Ростов - город
Ростов - Дон !
И покатилась с неба звезда мимо герояВ адрес председателя Ростовского областного комитета ветеранов Великой Отечественной войны и областного комиссара пришло письмо от генерал-майора авиации Г. И. Левковича - командира Мгинской Краснознаменной военно-транспортной авиационной дивизии. В письме говорится, что командование дивизии внимательно изучило все материалы, которые связаны с ветераном этого соединения подполковником в отставке И.Н. Митрофановым. И убедительно просит, во имя восстановления исторической справедливости, возбудить ходатайство перед вышестоящими органами о присвоении ему звания Героя Российской федерации... Чем же прославился наш земляк-фронтовик, что за него так хлопочут? ФРОНТОВАЯ ФОТОГРАФИЯВ годы Великой Отечественной войны ростовчанин Иван Никитович Митрофанов на своем бомбардировщике участвовал в боях за Москву и Сталинград, оборонял Ленинград, освобождал Ростов-на-Дону и Ростовскую область, а также Украину, Белоруссию, Прибалтику, Польшу. Опытный пилот 110-го (в последствии 33-го гвардейского) бомбардировочного полка 12-й дивизии авиации дальнего действия (сражаясь в ее рядах, совершил свой бессмертный подвиг Николай Гастелло), Митрофанов бомбил сильно укрепленные объекты врага в Кенигсберге, Данциге, Берлине... А всего за годы войны Иван Никитович совершил 370 боевых вылетов, 210 из них - ночью. Достаточно сказать, что по приказу наркома обороны (№ 294 от 8 октября 1943 года) для получения звания Героя Советского Союза военному летчику бомбардировочной авиации дальнего действия надо было успешно провести 120 бомбардировок военных объектов в тылу врага (в пределах временно оккупированной территории Советского Союза) или 30 - на территории противника... Такие существовали тогда боевые нормативы. И отважный ростовчанин перекрыл их. Под стать командиру авиаотряда Митрофанову были в дивизии лишь получившие звание Героя Советского Союза командир эскадрильи ростовчанин П.П. Савченко (посмертно) и штурман эскадрильи Г.В. Ксендзов. Каждый из вылетов мог стать для летчика последним. Почти всегда после выполнения боевого задания бомбардировщики возвращались на свой аэродром буквально изрешеченные осколками зенитных снарядов. Однажды, во время блокады Ленинграда, когда И.Н. Митрофанов бомбил позиции дальнобойной артиллерии фашистов, его самолет получил 180 пробоин! Самолет отправили на ремонт, а Митрофанову дали запасную машину и приказ на повторный вылет. Таких вылетов по ночам, по словам Ивана Никитовича, случалось у него от трех до пяти... Трижды экипаж Митрофанова после выполнения боевых задач не возвращался на свой аэродром. Но командиру удавалось посадить подбитую машину. Дважды в неравном бою с истребителями противника Митрофанова сбивали. Получившего в этих боях контузию, с перебитой ногой, летчика медкомиссия отстранила от дальнейших полетов. Было даже решение отправить его в тыл, в летную школу. Но Митрофанов от этого предложения отказался и уговорил командование оставить его в родном полку, на фронте. В летную книжку пилота-аса тогда записали: допустить к полетам с периодическим контролем за техникой пилотирования. И до конца войны Иван Никитович летал и днем и ночью, в любых метеоусловиях... В АВГУСТЕ 1943-гоА разве такое забудешь? В ночь с 7 на 8 августа 1943 года полк, в котором сражался капитан И.Н. Митрофанов, получил приказ разбомбить железнодорожную станцию Мга, что под Ленинградом. Разведка обнаружила там большое скопление эшелонов противника с военной техникой, вооружением и горючим. - Погода выдалась нелетная. Бушевала гроза. Хлестал дождь. Ветер ломал ветки деревьев. Облачность - на высоте 50 метров. Видимость - ноль, - вспоминал о той ночи в разговоре с корреспондентом Иван Никитович. - Для выполнения боевого задания в таких метеоусловиях в полку отобрали несколько экипажей... Летать в таких метеоусловиях вообще нельзя. Это понимал каждый. И поэтому, отдавая боевой приказ Веревкину, Митрофанову, Зейделю и еще нескольким другим лучшим летчикам полка, командир смотрел куда-то поверх их голов. И все же он встретился с ними глазами. Когда закончил совсем не по-уставному: - Постарайтесь вернуться, ребята... И в этих словах, и в этом взгляде было столько безысходной надежды, что каждый мысленно простился друг с другом. Так идут на верную смерть... Первым на своем Ли-2 взлетал Веревкин. Тяжело пробежав по раскисшей от дождя взлетной полосе, его нагруженный бомбами самолет с трудом начал карабкаться вверх. Но тут в натужном реве моторов произошел сбой. Один из двигателей зачихал, закашлял и... остановился. Взлетавший следом Митрофанов увидел, как самолет его товарища, едва не задевая колесами верхушки начинавшегося в конце полосы леса, стал снижаться. Затем он плюхнулся на прогалину и загорелся. Потом Иван Никитович узнает, что в живых останутся только летчик и борттехник. А тогда, поднимая в воздух свою машину, он доложит об увиденном по радио на аэродром. И продолжит полет. ...Двухмоторный Ли-2 был самолетом надежным и по тем временам современным (после войны он еще долго использовался в гражданской авиации на местных авиалиниях). В Советском Союзе его строили по купленной перед войной у известной американской фирмы «Дуглас" лицензии. До декабря 1941 года этот самолет носил имя ПС-84 и был пассажирско-транспортной машиной: возил пассажиров, почту, различные грузы. Самолет-трудяга оказался незаменимым и на войне. И не только в военно-транспортной авиации. Вооруженный несколькими пулеметами, оборудованный для подвески четырех 250-килограммовых фугасных авиабомб, он превратился в бомбардировщик Ли-2. Простой и надежный в управлении, на этот раз он напоминал капитану Митрофанову необъезженного донского скакуна - то вдруг под порывами ветра начинал рыскать вправо-влево по курсу, то дрожал, как от испуга, когда рядом сверкала молния, то норовил встать на дыбы, задирая кверху нос... Идя на бреющем полете сквозь грозовой фронт, Митрофанов с трудом удерживал обеими руками штурвал. Ему пришлось открыть все форточки в кабине, чтобы хоть что-то разглядеть в ночной небесной кутерьме. Когда до станции Мга оставалось не более получаса лета, дождь внезапно прекратился, облачность поднялась до 800 метров. Вести бомбардировщик к цели стало легче. Станция действительно была забита фашистскими эшелонами под завязку. Немцы не ожидали, что в такую ненастную ночь кто-нибудь посмеет к ним сунуться. Они настолько растерялись, что даже не открыли зенитный огонь по заходившему на цель бомбардировщику. После двух заходов, успешно отбомбившись, Митрофанов увел свой самолет в облака. Последнее, что он успел тогда увидеть, - это огромный костер, поднимавшийся от земли к небу... Остальным экипажам в ту кошмарную ночь так и не удалось выйти на цель. Одни сбились с пути и совершили вынужденную посадку, Другие погибли. Но бомбовый удар, который нанес по врагу экипаж Митрофанова, оказался достаточным, чтобы надолго вывести из строя железнодорожный узел врага. За эту операцию 12-я авиадивизия стала именоваться Мгинской. НАГРАДНОЙ ЛИСТЧерез год командование дивизии приказало оформить на Ивана Никитовича Митрофанова наградной лист для представления его к званию Героя Советского Союза. Об этом объявил перед строем 33-го гвардейского бомбардировочного авиаполка замкомандира дивизии И.П. Березин. За свои фронтовые подвиги Иван Никитович Митрофанов награжден многими орденами и медалями. Однако самую высокую свою награду - Золотую Звезду Героя - он так и не получил. Представление, которое оформляли в полку, где-то затерялось. Вспомнили об этом только в 1993 году, на 50-летии полка и дивизии. На это празднование в Тверь съехались почти все из оставшихся в живых ветераны. Когда ранним утром Иван Никитович вышел из поезда на перрон, он с волнением вглядывался в лица людей - выходивших из вагонов и встречавших тех, кто приехал, - искал знакомые черты. Но разве кого так сразу узнаешь? Ведь сколько лет после войны прошло! И вдруг - о чудо! - Колька Шкуропат, штурман первой эскадрильи. Теперь, конечно, Николай Николаевич, но совсем не изменился. И глаза такие же по-молодому задорные. Обнялись, как братья. Не успели перекинуться двумя словами, как подошла целая компания - штурман Аркадий Оболдуев, самый молодой радист эскадрильи Михаил Шерстобоев, второй пилот одного из экипажей второй эскадрильи Александр Замятин... И вопросы друг к другу, вопросы... Как жизнь, как здоровье? И вдруг один - неожиданный: - А где же твоя звезда, Ваня? Или дома оставил, чтобы не потерять? Какой-то парень с гитарой, проходя мимо пожилых людей с орденскими планками, ударил по струнам и запел: - Мне этот бой не забыть нипочем, Смертью пропитан воздух. А с небосклона бесшумным дождем Падали звезды... Нам говорили: нужна высота И не жалеть патроны! С неба скатилась шальная звезда Вам на погоны... Стушевался тогда Иван Никитович, не знал, что и ответить. Отшутился: - Да какой я, ребята, герой?! - И рукой махнул. - Вот вы - другое дело! Изумленные очевидной несправедливостью, тогда-то и решили однополчане ходатайствовать перед командованием родной дивизии о повторном представлении Ивана Никитовича к званию Героя. Теперь уже России. Ведь заслужил же! Но в жизни все оказалось куда сложнее. Несмотря на то, что к восстановлению справедливости подключились и командование Северо-Кавказского военного округа, и военкоматы, и ветеранские организации Ростова-на-Дону. В феврале 1995 года главное управление кадров и военного образования Министерства обороны Российской Федерации все эти ходатайства отклонило. Дескать, нет у них сведений о том, что И.Н. Митрофанов ранее представлялся к званию Героя. Формально - верно. А по существу? По существу - удобная формулировка для любителей предавать забвению подвиги фронтовиков! Иван Никитович - скромнейший человек. Да и не за награды он воевал. И когда не получал ту или иную, никогда не спрашивал, почему обошли. А тут - впервые ветерану стало обидно. Особенно когда в отписке из главного управления кадров и военного образования прочитал такую фразу: "...удовлетворить Вашу просьбу о награждении правовых оснований не имеется". Занозой вошла в сердце эта чиновничья фраза! Выходит, сам о себе ветеран печется, что он чуть ли не самозванец, который претендует на высшую боевую награду! Но ведь и без того было известно, что нужных бумаг на Митрофанова нет. Не дошли они в свое время туда, куда положено. Но неужели в одних только бумагах дело? Разве само по себе геройство уже не основание для воздаяния герою по заслугам? Размышляя об этом, невольно вспомнил другом «гастелловце» - капитане Александре Маслове. Его останки и останки членов его экипажа (еще до развала Союза) обнаружили при вскрытии могилы Николая Гастелло. Когда выяснились обстоятельства гибели летчиков, вдова капитана Маслова, Софья Евграфовна, обратилась в наградной отдел Президиума Верховного Совета СССР с просьбой посмертно присвоить звание Героя ее мужу. Но ей ответили, что за давностью присвоить звание не представляется возможным... Неправда ли, есть какая-то схожесть в формулировках об отказе признать подвиги двух капитанов, воевавших в одной авиадивизии, - Ивана Митрофанова и Александра Маслова? Схожесть эта в бюрократическом подходе к вопросу о восстановлении исторической справедливости в оценке подвига, совершенного во имя Родины. Но есть примеры, которые свидетельствуют и о другом подходе. И они вселяют надежду, что ни один ратный подвиг у нас не останется незамеченным. Так, пять лет назад звание Героя России было присвоено экипажу бомбардировщика 1-го минно-торпедного полка ВВС Краснознаменного Балтийского флота, которым командовал младший лейтенант Петр Игашов. 30 июня 1941 года этот героический экипаж совершил в районе Даугавпилса двойной - воздушный и наземный (огненный) - таран в одном воздушном бою. Все летчики погибли. Заметим, что на них в полку вообще не составили наградных листов. В первые дни войны не до того было. Но разве от этого подвиг перестал быть подвигом? Признать его и все же по достоинству отметить не помешала и пресловутая давность лет... Это хорошо понимают летчики дивизии, в которой геройски воевал ростовчанин Иван Никитович Митрофанов. Вот и прислали новое ходатайство. Пошли, как говорится, на второй заход. Сам Иван Никитович никого и ни о чем не просит... Март 2000г.
|