилось в пользу атакую­щих советских частей. На шестой день сопротивление врага было сломлено, и гвардейцы вступили на Портовую улицу, ведущую к вокзалу... К этому времени части   44-й армии обошли Ростов с юга, а 51-я армия вышла севернее города. Гитлеровцы начали отход.

Рано утром 14 февраля подразделения 34-й гвардейской ди­визии и танки 6-й гвардейской бригады вместе с другими час­тями вступили в южную часть города.

Жители Ростова и области свято чтут подвиг героев этой битвы. Одна из площадей  города названа Гвардейской. Вы­соко над ней вознесся танк Т-34 — памятник танкистам 6-и гвардейской танковой бригады, с боями прошедшей от Маныча до Миуса.

.