Ростов - город
Ростов - Дон !
"Свободная любовь", разрешенная цензурой Первой сексуальной революции в России - 100 лет Великая сексуальная революция началась вовсе не на Западе в 1968 году, а на 60 лет раньше в России, еще в 1908 году. Именно тогда, когда в Российской империи появились массовые молодежные движения за "освобождение любви", на Западе еще долго царила ханжеская "викторианская мораль". Любезная Прасковья Феофилактовна До 1908 года в Ростове, в России и во всей Европе было одно и то же. Юноши тайком посещали публичные дома (в Ростове - на улице Черняевской, ныне Восточной). Знакомство с девочкой из "приличной семьи" было делом непростым. Обучение-то было раздельным - для мальчиков и для девочек. А еще 15-летние балбесы по понятиям того церемонного времени должны были обращаться к ровеснице исключительно по имени-отчеству, типа "любезная Прасковья Феофилактовна" или "милостивая государыня Софья Евграфовна". Это было нормой и никто над этим не смеялся. Какая уж тут сексуальная революция! Сами барышни, судя по выцветшим фотографиям столетней давности, были нежнейшими существами. По нынешним меркам - чуть полноваты. А уж ножки оценить было вообще невозможно. Их мог видеть только муж и любовник. Но красота "ручек-с" была открыта всему миру и их можно было целовать. Изредка устраивались танцы, которые гимназисты обожали. Прежде всего - новомодное танго. Танец этот считался неприличным. С ним радетели нравственности даже боролись, поскольку в процессе его можно было полностью прижаться к девичьему "тельцу". Правда, само "тельце" было буквально заковано в броню корсета. Первые зарницы сексуальной революции заключались в том, что появились смелые юные особы, которые на танцы корсета вообще не одевали, дабы доставить удовольствие партнеру. Подружки говорили про такую: "А Машка-то, Машка, без корсета на бал пришла! Вот смелая!" Тогда - порнография, теперь - классика "Первая сексуальная" грянула в 1908 году, сразу же после революции социальной 1905-1907-го годов. Она началась после заявления группы интеллигентов о том, что теперь "Проблема Пола является ведущей проблемой современности". Этой проблемой стали бредить все ученики старших классов и даже революционеры. Это стало страшно модным. Были выпущены многочисленные брошюрки и манифесты о "свободе эроса" и культовый порнографический роман "Санин". Все это было "дозволено цензурою", поскольку власть считала, что увлечение сексом наконец-то отвлечет молодежь от революции. Теперь этот роман продается в солидных книжных магазинах в отделе "Русская классика". И ничего вызывающего в романе этом нет. По крайней мере, по меркам сегодняшнего дня. От теории поклонники "проблемы пола" быстро перешли к практике. В среде учащейся молодежи появились многочисленные кружки "Всероссийской лиги свободной любви", тайного общества "Любви и Водки" (как насмешливый аналог революционной "Земли и Воли") и самое популярное движение "огарков". Почему "огарков"? Чтобы понять это, надо мысленно побывать на их собрании в темный осенний вечер 1908 или 1909 года. Представьте себе чинный ростовский особняк, в котором собрались десятка два гимназистов с гимназисточками. Родители на даче, а прислугу барчуки отпустили домой. Все собрались в гостиной и при свете скудных огарков пили пиво и читали стихи Надсона. "О закрой мои бледные ноги..." Потом переходили на легкую эротику Игоря Северянина "хочу быть сильным, хочу быть смелым. Хочу одежду с тебя сорвать. Хочу упиться роскошным телом. Хочу всю ночь тебя целовать...", дальше наступал черед "порнографических" рассказов Арцыбашева и отрывков из "Санина". Сидеть полагалось на полу. На паркете догорал последний огарок, и когда он гас, то разгоряченные пивом и стихами участники общества приступали, как они говорили, к "возрождению плоти". А если "залет"? В результате столь замечательных чтений в ростовские газеты просачивались пикантные сообщения. То об одной юной особе, весьма легко перенесшей свои первые роды в 13 лет, то о парочке 14-летних балбесов, исключенных из гимназии за "развратное поведение". Обычная судьба беременной гимназистки была такой. Она вдруг исчезала из класса, уехав на полгода куда-нибудь за границу "на лечение", а потом, как ни в чем не бывало, возвращалась в гимназию. Что же касается "проблемы пола", то она была отодвинута на задний план Первой мировой войной, но зато в молодой Советской России она вновь зацвела пышным цветом. Высшей точкой русской сексуальной революции были публичные акции общества "Долой стыд!". Общество это действовало с 1918 по 1927 годы. Но это уже другая история другой России. Песня о "проблеме пола" Проклятые вопросы, как дым от папиросы, Рассыпались во мгле. Пришла "ПРОБЛЕМА ПОЛА" - Румяная фефела, и ржет навеселе... Заерзали старушки, юнцы и дамы-душки, И прочий весь народ. Виват, Проблема Пола! Сплетем вокруг подола веселый "Хоровод"! Ни слез, ни жертв, ни муки... Подымем знамя- брюки высоко над толпой! Ах нет доступней темы. На ней сойдемся все мы. И зрячий, и слепой. Научно и приятно, идейно и занятно - Умей момент учесть. Для слабенькой головки в проблеме-мышеловке Всегда приманка есть. Саша Черный (Александр Гликберг.) Из сборника "Всем нищим духом", 1911 год. P.S. Упоминаемый в стихотворении "Хоровод" - это название первого русского легального эротического журнала, в котором печатались "Манифесты лиги свободной любви". "Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 37(508) от 10-09-2008
|