rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Рыцари неба летали над Доном

Рыцари неба летали над Доном

Было время, когда аэропланы воспринимались как поразительное чудо техники, а пилоты казались окружающим героическими небожителями. Первого ростовского авиатора Габер-Влынского рестораторы кормили бесплатно, владелец гостиницы «Московской» не брал с него денег за проживание, а купцы поднесли ему кругленькую сумму.

У колыбели авиации

Первым летательным аппаратом, поднявшимся в воздух за счет механической тяги, был самолет братьев Райт. 17 октября 1903 года аэроплан под управлением Вильбура (старшего из братьев) совершил полет продолжительностью в 59 секунд. Это стало началом новой эры - эры авиации. Об удачливых авиаторах трубила мировая пресса, а на место погибших пилотов приходили десятки новых смельчаков.

Россия довольно долго оставалась на периферии авиации. Первым из россиян международный бреве(удостоверение пилота) за N№ 31 получил Михаил Ефимов. Совершив показательный полет над Одесским ипподромом, Ефимов отбыл на соревнования в Ниццу, где установил сразу три мировых рекорда: на дальность полета, на скорость и общее расстояние, налетанное на соревновании - 960 километров. Произошло это 8 марта 1910 года.

Проба крыльев

Своим полетом над Одессой Ефимов разбудил авиационную жизнь в России. Уже в апреле состоялась 1-я Санкт-Петербургская международная авиационная неделя, которая собрала более 120 тысяч зрителей. В состязаниях участвовало шесть летчиков, в том числе баронесса де Ларош - единственная в то время женщина-пилот. Победу одержал Николай Попов - единственный российский участник соревнований и второй (за Ефимовым) русский летчик.

В одно время с Поповым, но в Москве, свое мастерство демонстрировал Сергей Уточкин, прославленный спортсмен и летчик-самоучка. На своем «Фармане-3» он за неделю совершил 25 полетов, причем половину с пассажирами. К восторгу публики, в воздух поднялся даже московский генерал-губернатор Джунковский. Благополучно приземлившись, он высоко оценил мастерство Уточкина и премировал авиатора золотым портсигаром.

Летчик есть, самолета нет!

Ростов с нетерпением ждал встречи с неведомым аэропланом. К возмущению ростовчан, авиаторы посещали соседей (Одессу, Харьков, Баку, Екатеринодар), но почему-то «облетали» их город. В конце концов в городе появился отдел Санкт-Петербургского Имперского всероссийского аэроклуба - Ростово-Нахичеванский аэроклуб, члены которого решили «на паях» приобрести аэроплан «Блерио» и обучить своего пилота. Выбор пал на Адама Габер-Влынского, совладельца магазина австрийской бижутерии «Терезия», в прошлом спортсмена-велосипедиста. Кандидат в пилоты охотно согласился с предложением и уехал на учебу в Мурмелон (Франция).

Найдя авиатора, руководители аэроклуба занялись поисками самолета. С большими трудностями им удалось приобрести подержанный «Блерио-11». Но до Ростова аппарат не добрался. При погрузке на пароход неизвестные «доброжелатели» привели его в полную негодность и полеты, обещанные на июнь 1910, пришлось отменить.

Падение рыжего Икара

Ростовчане совсем уж приуныли, но их выручил Уточкин. Он серьезно нуждался в деньгах и хватался за любое предложение. Полет знаменитого авиатора состоялся 30 июля. Никогда еще ипподром не собирал такого количества зрителей! Все с нетерпением предвкушали небывалое зрелище, но представления не получилось. Первая же попытка сделать разворот закончилась аварией. Порыв ветра бросил «Авиатик» Уточкина «на крыло» и самолет рухнул на землю. Оказалось, что авиатор не отошел от недавнего перелома ключицы, поэтому не смог справиться с тяжелой и капризной машиной. Аэроплан едва не раздавил пилота, но на этот раз Уточкину повезло - он отделался лишь царапинами и ушибами. Несмотря на обманутые надежды, ростовчане отнеслись к пострадавшему с большим теплом и симпатией. Одессита, прозванного «рыжим Икаром», подняли на руки и донесли до экипажа.

Следом Ростов посетили еще два «летуна», но результаты их выступлений мало отличались от полета Уточкина. С таким же «успехом» прошли гастроли авиаторов в Таганроге и Новочеркасске. Жертв, к счастью, не было, но разбитые вдребезги машины можно было отправлять на свалку. Казалось, что над донскими городами повис какой-то рок, карающий всех, кто посягнул на привилегию птиц и ангелов.

Рожденный ползать - летать может!

«Рожденный ползать летать не может» - посчитали многие и махнули рукой на новомодную затею. Пессимизм земляков развеял Габер-Влынский. Отучившись у Фармана, он вернулся в Ростов. Однако аэроклуб так и не смог приобрести самолет, поэтому поляк поехал искать счастья в столицу. Там он нашел компаньонов с аэропланом и начал гастроли по России. Умелому и отважному пилоту везде сопутствовала удача, он стал желанным гостем на всех авиапраздниках империи: облетел Вильно (Вильнюс), Нарву, Ставрополь, Екатеринодар. Осенью «кожаный Габер» (так его прозвали журналисты) вспомнил об обязательствах перед своим городом и прибыл в Ростов.

Первое выступление земляка не привлекло особого внимания. Горожане, помнившие печальный опыт его предшественников, неохотно собрались на полигоне военно-инженерного общества (у границы Ростова и Нахичевани). Многие из прибывших рассчитывали увидеть очередную аварию и заключали пари на то, как и когда разобьется очередной «летун». Однако Габер-Влынский посрамил пессимистов. Поймав кураж, он летал лихо и красиво. Зрители забыли о ставках и с восторгом встречали каждую фигуру его пилотажа. Приземлившемуся авиатору не дали сойти на землю. Ликующие ростовчане вытащили его из кабины и донесли до автомобиля на руках.

Второй полет «кожаного Габера» состоялся 3 октября и привлек едва ли не полгорода. «Летун» не подкачал. Он блестяще отлетал на своем «Фармане» и обязательную, и произвольную программы.

Пятна машинного масла - на память

В одночасье пилот стал всеобщим любимцем. Владелец гостиницы «Московской» не взял с авиатора денег за проживание, рестораторы кормили дорогого гостя бесплатно, а купцы поднесли ему кругленькую сумму. Во время полетов солидные господа, как гимназисты, рвались к аэроплану, и с первобытным восторгом пытались прикоснуться к его полотняной обшивке. Богатые зрительницы, на которых пролилось масло, с гордостью демонстрировали пятна и сохраняли их на память.

Габер-Влынский, тронутый таким отношением, решился на третий, незапланированный полет. Но мотор «Фармана» не выдержал и заглох. Пилот не растерялся и умело посадил планирующий самолет в степи. Этот казус не испортил общего впечатления и авиатор триумфально вернулся на летное поле.

Из Ростова «кожаный Габер» отправился в Москву, где на 2-й Международной авианеделе занял почетное третье место. В Москве организовывалась первая государственная авиашкола и Габер-Влынского пригласили на должность пилота-инструктора с ежемесячным окладом в 300 рублей. На несколько лет поляк отошел от гастрольной деятельности.

Воздушное ристалище Арутюнова

Ростовчане с пониманием отнеслись к решению своего любимца, тем более что высококлассных летчиков с каждым годом становилось все больше. Гастролирующие пилоты регулярно наведывались в Ростов и развлекали местную публику.

В июле 1913 года жажда зрелищ едва не привела к трагедии. На выступление авиатора Амбрацума Арутюнова собралась огромная толпа. Интерес подогревали слухи о небывалых фигурах пилотажа, которые будет выполнять заезжий летчик. Внезапно погода испортилась и поднялся шквалистый ветер. Ни о каких полетах не могло быть и речи. Однако толпа, подогретая алкоголем, стала оскорблять пилота, обзывая его трусом и обманщиком. Горячий армянин не выдержал нападок и приказал готовить самолет к вылету. Не понятно как, но Арутюнов взлетел и даже совершил несколько кругов над ипподромом. Публика восторженно приветствовала «покорителя стихии». Однако при посадке легкий «Фарман-4» был перевернут ветром и разломан на куски. Авиатору повезло: он успел выпрыгнуть из машины, и, хотя сломал руку, остался жив.

«Кожаный Габер» стал «Королем воздуха»

Габер-Влынскиий совершенствовал свое мастерство в ежедневных полетах с курсантами, отрабатывал фигуры высшего пилотажа и приемы применения авиации в военных действиях. В сентябре 1911 года он участвовал в военных маневрах Московского военного округа, где впервые в мире проводил авиаразведку и фотографирование местности. Действия пилота и его ученика Юнгмейстера получили высокие отзывы военного командования.

Весной 1914 года Габер-Влынский снова едет во Францию, где в школе высшего пилотажного мастерства учится выполнять мертвую петлю. На выпускных экзаменах он закрутил такую карусель, что видавшие виды французы признали его лучшим летчиком после прославленного воздушного акробата Пегу и присвоили титул «Король воздуха».

Мировая война застала Габер-Влынского в должности главного пилота-инспектора Московской авиационной школы. Многочисленные травмы не позволили ему отправиться на фронт, но и на своем посту он сделал немало. С 1914 по 1917 годы Адам Мечиславович подготовил более трехсот летчиков для ВВС России.

После октябрьской революции Габер-Влынский был одним из руководителей УВОФлота (управления военного флота) РСФСР, однако вскоре разочаровался в большевиках и в 1919 году переехал на свою родину в Польшу.

Последние годы жизни он работал испытателем на авиационном заводе и погиб при выполнении задания в 1921 году.

    "Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 36(300) от 08-09-2004
.