rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Маленькая Вера...

Маленькая Вера...

161Вере Шумилиной было четырнадцать, когда она получила боевое задание: разузнать о расположении немцев в селе Ивановка Родионово-Несветайского района. Шел 41-й год...

Вера росла отчаянной. В пятом классе на уроке физкультуры поспорила с одноклассниками, что три раза поднимется на руках по пожарной лестнице. Два подъема были удачными, а на третий не повезло - случился приступ аппендицита. Веру увезли в больницу. На второй день после операции она случайно услышала, что у наблюдавшего ее врача - день рождения. И решила ее поздравить. Но что подарить? Выглянув в окно, Вера увидела клумбу с цветами. Девчонки в палате связали простыни, по которым Вера благополучно спустилась со второго этажа и нарвала для врача цветов. А когда Веру стали поднимать обратно, простыни развязались... Вере крепко досталось. После этого случая отец отвез дочь в Ростов «набираться ума» к своему брату. Жила Вера у дяди в поселке Берберовка, училась в 75-й школе Сталинского (ныне Первомайского) района и, как большинство школьников, помогала взрослым.

Началась война. Немцы вошли в Ростов.

- Мы с одноклассниками организовали свой отряд, вроде партизанского, - рассказывает Вера Васильевна. - Поддерживали моральный дух людей. Убеждали их, что победа обязательно придет. Наши прогонят немцев.

Они не понимали, что рискуют жизнью. Когда немцы собрали всех жителей 5-й улицы Берберовки от мала до велика и расстреляли каждого четвертого за то, что кто-то убил полицая, Вере и ее одноклассникам впервые стало по-настоящему страшно.

На следующий день после расстрела фашисты стали повально увозить молодежь в Германию. Чтобы избежать этого, ребята собрались и ночью ушли в село Волошино Родионово-Несветайского района, где жила семья Веры. Там мужчин почти не осталось, только женщины и дети. Мальчишки пахали, сеяли, убирали зерно, потом везли его в заготовительную контору. Девочки работали на элеваторе, ссыпали зерно в мешки. Вере, ко всему, досталась «должность» водовоза. За смену наполняла водой три огромные бочки. Воду черпала ведром прямо из речки. И вывозила в степь работающим в поле ровесникам. Самым трудным для Веры было запрячь быка и корову в одну упряжку. Бык упирался, не хотел, чтобы на него накидывали ярмо. Девочке стоило большого труда сдвинуть его с места. Она просила, уговаривала быка, а тот - ни в какую. И только доведя ее до слез, сдавался: опускался на колени, мол, ладно уж, накидывай ярмо.

...Фронт приближался. Оставшиеся в селе местные жители получили от районной власти задание рыть окопы.

- Мы дошли до Красного Крыма, что под Ростовом. Рыли ямы для дотов, дзотов и маскировали их дерном, - говорит Вера Васильевна. - Над нами постоянно кружили немецкие самолеты-разведчики. И мы уже знали, что следом за ними прилетят бомбардировщики и нас начнут бомбить. Немцы часто сбрасывали листовки. Однажды сбросили простреленную бочку с закованной в ней девушкой, на груди которой висела табличка с надписью «Комсомолка». Мы ее вытащили из бочки и похоронили.

При отступлении наших войск с ними ушел отец Веры:

- Как сейчас помню, папа курит у печки, я сижу рядом, на полу. Вдруг в дом заходит военный с множеством наград на кителе, спрашивает: «Лошади есть?» «Нет», - отвечает отец. «Что же делать? У меня раненые солдаты и офицеры. Их нужно срочно доставить в госпиталь». «Есть две пары быков», - признался папа. Военный дал отцу взвод солдат, чтобы подготовить подводу, и попросил его доставить раненых до пункта назначения. Отец отвез их в госпиталь и остался в войсках до конца войны. Ему было почти 70…

Когда немцы вошли в Волошино, Вера получила от партизан задание разузнать, где расположен в селе Ивановка немецкий штаб, сколько человек там дежурят.

На задание она пошла не одна. Смекалистая девочка попросила соседку отпустить с ней, в поисках пропитания, двух малолетних детей. Та согласилась. Вера, сама подросток, с двумя малышами ходила по дворам и, как бы невзначай, выведала всю нужную информацию, которую потом передала по назначению.

А в 42-м ее вместе с жителями Волошино чуть не сожгли фашисты. В то время наши войска близко подошли к селу. Первой выступила разведка. Но случилось так, что разведчики нарвались на немецкий патруль из трех мотоциклистов.

- Фашисты их схватили, раздели и босиком по снегу повели по поселку, - вспоминает Шумилина. - А нас собрали вместе и погнали следом за ними на колхозный двор. Разведчиков закрыли в коровнике, обложили его соломой и подожгли. Мы стояли и смотрели на это страшное зрелище. Потом нас загнали в сарай, но не успели поджечь - подоспели наши.

После войны Вера вернулась в Ростов, трудилась на восстановлении города, потом работала на Ростсельмаше комендантом общежития № 7, 8, затем - в Ростовском аэропорту. С 1982 года она возглавляет совет ветеранов войны и труда родного аэропорта. У нее много наград. Но самой дорогой считает медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

У Веры Васильевны уже выросли двое внуков, оба - офицеры, окончила два вуза внучка, подрастают правнуки. Она считает себя счастливым человеком: «Пережить войну, вырастить детей, внуков, увидеть правнуков - это ли не счастье?!»

НВ №319 от 13 Ноября 2015 г.
.