rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Водные пути: город мира

ВОДНЫЕ ПУТИ: ГОРОД МИРА

362Рядом с Театральной площадью стоит оригинальное здание - в нем долгие годы находится Волго-Донское пароходство. За последние годы многое изменилось в системе организации речного судоходства на Дону, грузового и пассажирского движения по рекам региона и Волжско¬Донского бассейна. Богатейшая история судоходства и торговли на Дону описана в фундаментальном труде Н.H. Редькова, Г.Л. Беленького и А.В. Огарева «Дон - река жизни». Задача нашего очерка дать небольшой исторический эскиз этой обширной темы, набросок самого начального периода торгового пароходства на Дону.

Ростов-на-Дону - порт пяти морей. Так с гордостью говорили о нем и о других городах - тоже, в частности, и о Москве в первую очередь, после постройки Волго-Донского судоходного калила. Моря Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное были связаны большими гидротехническими сооружениями - Беломоро-Балтийским каналом, - построенным в 30-е поды, Волго-Донским, построенным в 50-е. Север европейской части Союза был связан водным путем с югом. Через эти пять морей вся европейская система водных дорог СССР оказались связанной.

Но в этом определении - «порт пяти морей» есть что-то «замкнутое», советское. Мы смотрели на нашу водную систему ограниченно, видя только лишь свою территорию. На самом деле, если город связан с морем большой рекой, то он - является портом всех морей и океанов. Из Черного (своего) моря можно выйти в Средиземное (чужое) и далее в Индийский океан, из Балтийского - в Северное и дальше - в Атлантический - далее везде... Это очевидная вещь, но «политико-патриотические» шоры сужали пространство видения. Но именно тогда географическое положение нашего города в устье крупной реки сделало его «городом мира».

Торговля на речных судах связана и с морскими дорогами. Поэтому Ростов-на-Дону в XX веке за более чем четверть тысячелетия своего существования, собрал в один узел и сухопутные (автодороги), и железнодорожные, и воздушные, и водные пути. Он рос и развивался в контексте мировой промышленной цивилизации и урбанизации планеты.

Четверть тысячелетия вобрала в себя этот непростой путь и одновременно стала знаком, символом новейшей истории. История и философия города есть путь

человека к новой цивилизации — электронной.

Растущие на всей земле города стали провозвестниками демографического взрыва, изменившего не только лик планеты, но и ее фундаментальное бытие.

Один из самых древних городов на планете, имеющих непрерывную историю, - Дамаск. Ему около пяти тысяч лет. Численность населения в нынешней столице Сирии - Дамаска, составляет примерно число всех людей, живших на земле во время основания этого города. И еще один интересный факт: 23 мая 2007 года численность городского населения па планете (свыше 3 миллиардов 300 миллионов человек) впервые превысила число сельских жителей на земле.

Если развернуть статистическую кривую роста населения Ростова-на- Дону, ее динамика показала бы эволюционно-революционную (если так можно сказать) поступь города в будущее, прирост населения Ростова в 70-80-е годы XX пека составлял ежегодно около 20 тысяч человек! В конце этого столетия и в начале нового он заметно замедлился - знак неблагополучия жизни в новой России. И эта динамика роста зависела напрямую от роста торговли и экономики.

Может быть неслучайно, что «узел» управления водными и железными дорогами Юга России находится на Театральной площади, которая возникла менее

ста лет назад. Она стала своеобразной «стартовой площадкой» для соединения Ростова и Нахичевани, вобрала в себя центры управления магистральными путями дальнейшего развития столицы донского края.

Первые торговые и военные суда (казачьи боевые струги) ходили на Дону задолго до присоединения этих степных земель к России. Петр Первый создал регулярный военный флот - его формировала функциональная направленность боевых действий на большой, морской воде. Петр говорил: «Время благоприятное, фортуна сквозь нас бежит, никогда она к нам так близко на юге не бывала; блажен кто схватит ее за волосы».

В этой фразе - весь характер великого царя, его темперамент, понимание сути происходящих событий и великих задач страны. Россия, лишенная выходов к морям, могла построить свой первый флот лишь на реках. Этот маленький плацдарм, казалось, должен был бы обрекать ее на «мелководье» своих планов. Но Петр видел великое будущее страны. И малые реки России стали стартовыми площадками выхода в большие моря.

Первые военные корабли строились под Воронежем. Неслучайно, на гербе этого прекрасного старинного города красуется корабль. Строились боевые суда и на небольших реках. Недавно я побывал на одной из них - речке Икорец. Ее назвали так, всего скорее, что здесь добывали икру красной рыбы. Тихая спокойная речка, у берега - камыш, белые крупные кувшинки с каплями воды на роскошных лепестках... На берегу - желтый песочек. Идиллия для рыбака. И не только для рыбака... А когда-то в самом конце XVII лека на берегах этой чудесной речки раздавался стук топоров, визг пил, округу оглашали крики команд.

Россия строила военный флот в глубинке еще и потому, чтобы не привлекать внимание противника. Чтобы в 1696 году русские парусные галеры неожиданно встали под стенами Азова, преграждая путь вражескому флоту, спешащему на помощь осажденной крепости, запиравшей России выход по Дону в теплые моря.

Торговый флот создавался постепенно в разных местах. Другие задачи, иные цели формировали и назначение судов и их оснастку. Россия накопила, наконец, силы для двух «рывков» - военного и экономического и на севере, и на юге.

Сразу же после взятия Азова в 1696 году Петр Первый предоставил казакам Войска Донского все условия для использования устья реки и ее гирл при впадении в Азовское море, а именно здесь были несметные запасы ценных рыбных пород. А спустя 42 годя, в 1738-м, правительствующий Сенат подтвердил их право пользоваться «в реках Дон и Мертвым Донце, на гирлах и в самом море рыбной, а в степях звериными ловлями».

И когда и декабре 1749 года было начата строительство Темерницкой таможни, а она вступили в строй в 1750-м, река Дон, неисчислимое количество времени тихо катившая воды в своем низовье, стала «основой» для преображения этих мест. Собственно свою роль сыграл и Темерник. В то время это была довольно полноводная речка, а суда могли из Дона заходить в ее устье.

Берет Темерника густо поросли камышом, Течение - спокойное. Ни дать, ни взять природная небольшая гавань. Поэтому-то, если верить преданию, и выбрал Петр Первый это место для последней стоянки своего флота перед последним «броском» под Азов.

Темерницкая таможня была не только торговым центром на нижнем Дону, но и какое-то время пограничным пунктом, из которого русским купцам можно было вести торговые операции со своими южными соседями. В Указе от 15 декабря 1749 года, подписанном императрицей Елизаветой Петровной, обращалось особое внимание на донских казаков, «которые могут вести торговлю с приезжающими греками, турками, армянами...»

Торговля велась здесь и до открытия Темерницной таможни. Здесь шла небольшая «мена» подручных товаров. Как писалось в одном донесении посланцев войска Запорожского, разведывавших обстановку на нижнем Дону: «много зашедших людей для промыслов и в тишайшем спокойствии и согласии с заграничными людьми пребывают».

«Менялись» с русской стороны в основном рыбой, икрой. В эти места пришлых людей привлекало в первую очередь рыболовство. Сюда стекались люди с верхнего Дона и Запорожья, беглые крепостные, новороссийские поселяне, «гулящие люди», ищущие удачи и счастья у самой границы. Собирались люди не робкого десятка, крепкие, лихие, умеющие постоять за себя. С открытием таможни торговля постепенно налаживалась.

Первые торговые суда прибыли в Темерник из Греции. Но путь товаров был непрост. Они шли не только водным путем, по и перегружались на арбы. Такая торговля продолжалась и после постройки в 1763 году крепости Димитрия Ростовского.

В 1755 году Сенат издал Указ, подготовленный П.И. Шуваловым, по которому все купцы, желающие вести свои дела в Темерницком порту, должны были получить лицензии.

В этом же году возникла торговая артель (компания) русских купцов В. Хастатова, П. Шемякина, и А .Ярославцева. Это сразу придало торговле масштаб, и естественно, дало свой результат. Уже в год начала первых операций было ввезено товаров на 52 тысячи рублей, вывезено - на 35 тысяч. Через четыре года объем торговли составил соответственно 129 и 42 тысячи рублей. К 1761 году экспорт стал уже преобладать над импортом.

Начиная с Петра Первого, Россия вывозила за границу в основном сырье. С тех пор у нас и доминирует сырьевой экспорт. Любопытна еще одна особенность. В годы мирного затишья (а напряжение между Турцией и Россией существовало в те годы всегда) экономические отношения оттесняли на второй план проблемы политические и даже военные. Сам турецкий паша отдавал распоряжения о постройке торговый судов для отправки товаров на Дон. Иностранные купцы просили царицу и султана построить на «барьерной» земле дополнительный карантин я погреба.

Русские купцы продавали Турции канаты, веревки, листовое железо, которые так нужны были турецкому флоту для оснастки боевых кораблей: парусов, цепей, якорей, пушек... А ведь с этим флотом скоро придется воевать в Азовском и Черном морях. Финансовые выгоды связывали страны, но приходило время, и они уступали хлопанью военных парусов, лязгу якорных цепей и грому чугунных пушек.

Россия же ввозила в основном экзотические южные фрукты, вина, предметы роскоши, украшения. Была так благодушна или интуитивно верила в свою силу, не опасаясь конкуренции воинственной соседки?

Ростовская крепость закладывалась под салют не только крепостных орудий и солдатских «фузей», но и пушек с греческих кораблей.

Торговля в те далекие годы была не безопасным и рискованным занятием. Поэтому торговые суда были оснащены и орудиями, и командой, которая при случае могла отразить посягательство непрошенных гостей. По морю ходили не только купцы, но и пираты. И не только турецкие, встречались и греческие, причем, иногда они пиратствовали в «пользу России». В Ростове родился и долгие годы жил (сейчас он живет я Париже) видный поэт и переводчик русского зарубежья Василий Бетаки. Так вот его прадед, грек по происхождению, прежде чем осесть в России, пиратствовал в Черном море в интересах Екатерины Второй.

Постоянные войны с Турцией, естественно, препятствовали нормальному развитию торговли. Она то оживала, то замирала совсем. На Дону в 70-е годы XVIII века строились и боевые суда под руководством контр-адмирала Сенявина. Создавалась Донская (Азовская) флотилия. Продолжалась борьба за Крым, за морское Приазовье и Черноморское побережье. И только к середине XIX века, Когда Россия стала «твердой ногой» на берегах Черного моря, торговля с нижнего Дона приобрела и новый масштаб, и новое экономическое значение. Вот когда Ростов стал расти как гриб после теплого летнего дождя. Когда строились новые черноморские (уже морские порты), Ростов и сделал большой рывок в своем развитии.

Торговый флот на Дону и в Приазовье до середины XIX века был парусным. 23 января 1840 года генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии князь Воронцов уведомил таганрогского градоначальника о том, что из Ливерпуля на английском пароходе прибудет в разобранном виде железный буксирный пароход. Его строили в Англии по заказу российского правительства, он предназначался для перевозки каменного угля и других сухих грузов из Луганского округа в ростовский порт.

8 июля 1840 года на английском пароходе в Керчь и был доставлен этот русский пароход «Донец», а 8 августа его выгрузили в Ростове-на-Дону. Началась сборка, а с началом весенней навигации следующего, 1841-го, он начал курсировать на предназначавшейся для него линии. Его длина составляла 37 метров, ширина 6,7 метра. И хотя пароход имел осадку даже с самым большим грузом всего 2 фута при спаде воды на Дону и его притоках он застревал на песчаных отмелях и перекатах. И уже через месяц было принято решение в разгар лета, когда реки особенно заметно мелели, он ходил только по линии Таганрог-Ростов.

Почти за полуторавековую историю становления современного торгового и пассажирского судоходства вместе с развитием морского и речного флотов много воды унес Дон. И это уже своя, отдельная история.

.