rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Города растут в устье рек

Города растут в устье рек

322Например, город Нью-Йорк голландцы «посадили», как картошку, на берегу речки Гудзон. Давно это было, в 1626 году. Они назвали свой «огород» Новым Амстердамом. Потом англичане отняли это поселение у голландцев, и понеслось…

Пётр Первый учился у тех голландцев, которые ещё не успели уехать на ПМЖ в Новый Амстердам, но уже привезли из Америки картошку. Юный Пётр постигал основы кораблестроения. Картошка ему тоже понравилась. В период Азовских походов царь Пётр приметил в устье реки Темерник, что на Дону, неплохое место для крепости, где можно было и картошку сажать, и корабли строить. «Очевидец», с Петром Первым лично знакомый, в живых остался лишь один — Богатяновский источник, но его воды безмолвно впадают в вечность, параллельную течению великого Дона. Пётр Великий назвал его богатым источником. В устье Генеральной балки, ныне она центральная улица Большая Садовая, царь посадил дуб. Мистика в том, что на этом месте потом была построена писчебумажная фабрика Панченко. Увы, но история не оставила от петровского талисмана даже пня.

323Поскольку в столь географически удобном месте грех было не устроить порт, а, следовательно, большой международный базар, он и возник. Это и положило кармическое начало городу. Судьба Ростова — купеческая. Какая может быть торговля без таможни? Темерницкая таможня основана в 1749 году.

После таможни построили крепость Святого Димитрия Ростовского по случаю открытия в 1752 году мощей этого святого. С устройством крепости Темерницкая таможня заполняется семействами казаков-доломанов, приглашённых защищать крепость от турецких набегов. Трудно представить, что творилось в военнополовой жизни моих предков, но, глядя в зеркало, я вижу казачью физиономию с глазами азиата, с душой и вкусом сарацина. Мои ближайшие предки, прадеды и прабабки, жили под Азовом. Деды уже на Верхней и Нижней Гниловской. Там же прошло и моё детство. Гниловская, а прежде её ещё называли Гнилой Тоней, является левобережьем Темернички. В прежние времена здесь в основном селились босяки и рыбаки. Бедная окраина города, которая от богатого центра была на расстоянии ружейного выстрела. Например, казачье гетто с непредсказуемыми змееподобными улочками. Так, я родился в доме по переулку имени героической партизанки времён Великой 324Отечественной войны Лизы Чайкиной. Интересно, как переулок моего детства назывался первоначально? Не исключено, что какой-нибудь Рыбий Хвост. Наш деревянный дом едва жив до сих пор. Этому двухэтажному чуду казачьей архитектуры более ста лет. В одном из подвалов нашего двора был вход в подземное озеро, из которого до сих пор течёт родник, в народе называемый Гремучкой. Ещё совсем недавно Гремучка была замусоренной свалкой. Но теперь она объявлена святым местом. Здесь всё чисто и ухожено. Купаются люди в Гремучке теперь круглый год и верят, что вода целебная. И я верю в это, поскольку из двора моего детства не может течь «дурная» вода. Такие районы как Гниловская, Новое поселение и прочие «камышеводческие хозяйства» небогаты историческими памятникам. Это сплошная тайна, утонувшая в мутных пучинах времени. Тем не менее, эти районы сейчас начинают расцветать. Дикий частный сектор — прекрасный полигон для современного капиталистического строительства. Поэтому моя любимая улица Портовая расцветает микродворцами нуворишей. Слава Богу, не додумались ещё городить «Манхеттен» на Гремучке…

325Как только не обзывали наш город: «Русский Чикаго», наверное, по степени лихости обитателей и количеству душегубов, «Азовский Ливерпуль» — поскольку один из самых крупных портов, «Город-кабак» — так обозвал его писатель Марков, и даже «Ростово-Нахичеван-на-Донах». В 1779 году по велению Екатерины Второй сюда прибыло более трёх тысяч армян. Они заняли восточный форштадт крепости, который назывался «Полуденкой». Долгое время армяне не пускали казаков на левый берег ловить рыбу, считали эти земли своей вотчиной. Драки и споры закончились лишь в конце 19 века.

Здесь оседали на постоянное житьё торговые греки и пленные турки.

Историческим центром Ростова можно по праву считать район между Центральным рынком и Доном. Город начинался с Солдатской слободы. Здесь со времени основания крепости Димитрия Ростовского селились вышедшие в отставку солдаты, значительную часть которых составляли евреи-кантонисты. Согласно первому генеральному строительному плану

1811 года, именно здесь были заложены первые городские улицы: Рождественская, Полицейская, Почтовая, Канкринская, Воронцовская и три переулка: Казанский, Николаевский, Соборный, на котором и обитает редакция нашей газеты.

№8 (743) от 18 февраля 2009 года РО
.