Ростов - город
Ростов - Дон !
БРОНЕПОЕЗДА В БОЯХ ЗА РОСТОВ На стене локомотивного депо станции Ростов-Главный есть мемориальная доска: «23-го и 24 июля 1942 г. героически защищали Ростов экипажи бронепоездов № 21 и № 457-го отдельного дивизиона бронепоездов» Операция по освобождению г. Ростова началась в ноябре сорок первого года. 27 ноября с огневых позиций на станции Заречная, у разбитого железнодорожного моста, бронепоезда № 21 и № 45 открыли огонь по противнику, поддерживающие наступающие части 56-й армии и батальон капитана Мадояна. Командир орудия 21-го бронепоезда сержант И. Кусмарцев из 107-миллиметровой пушки прямым попаданием сбил купол собора на базарной площади города, откуда немцы корректировали огонь, косивший бойцов на ступающих по гладкому льду замерзшей реки. В числе наступавших был коренной ростовчанин М.Я. Куприц, воевавший в то время в пехоте курсантом Ростовского пехотного училища. Сейчас он - председатель секции ветеранов-бронепоездников. После первого освобождения Ростова и ранения М.Я. Куприц был переведен на бронепоезд Na 21 старшиной зенитного взвода. Лето сорок второго года немцы, используя стратегическую ошибку Верховного Командования Красной Армии, прорвали фронт в районе Харькова и устремились на Сталинград и Кавказ. Вот что вспоминает М.Я. Куприц об июле 1942 г.: "Бои под Ростовом, в районах населенных пунктов Чулек, Приморская, Вареновская, Бессергеновка, Самбек, Морская, Синявская, Хапры были очень тяжелыми. Только за один день при поддержке наступления полка бронепоезд "За Родину" выпустил более 700 снарядов. Нам, зенитчикам-бронепоездникам, приходилось без конца вступать в бои с немецкими "юнкерами" и "мессершмиттами". Умело маневрируя, машинист нашего бронепоезда Александр Галушко выводил стальную крепость из под ударов. После боя две бронеплощадки и паровоз нашего бронепоезда потребовали срочного ремонта. В депо Ростова за короткий срок отремонтировали бронепоезд, а на вагоноремонтном заводе имени В.И. Ленина построили новые бронеплощадки. 24 июля 1942 г. противник вторично овладел Ростовом. Мост на Гниловской был разбомблен, железнодорожное полотно разрушено. Бронепоезда 7-го дивизиона оказались отрезанными. Но и в этой без выходной обстановке экипажи продолжали вести шквальный огонь, отбивая атаки немецких танков и авиации. А когда были израсходованы все боеприпасы, по приказу командира дивизиона бойцы заложили в топку паровоза динамит и взорвали истерзанный бронепоезд. С боевым знаменем дивизиона вместе со мной последними покидали бронепоезд № 21 А. Греков, машинист А. Галушко и И. Балабанов. Мы преодолели реку Дон вплавь, камышами ушли на юг. Это произошло 24 июля на станции Нижне-Гниловской. Второй бронепоезд № 45 был взорван на перегоне к Морской. Благодаря сохраненному боевому знамени экипаж получил потом новый бронепоезд под названием "Москвич". Н. МОРОГОВ, офицер запаса, инженер
8 мая 2001г., «Наше Время».
|