Ростов - город
Ростов - Дон !
Про Ростов немало песен сложено Я спою тебе еще одну... В детстве я любил песни о Ростове: все дети – патриоты. Но песен было не так уж и много. «Эх, тачанка-ростовчанка». Всего одно слово о любимом городе. Еще была «Улица Садовая, скамеечка кленовая». Что за Садовая, я не понимал, тогда была улица Энгельса. «Садовая», я думал, это просто разновидность улиц. Есть же голова садовая. Была еще песня Высоцкого «я слышу: «ростовчане вылетают, а мне в Одессу надо позарез». Хорошая песня, но опять же всего одно близкое ростовчанину слово. Потом Макаревич спел: «и оба сошли где-то под Таганрогом». Но где они сошли: на территории УССР или уже в Ростовской области? Непонятно. Была песня Пахмутовой-Добронравова «Надежда». Там были слова - «синие московские метели». Местные исполнители заменяли «московские» на «ростовские». Но это уже был явный подлог. Хотя и с добрыми побуждениями. Нынешним детям есть что петь: песен о Ростове (и других городах области) – сотни. Их число, благодаря всевозможным конкурсам и дням города множится с каждым годом. 1. Проанализировав огромное количество «донских» песен (чуть не сошел с ума), я понял: песни о любимых городах могут быть написаны в следующих случаях: по зову сердца, от скуки, на конкурс, ради славы, ради денег или потому что не написать – опасно для жизни (советский период). Песни могут быть также написаны с воспитательно-просветительской целью, если поэт-песенник считает себя миссионером. Часто побудительные мотивы смешаны и даже сам автор не может наверняка сказать, зачем же он это сделал. Особенно трудно различить «от скуки» и «на конкурс». Между прочим, «песня на конкурс» - явление не новое. Подобные песни, например о Таганроге, писали и к 200-летию города. В 1898 году. Чехова в Таганроге тогда еще не так ценили, как сейчас, тогда он был еще жив. Так, что песня о царе. «В чертогах скромных Таганрога Царь добрый сердцем обитал. Его любил наш город нежно, Его всегда благославлял». Надо полагать, что под царем имеется в виду – Александр Первый, умерший в городе у моря в 1825 году. Может быть, были и песни, посвященные, скажем, 150-летию Ростова-на-Дону (1899 год). Но до наших дней они не дошли. По большому счету созвучна с «конкурсной» и следующая песня семнадцатого века. «Уж ты батюшка наш Православный царь Петр Алексеевич! Не мути ты наш тихий Дон, Мы станем те служить век верой-правдою, Верой-правдою и как те надобно». 2. Первое песенное упоминание Ростова-на-Дону, пожалуй, вот это. Неизвестный автор, начало двадцатого века. "В мое окошко, эх дождик стучится, поет рабочий за станком. Была я уличною певицей, а он был княжеским сынком» Но любви между певицей и княжеским сынком не случилось. А потому - «И напилась я, эх, в эту ночку, зато в блаженном мире том была я княжескою дочкой, а он был уличным певцом». И припев: «А в Ростове дождь идет, и на небе хмаро. Отскочь, девочка, ты мне не пара». Ни разу не слышал песнью «живьем». К концу двадцатых годов прошлого века относится песня «На Богатяновской открылася пивная, где собиралася компания блатная. Где были девочки Маруся, Рита, Рая. И с ними Костя, Костя-шмаровоз»... Есть вариант с одесской Дерибассовской, но ростовские исследователи (в частности Фима Жиганец) уверяют, что речь, скорее всего, идет о Ростове. Если кто не помнит, в песни есть и такие строки - «Две полудевочки, один роскошный мальчик, который ездил побираться в город Нальчик». Вряд ли кто-то из Одессы ездил бы побираться в Нальчик. Далеко. А из Ростова – запросто. В общем, в этих песнях Ростов – прежде всего Папа. В советский период, авторы пытались лишить Ростов «отцовства» и сделать его романтиком. Уезжающих из Ростова на фирменном поезде «Тихий Дон» провожает песня, написанная Анатолием Софроновым еще в 1943 году: Ростов-город, Ростов-Дон! Синий звездный небосклон. Улица Садовая, Скамеечка кленовая - Ростов-город, Ростов-Дон! «Много разных городов видел я, родная. Только лучше, чем Ростов города не знаю». (1957 год, текст – Николай Костырев, «Ростовский вальс»). «Ростов - не названье, не слово. Он - наши сердца и года. Летят самолёты к Ростову, к Ростову спешат поезда». (слова - Вениамин Жак, 1960 год) Кстати, эти самолеты и поезда прочно засели в головах ростовских авторов. Уже в 21 веке семья Толпинских написала: «Аэропорт встречает самолеты, железная дорога поезда...» До перестройки песен о Ростове было написано не так уж и много. На слуху были лишь три процитированные. Вряд ли они могли скорректировать образ Ростова-папы. Даже в совпериод проскальзывали песенки типа вот этой в исполнении Аркадия Северного: «Раз в Ростове-на-Дону я первый раз попал в тюрьму. На нары, ты понял, на нары, на нары!» С началом перестройки все вернулось на круги своя. Ростов снова стал папой. "Мы Ростовчане, весёлый народ Ликует Каменка, Нахаловка и Брод А в Ростове так много огней, Здесь можно встретить знакомых и друзей". (песня «Ростов мой город-Ростов мой папа, текст - Иван Кононов) Есть и другой вариант песни, с другим словом – вместо огней. Народный вариант. Я его слышал. Отдельная, конечно, тема - это сочинения на конкурс. Но тут тоже встречаются любопытные наблюдения. «Важны для нас культура и наука. Но! Еще важны торговые дела»! (работа семьи Толпинских) То есть, несмотря на некоторую наивность авторов («важна культура»), подмечено главное – важны торговые дела. 3. Во многих песнях Ростов предстает как некое райское место. Город – мечта, город – легенда. Город, где хочется жить. По крайней мире человеку, освободившемуся из тюрьмы. «Играй, гармоника, играй, мы на земле искали рай, и он, конечно, был немыслимо далёк. А до него рукой подать, чтоб наступила благодать, давай-ка сядем в этот старый катерок». (исп. К. Ундров, текст – И. Кононов, «Левый берег Дона») В общем рай, по версии Кононова находится на левом берегу Дона. Александр Зинцов поет следующее: «Слухами земля полнится За ростовских все не раз слышали И не мало городов кроется Под надёжными от зла крышами И с понятием всегда правильно И к порядочным с уважением Да, Ростов всегда в пример ставили Все, кто был в моём окружении». И далее, в припеве: «Я за серых свой полный бокал подниму, Дай Бог фарта братве и добра И за город-легенду Ростов-на-Дону Пьют невольные чай у костра. «Из Москвы, из Парижа, из рая, я к тебе неприменно вернусь» (слова Леонида Меласса, начало 21 века). В этой же песне автор относит Ростов к разряду «городов-колдунов». «Его обитатели – люди-миры, тво рцы и мечтатели, сердцем щедры. Мой город – как Ноя библейский ковчег, Он всем обещает тепло и ночлег». (текст Татьяны Булгаковой, 2007 год) 4. Многие поэтические образы связаны с наличием в Ростове реки Дон. «На Дону – утону, ко дну». В общем, Ростов – лучшее место для того чтобы утонуть. «В славном городе Ростове на Дону я в объятьях и в шампанском утону, И вся жизнь моя опять пойдёт ко дну в славном городе Ростове на Дону». (текст – Ивана Кононова) Сейчас на Центральном рынке популярна следующая песня: «Девченка рыжая с Ростова-на-Дону, Дону, Дону И я в её глаза как в той реке тону, тону, тону» (автор – Виктор Королев) Другой часто встречающийся образ – купола. «А над Доном золотые купола, золотые купола, да медный звон». Автор - Иван Кононов, он написал о Ростове много песен, так что и цитат много. «Колокольный перезвон, Ростов-город, Ростов-дон. Дон... Дон... Он звучит со всех сторон». (песня семьи Толпинских) 5. Из областных городов по количеству песен конкуренцию Ростову может составить, прежде всего, Батайск. «Батайск, Батайск! Как много в этом слове». Тут тебе и «Нью-Йорк, Нью-Йорк». И обращение к классике. «Мы с тобой вдвоем в этот час идем и поем, и поем о Батайске родном. Город южный, город важный, город парков и садов, тот, кто был здесь хоть однажды, тот сюда вернется вновь". Обязательно вернется. Если будет ехать на Юг. Вот замечательный «Гимн Батайску». «Ты разбудишь, мой Батайск, солнце красное, и начнется новый день, встречу празднуя, зов депо на юг Руси эхом множится, поколений здесь мосты не разводятся». Знаки препинания я оставил оригинальные. То есть, солнце красное проснется от того что его разбудит Батайск. Это, пожалуй, один из самых парадоксальных образов в мировой поэзии. А в принципе не хуже певицы Лель и при должной раскрутке, песня стала бы хитом. И еще: «Батайск - это рельсы по шпалам, Батайск - чтобы сердце стучало». «На просторе степном возле Дона, Где живет дерзновенный народ, Распростерся Батайск окрылено, Как орел у кавказских ворот». Хороши строки -«День и ночь высоко над вагонами светят светофоры тут и там». 6. С Батайском конкурирует Таганрог. Как не сложно догадаться, сейчас большинство песен о Чехове и Петре Первом, основателе города. «Сердце ты мое покорил, Таганрог, память о былом ты навеки сберег. С Петром Великим восстал, ты домом Чехова стал, город мой родной! Там же :«Из тлена встал и встрепенулся вдруг и ты, и младший брат твой Петербург!» К поэтическим шедеврам можно отнести следующие строки: «Вот был бы Чехов переменам рад, вот Петр Великий радовался б оным, был город-крепость, ныне город-сад, и стал для всех землян "свободной зоной». Не знаю, честно говоря, что имел в виду автор, говоря про свободную зону... Вроде такой в Таганроге нет. Если имеется в виду экономическая. Может, автор говорит про какую-то другую зону. Может, что-то я упустил. Есть песня «Антоша Чехонте». Слова и музыка Ю.Лаптева. «Здесь жил Овсов, жила Каштанка, Ионыч публику смешил. А с черноокою гречанкой, возможно, Астров здесь бродил. По Полицейской, по Петровской в галошах юноша гулял, С галерки в театральных ложах своих героев подмечал. В колониальной лавке деда, как Ванька Жуков, он корпел, Писал к ученому соседу, на пьяных мужиков глядел. Отсюда унтер Пришибеев шагнул Россию усмирять. Здесь злоумышленник, злодей он, учился гайки воровать». Припев: Антоша Чехонте нам руки протянул, Антоша Чехонте лукаво подмигнул. Из прошлого далекого глядит на нас И сочиняет, верно, святочный рассказ". Заканчивается песня следующими словами: «Написано им было столько, все не упомнить и не счесть! Вот, братцы, выбраться бы только нам из "Палаты № 6".» Пишут песни о совсем не только об Азове, Таганроге, Батайске или Ростове, но и о совсем малых городах и поселках. Шикарные строки о Койсуге: «Не березовый край мой, не синий, не грибной, но несчитанный год вдоль нарезанных межевых линий суетится торговый народ. Не до боли смешная зарплата, не процентной дурилки гипноз, а земли плодородной квадраты обнадеживает всерьез". 7. Еще одно наблюдение - подавляющее большинство песен о Ростове и других городах области написано местными авторами. Кто же они? Вот взгляд на себя, так сказать, изнутри - "По проспекту мы шагаем босиком мимо светофоров и постовых. Каждый пусть из нас побудет чудаком:просто нам все можно, ведь - ростовчане мы". Автор - Михаил Кострикин. Песня посвящена 258-ой годовщине со дня основания города Ростова-на-Дону. Взглядов со стороны мало. Тем более они ценны. Пребывание в Ростове навеяло на москвича Вадима Степанцова, куртуазного маньериста, следующие строки. На них и закончим. «В Ростове у рынка центрального усядусь я прямо в пыли, чтоб звуки мотива печального с гармошки моей потекли. Пою я о девушке брошенной печальной, хорошей такой... И смотрят в мой рот перекошенный грузины со смутной тоской. Нечистой наживы глашатаи поймут, что барыш ни к чему. Хоть грубые бабы усатые их ждут в надоевшем дому. Поймут, что всей жизнью расплатятся они за свое ремесло. Ведь счастье в голубеньком платьице от них безвозвратно ушло...» 2008-10-09http://arturowich.livejournal.com/12391.html
|