rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Улыбнись, судьба!

УЛЫБНИСЬ, СУДЬБА!

483Александра Станиславовича Затонского в июле прихватило сердце, "заговорили старые раны". Пришлось лечь в больницу, прислушаться   к советам врачей и   опять ждать, пока здоровье позволит встать на ноги. Дело идет к осени, но он уже мечтает о весне. И, если  судьба еще раз улыбнется, Александр Станиславович, надев все свои ордена, пройдет в колонне сверстников  по майским улицам Ростова.

ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ для него началась рано. Студент 3-го курса техникума связи, Александр ушел воевать в 17 лет. В 1942-м, приписав себе лишние полгода, он занял очередь в военкомате и вскоре был отправлен на фронт в разведывательный артиллерийский дивизион резерва главного командования.

Через некоторое время он оказался на передовой: дивизион принимал участие в освобождении Краснодара, прорывал фашистские укрепления в районе Темрюка, а потом был отправлен в Крым. Именно там, на Сиваше, Затонский встретил новый, 1944 год. Причем даже не на берегу залива, а в его мутной воде: бойцам был отдан приказ форсировать преграду.

Освещенные прожекторами противника, они стали отличной мишенью для немцев. Затонский потерял многих своих товарищей, но выбрался на другой берег невредимым. Там с января по апрель наши части держали оборону. А весной началось крупномасштабное наступление, во время которого Затонский с товарищами попал под бомбежку. Из двух артиллерийских батарей, на которые два "Хенкеля" сбрасывали мины, осталась одна. Как рассказывает Александр Станиславович, от серьезных ранений и, возможно, даже смерти его спасли планшет и толстый рукав шинели, в которых застряли несколько осколков размером с ладонь. Вновь в дело вмешались какие-то сверхъестественные силы: бойцы, лежавшие вокруг, были мертвы, его же только контузило, лишило слуха. Но, несмотря на это, девятнадцатилетний солдат упросил командира не отправлять его в госпиталь. К счастью, через некоторое время слух к нему вернулся.

В один из вечеров в теплой землянке, где бойцы отдыхали перед боем, раздался приказ командира - передислоцироваться на несколько километров в сторону. С недовольством (ведь пришлось покинуть удобное место) солдаты, среди которых был и Александр Затонский, двинулись на другой участок передовой. А наутро оказалось, что на месте их прежнего приюта зияет лишь воронка от взрыва. Что это - опять судьба? Дивизион был отправлен в Севастополь, откуда его перебросили на Первый Белорусский фронт. А потом через Польшу - в Германию. Мимо Франкфурта-на-Одере - в Берлин. Еще два года после Дня Победы Александр Станиславович служил за границей: в Берлине, в Висморе и Потсдаме.

В 1947 году, в возрасте 23 лет, бывший рядовой Затонский ступил на родную землю. В это время он - при довольно высоком росте - весил 43 килограмма, из-за чего его никто не хотел принимать на работу. Вчерашний солдат вернулся на 3-й курс техникума связи. С фотографий тех лет смотрит юноша с глазами зрелого мужчины - несоразмерно возрасту. Для таких, как он, умудренных горьким опытом войны, и создали отдельную группу.

484После окончания техникума Александр пошел работать в аппарат областного управления связи. Дослужившись за несколько лет до начальника отдела почтовой связи области, Александр Станиславович принимал участие в строительстве Волгодонского канала. Дело в том, что почта на этой стройке работала из рук вон плохо, и молодой связист решил исправить положение, написал письмо с изложением путей решения проблемы министру связи. И в результате, получив за это строгий выговор, был одновременно назначен заместителем директора почтамта, а затем сам стал его руководителем. Но "руководить" в то время было небезопасно.

Однажды ночью за Затонским приехал черный "воронок". Жене не дали даже попрощаться с главой семейства. "Всю ночь в нашей комнате в коммуналке горел свет, - рассказывает сын Александра Станиславовича. - Я помню, как мать, сидя за большим столом, рыдала, склонив голову, и проклинала судьбу, а я, маленький тогда мальчик, понимал, что происходит что-то страшное. Но наутро отец вернулся, причем уже не директором почтамта, а председателем исполкома Ленинского района города.

Оказалось, что во время сильных ливней жилье связистов в переулке Братском затопило, а он сумел хорошо организовать их проживание. Так началось продвижение Затонского по служебной лестнице… Через несколько лет он был избран заместителем председателя горисполкома Ростова, где и проработал до 1969 года. Но последствия контузии, полученной при бомбежке в Крыму, дали о себе знать.

Два года Александр Станиславович провел в больницах, стал инвалидом, но не сдается и по сей день, несмотря на свой весьма солидный возраст. Ему исполнилось 80.

Давно выросли сыновья, появились внуки. Иногда он рассказывает им о войне и учит верить в счастливую судьбу. Ведь эта вера не раз сохраняла жизнь их деду.

19 августа 2004г., НВ.
.