rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Бронепоезда в боях за Ростов

БРОНЕПОЕЗДА В БОЯХ ЗА РОСТОВ

На стене локомотивного депо станции Ростов-Главный есть мемориальная доска: «23-го и 24 июля 1942 г. героически защищали Ростов экипажи бронепоездов № 21 и № 457-го отдельного дивизиона бронепоездов»

Операция по освобождению г. Ро­стова началась в ноябре сорок пер­вого года.

27 ноября с огневых позиций на станции Заречная, у разбитого же­лезнодорожного моста, бронепоезда № 21 и № 45 открыли огонь по про­тивнику, поддерживающие наступа­ющие части 56-й армии и батальон капитана Мадояна.

Командир орудия 21-го бронепоез­да сержант И. Кусмарцев из 107-мил­лиметровой пушки прямым попадани­ем сбил купол собора на базарной площади города, откуда немцы корректи­ровали огонь, косивший бойцов на ступающих по гладкому льду замерз­шей реки. В числе наступавших был коренной ростовчанин М.Я. Куприц, воевавший в то время в пехоте кур­сантом Ростовского пехотного учили­ща. Сейчас он - председатель секции ветеранов-бронепоездников.

После первого освобождения Ростова и ранения М.Я. Куприц был переведен на бронепоезд Na 21 стар­шиной зенитного взвода.

   Лето сорок второго года немцы, ис­пользуя стратегическую ошибку Вер­ховного Командования Красной Армии, прорвали фронт в районе Харькова и устремились на Сталинград и Кавказ.

   Вот что вспоминает М.Я. Куприц об июле 1942 г.: "Бои под Ростовом, в районах населенных пунктов Чулек, Приморская, Вареновская, Бессергеновка, Самбек, Морская, Синявская, Хапры были очень тяжелыми. Только за один день при поддержке наступления полка бронепоезд "За Родину" выпустил более 700 снарядов.

  Нам, зенитчикам-бронепоездникам, приходилось без конца вступать в бои с немецкими "юнкерами" и "мессершмиттами".

    Умело маневрируя, машинист нашего бронепоезда Александр Галушко выводил стальную крепость из под ударов. После боя две бронеплощадки и паровоз нашего бронепоезда потребовали срочного ремонта.

    В депо Ростова за короткий срок от­ремонтировали бронепоезд, а на ваго­норемонтном заводе имени В.И. Ленина построили новые бронеплощадки.

    24 июля 1942 г. противник вторично овладел Ростовом. Мост на Гниловской был разбомблен, железнодорожное полотно разрушено. Бронепоезда 7-го дивизиона оказа­лись отрезанными. Но и в этой без выходной обстановке экипажи про­должали вести шквальный огонь, отбивая атаки немецких танков и авиации. А когда были израсходованы все боеприпасы, по приказу командира дивизиона бойцы зало­жили в топку паровоза динамит и взорвали истерзанный бронепоезд. С боевым знаменем дивизиона вме­сте со мной последними покидали бронепоезд № 21 А. Греков, машинист А. Галушко и И. Балабанов. Мы преодолели реку Дон вплавь, камышами ушли на юг.

   Это произошло 24 июля на стан­ции Нижне-Гниловской. Второй бро­непоезд № 45 был взорван на пере­гоне к Морской.

     Благодаря сохраненному боевому знамени экипаж получил потом новый бронепоезд под названием "Москвич".

Н. МОРОГОВ, офицер запаса, инженер
8 мая 2001г., «Наше Время».
.