rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Так сколько же лет Ростову?

Александр КОЖИН: «Так сколько же лет Ростову?»

50Никто не собирается ставить под сомнение почтенный возраст донской столицы, наоборот, она, по нашему мнению, гораздо старше, чем принято считать. Неслучайно краевед Андрей Ерохин написал книгу с красноречивым названием «История Ростова-на-Дону до основания города».

На эту любопытную тему мы сегодня беседуем с председателем регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александром КОЖИНЫМ.

• Есть о чём поспорить

— Вопрос, с какого времени вести летоисчисление Ростова, не закрыт, — считает наш сегодняшний собеседник. — То ли  с момента закладки крепости, то ли с основания таможни, а, может быть, с 1696 года, когда эти места приглянулись посетившему их Петру I. Назывался даже 1811 год, когда был принят первый генплан города. Но в любом случае 1749-й год можно считать условной датой.

Любопытно, что споры об этом среди историков кипели ещё в начале прошлого века, а также в сороковых годах, в преддверии 200-летия города. В конце концов, обком принял решение не откладывать юбилей в долгий ящик и отмечать его в 1949 году.

— И как же праздновали в ту пору День города?

— Довольно скромно. Традицию ежегодных городских праздников ввёл несколькими десятилетиями позже Юрий Лужков. А тогда главным событием стала выпущенная Ростиздатом книга Г.Н. Захарьянца, Г.А. Иноземцева и П.В. Семернина об истории Ростова. Большая часть этого труда рассказывала о классовых противоречиях, цитировался, в частности, знаток дореволюционного Ростова писатель А. Свирский: «Когда видишь холёные, сытые лица хозяев ростовских фабрик и магазинов, то не верится, что Тер-Абрамьяны, Чарахчьянцы, Яблоковы и Арутюновы принадлежат к армянскому народу, задавленному нищетой, бесправием, погромами и гонениями, как не верится, что Максимов и Парамонов — эти величайшие «пауки» края — являются потомками смиренных крестьян и бурлаков…».

• С незапамятных времён

— Самое интересное, что многие из тех, кто бичевал «пауков», сегодня с умилением пишут о светлом прошлом купеческого Ростова…

— Конъюнктура, конечно, процветает, но во все времена хватало и честных исследователей. Так и упомянутый мной  труд содержал массу интересного материала, из которого следует, что на донских берегах ещё в незапамятные времена, задолго до возникновения Московской Руси, кипела бурная жизнь.

— А в школах детям рассказывают о безлюдном Диком поле, каковым будто бы были южнороссийские степи…

— Дикими степи стали только после опустошительного нашествия гуннов в III-IV веках новой эры. Низовья Дона были заселены с незапамятных времён, в том числе индоевропейскими племенами, ариями, от которых и пошли «стопроцентные арийцы».

Ещё две-три тысячи лет назад на территории современного Ростова «отметились» легендарные киммерийцы, которых поочерёдно меняли скифы, меоты, сарматы…

На границе городов Ростова и Аксая и сегодня видны следы некогда существовавшего там древнего поселения (Кобяково городище). Два других находились  в районах ул. Береговая/пр. Соколова и пл. 5-го Донского корпуса. Правда, в ходе работ по строительству портовых складов и железнодорожного моста через реку Дон остатки их были уничтожены. Зато вполне неплохо сохранилась Левенцовская крепость.

Гунны предали десятки поселений огню и мечу, но жизнь в этих местах продолжалась. Здесь было немало удобных бродов через реку Дон, чем воспользовались так называемые бродники, бравшие переправы на своё попечение и за счёт этого существовавшие. Кстати, именно бродников многие исследователи считают родоначальниками донского казачества. Постепенно возвращалась жизнь и на места уничтоженных степными пришельцами Ростовского, Кизитеринского городищ. Найденная там в ходе раскопок византийская утварь говорит, что исторические корни ростовского купечества гораздо глубже, нежели мы себе это представляем.

Новых цветов в яркую историческую палитру Ростова добавил XVIII век. Мало кто знает, что в первой половине этого столетия по Темернику проходила государственная граница. Территория нынешних Железнодорожного и Советского районов принадлежала Турции, в то время как левобережье Темерника активно заселялось русскими. Ни таможни, ни крепости не было ещё в помине, а в районе нынешней Театральной площади уже существовал посёлок Полуденка. О закладке крепости Димитрия Ростовского известно довольно много. Территория её была невелика, так что во время освящения новостройки священнослужители обошли её всю по периметру. Спустя год сюда доставили из крепости Св. Анны и разобранную по брёвнышкам деревянную церковь.

• Найти управу на современных гуннов

— Сейчас ростовчане, похоже, стремятся больше узнавать и чтить свою историю. Например, появился памятник Елизавете, подписавшей Указы об учреждении крепости и Темерницкой таможни, от которых пошёл город…

51— Верно, интерес к прошлому растёт. Что, впрочем, не мешает сносить с лица города исторические постройки и целые кварталы. До недавнего времени этому пытался противодействовать только узкий круг общественности, в частности, организация «Граждане Ростова». Лишь с принятием нового генплана, утвердившего охранные исторические зоны города, ситуация меняется.

Но для того, чтобы зоны не остались на бумаге, необходима политическая воля руководства города. Пока же то тут, то там видишь технику, сносящую памятники архитектуры под предлогом их аварийного состояния. Буквально на днях такая участь постигла здание на ул. Пушкинской, 173, построенное в позапрошлом веке. Кстати, среди возмущённых жильцов соседних домов, собравшихся на рёв строительной техники, был и вице-мэр города Сергей Манаков.

Что интересно, вдохновителем варварской акции сноса был не какой-то залётный инвестор, а  ростовский бизнесмен. Сам он, естественно, при сём не присутствовал, а его представитель на все  вопросы пожимал плечами и отнекивался. Хотя застройщику в таких случаях как минимум необходимо иметь утверждённый проект нового здания и отдельный проект на снос старого.

Благодаря тому, что здание, как и вся ул. Пушкинская, находится в охранной заповедной зоне, у нас имелись основания обратиться в прокуратуру, что мы и сделали. Хотелось бы, чтобы такие зоны появились не только в центре города, но и на территории Левенцовского археологического комплекса, оберегая его от судьбы других древнейших городищ на территории города, ныне уничтоженных.

— И всё-таки, Александр Олегович, никакие заборы и прокуроры не защитят ростовскую старину, если этим не озаботится само городское сообщество. Может быть, имеет смысл шире использовать в просветительских целях сам юбилей? До сих пор Дни города проходили у нас примерно по схожему сценарию: концерты заезжей попсы, пивные тусовки и подводящие итог празднику вонючие лужи, горы мусора на главной площади. Нельзя ли предложить что-нибудь, пусть даже не альтернативное, а хотя бы параллельное этой «расслабухе»?

—  Поскольку программы праздников включают не только «попсовые» концерты, но и спортивные мероприятия, ВООПИиК направил в городские структуры предложение приурочить ко Дню города необычный марафонский пробег от Ливенцовки до Кобякова городища, связав две исторически знаковые точки Ростова.

А вообще для таких акций имеется самое широкое поле деятельности не только в  День города. Для предпринимателей, желающих участвовать в программе развития туристских ресурсов Ростова, это неподнятая целина. Историей можно не просто гордиться, но и неплохо на ней зарабатывать. Если только не превращать, ради сиюминутного барыша, бизнес в орудие разрушения, уподобляясь давно сгинувшим гуннам, ничего не оставившим после себя, кроме дурной славы.

№16 (751) от 14 апреля 2009 года РО
.