ДО САМОЙ ПОБЕДЫ ГЕРОЙ БЫЛ В НЕБЕ «ТРОЕЧНИКОМ»
С Алексеем Ивановичем Олепиром я познакомился лет пять назад на рыбалке. Человек он примечательный - высокий, крепкий, несмотря на свои 70 с хвостиком, держится прямо. Лицо - хоть медали с него чекань, и седой как лунь. С такими внешними данными Алексей Иванович вполне подошел бы на кинороль генерала старой русской армии. И при всем при том - скромен Олепир в житейских обстоятельствах неимоверно. Впрочем, это никак не сказывается на успехах Иваныча в ловле рыбы. Работает он спиннингом будь здоров, нередко обставляет и молодых.
Лишь совсем недавно я узнал, что Алексей Иванович Олепир, оказывается, Герой Советского Союза, два долгих военных года отлетал на легендарном Ил-2, который немцы окрестили «черной смертью». 96 раз поднимал он своего «горбатого» (так фронтовики называли штурмовик) с полевых аэродромов. По приказу Верховного Главнокомандующего Золотую Звезду летчикам штурмовой авиации давали за 80 боевых вылетов...
О боевых делах нашего земляка - мой рассказ.
ЛЕТЧИК-ШТУРМОВИК - ДВАЖДЫ КАМИКАДЗЕ
Как на войне становились летчиками-штурмовиками? Алексей Олепир окончил Армавирскую военную авиашколу пилотов, освоил там истребитель И-16. Впрочем, учились курсанты всего семь месяцев - за это короткое время, будь ты хоть асом от рождения, можно только более-менее грамотно взлетать, садиться да вести «ишачка» по прямой. Они даже ни разу не постреляли из бортового оружия самолета!
- Мне, считай, повезло – на фронт летуном отправили, - сказал Алексей Иванович. - А сотни моих однокашников угодили под Ростов простыми пехотинцами. И полегли почти все здесь, у Дона...
В 14-м запасном авиаполку, который стоял на окраине Иваново, молодые летчики долго сидели без дела. Ждали, когда в СССР привезут из США истребители «Аэрокобра», да не дождались. Немцы перехватили и потопили караван транспортных судов, в трюмах которых лежали 200 новеньких самолетов, причитавшихся нашей стране по ленд-лизу.
Потом по запасному полку пронесся слух, что новичков приказано подготовить на штурмовики Ил-2.
Алексей сразу влюбился в этот неказистый с виду самолет: прост в управлении, надежен. А огневая мощь какая! Громовержец, да и только!
В 1943 году попал сержант Олепир в 657-й штурмовой авиаполк - под начало Героя Советского Союза капитана Давыдова. Комэск и повел его (вместе с другими молодыми) в первый бой. В тот раз они успели до появления «мессеров» сделать по танкам противника три захода. Внизу сразу вспыхнули с десяток чадных факелов. Но потом восьмерку Ил-2 атаковали вражеские истребители, и все смешалось. Те пять минут воздушного боя показались Алексею вечностью.
До самой Победы воевал Олепир на штурмовике с бортовым номером 33. Три машины сменил - две тройки кочевали с фюзеляжа на фюзеляж.
- Троечником был! - улыбнулся он. - Но ведь ни разу не сбили. Дырки, конечно, в обшивке привозил - не без того.
Наносили удары летчики с высоты 100-400 метров, иногда «ходили» в буквальном смысле по головам немцев. По ним били из всех видов оружия, однако экипажи выручал бронекорпус.
Какой вылет был самым сложным? Алексей Иванович рассказал, как в Польше он со своим звеном получил приказ нанести удар по скоплению воинских эшелонов на железнодорожной станции.
- Снег с дождем, туман, видимости никакой, - вспоминает ветеран. - Смотрю, кто-то передо мной уже отработал - угодил по паровозу. Эшелон остановился. Я один «PC» пустил - впустую... Ближе подлетел и с 500 метров произвел второй пуск. Эшелон как рванет! Ударная волна самолет перевернула вниз кабиной – еле успел его выхватить. Макушки деревьев зацепил - чуть не погиб...
Однажды в 1944 году ему, лейтенанту, доверили вести в бой весь 657-й полк. Он первым взлетал - вдруг прямо на полосу вырулил черный «виллис» командира авиадивизии полковника Грищенко. Тот приказал лететь в Данцигскую бухту и нанести удар по трем кораблям. Не дают они огнем пехоте поднять головы! Понял? Понял...
- До Балтики долетели нормально, а потом по нам стали работать столько зениток - ужас. Такой огонь я видел потом только раз, в кино. Был фильм «Япония в войнах». Американцы со своих кораблей били по камикадзе - сотни стволов работали! И там, под Данцигом, творилось нечто подобное...
Забрались на 2000 метров - из малокалиберных зениток нас уже не достать. Но ударили крупнокалиберные. Куда лезть - еще выше? Смотрю: стоят три белых красавца-корабля, вокруг эсминцы,которые их прикрывали. Наверное, важные чины на лайнерах спасались. Отпикировал по одному, сбросил бомбы. Потом на контрольном фотоснимке увидел взрывы - на палубе и на корме.
Другие летчики крепко всыпали соседнему лайнеру. Но даже не это главное - после штурмовки немцы перестали обстреливать с кораблей наши наземные войска. Все эсминцы ушли в открытое море...
Командующий 2-м Белорусским фронтом генерал армии Рокоссовский послал в авиаполк телеграмму, в которой поблагодарил штурмовиков за поддержку.
В последний раз слетал старший лейтенант Олепир на штурмовку в немецкий город Росток. Расколошматили тогда они в пух и прах железнодорожную станцию, забитую эшелонами. Было это в последний день апреля 1945 года.
День Победы летчики встретили на испытательном аэродроме института Геринга - под городом Лерц (севернее Берлина). Погуляли пару дней от души!
Из всего долгого, неспешного разговора о войне мне особенно запомнилась одна фраза Алексея Ивановича:
- Сто боевых вылетов на «горбатом» равны двумстам вылетам камикадзе. Сколько ребят погибло на моих глазах! А я вот уцелел, да еще звездочку получил...
КАЖДЫЙ ВТОРОЙ - ТОЖЕ ГЕРОЙ?
Представили Олепира к званию Героя Советского Союза еще в 1944 году, а указ подписали 18 августа 1945-го. Почему? Потери были большие - высокое начальство решило дождаться конца войны, чтобы со звездочками ходили живые летчики, некоторые из них обещанных высоких званий так и не дождались. Отчего же выпала такая немилость?
Алексей Иванович уже в наше время попытался разобраться в этой тайне, покрытой мраком.
Лейтенант Тимур Батагов попадал к немцам в плен. Потом его освободили наши войска, и он вернулся в полк. Наградной лист на Тимура вернул Особый отдел...
Лейтенант Александр Калинин отправил по домам двух женщин - военнослужащих полка. Они «закрутили» с кем-то любовь и забеременели. Это ему припомнили политработники...
Старший лейтенант Александр Магдеев три раза избил командира полка, который из-за трусости не летал на боевые задания. В штрафной батальон его не засунули, но Героя не дали...
Майор Николай Палкин - лучший летчик полка - поплатился за близкое родство с человеком, репрессированным в 1937-м...
И ВЕДЬ НЕ ЗАТЕРЯЛСЯ ОН СРЕДИ ВЕЛИКИХ!
За свою долгую военную службу Алексей Иванович встречался со многими, чьи имена и поныне у всех на устах.
Великий полярный летчик Георгий Байдуков (тот самый, кто в экипаже Валерия Чкалова перелетел через Северный полюс в Америку в 1936 году) командовал 4-м гвардейским штурмовым авиакорпусом Резерва Главного Командования. Ранней весной 1944 года генерал-лейтенант Байдуков сделал «втык» лейтенанту Олепиру - на аэродроме Корачев (под Брянском). Летчик после посадки так лихо стал рулить, направляя Ил-2 на стоянку, что чуть не сломал шасси. Это и заметил комкор. Отчитал как следует, потом добавил: «Хорошо, Ильюшин за вас подумал и сделал самолет, который не изломаешь...»
А будущий Главком ВВС маршал авиации Александр Ефимов служил простым летчиком в их 657-м штурмовом авиаполку.
- У Сашки всюду двойки были - его счастливое число! Совершил 222 боевых вылета, его штурмовик носил номер 22, в 1945-м ему исполнилось 22 года... Ну и дважды Герой Советского Союза!
Встречался с ним недавно Олепир - обнялись однополчане, повспоминали свою молодость...
Знаменитому летчику Ивану Кожедубу и Александру Олепиру одним указом было присвоено звание Героя Советского Союза. Только Кожедуб 18 августа 1945 года получил свою третью Золотую Звезду, а наш земляк - первую и последнюю.
С не менее известным Александром Покрышкиным Алексей Иванович вместе учился в военной академии имени Фрунзе, а в 50-х два года служил под его началом здесь, в Ростове.
Алексей Иванович считает, что послевоенная судьба его сложилась удачно. До 1956 года служил в Группе советских войск в Германии. Эти фарфоровые балерины - память о том времени. Погоны снял в 1970-м, потом 26 лет подряд работал преподавателем на военной кафедре Ростовского государственного университета. Сейчас занимается воспитанием внуков, рыбалкой, садовыми делами. Здоровье покаесть, уважения и почета тоже хватает... К современной российской действительности относится с юмором. Все, конечно, не так, да кто знает, как лучше?
Накануне Дня Победы Герой нарасхват. Надевает свой парадный полковничий китель со звездочкой и - по учебным заведениям. Молодым надо знать о войне всю правду!
Только в 1944 году в Польше их полк потерял половину экипажей. Где могилы тех 20-летних ребят, никому не ведомо... Или сгорали в воздухе, или штурмовик при падении уходил на 5-7 метров в землю.
Снится ли Алексею Ивановичу война? Иногда да - в цвете. Ярко-синее небо, бирюзовая Балтика, три белоснежных красавца-лайнера на морской глади.
Летчик-штурмовик давит ручку управления от себя и мчится вниз, готовый метнуть во врага свои смертельные молнии…
8 мая 1998г., ВР.
Алексей Олепир и его "крылатая сущность"
"Время придет. И спросят меня: "Как ты летал, как воевал?" Отвечу: "Не я! Это крылатая сущность моя" - таким эпиграфом известный летчик-фронтовик Алексей Иванович Олепир мог бы начать книгу своих мемуаров.
Если, конечно, возьмется за них. А рассказать читателям Герою Советского Союза ростовчанину А.И. Олепиру есть что! На его счету десятки успешных боевых вылетов, мастерские "беседы" с врагами на стрелково-пушечном "бомбовом" языке. Из всякого, казалось бы, безнадежного положения ас и его "крылатая сущность" старалась находить оптимальный выход. Проявил наш земляк мужество и героизм в самой кровавой и жестокой в истории человечества войне. Многочисленные награды на его парадном мундире - за каждой своя история, своя страничка в пока "устных" мемуарах: А.И. Олепир активно участвует в военно-патриотической работе.
(с) "Молот", 8 мая 2001 г., N50 (22714).
|