rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Театральный спуск

ТЕАТРАЛЬНЫЙ СПУСК

Есть в Ростове-на-Дону уголок старого города, который, как заповедник, хранит в себе атмосферу XIX века. Это одна из самых старых частей Ростова — бывшая Полуденка, ставшая в 1779 году основой города Нахичевани. Она находится в черте ниже Театральной площади и идет до берега Дона, от Театрального проспекта (Микояна) до 13-я линии.

Большинство исследователей - краеведов называют дату основания Полуденки - 1763 год. Но вот известный историк Дона Б. Лунин пишет о том, что уже в 1741 году здесь существовало небольшое поселение рыбаков и «людей разного знания».

Если кто-то из ростовчан хочет получить представление о том, как жили наши предки лет 100-150 назад, можно побродить по «улицам» бывшей Полуденки. Вот как описал житье-бытье там молодой историк М. Штаханов: «Сперва нужно найти улицу—Чувашскую. Она и приведет нас в самый центр здешней застройки. Сразу мы попадаем в удивительный сумрачный мир. Узкие, круто идущие вниз улочки. Низенькие домики местных жителей. Огромные кроны вековых деревьев скрывают солнце даже в полдень. По середине улочки, как привило, бежит ручей природного или канализационного происхождения. При спуске следует соблюдать осторожность, иначе оступившись, можно вывихнуть или сломать ногу. Местных жителей здесь не видно и будет большим везением увидеть кого-либо из аборигенов. Сразу бросается в глаза, что жизнь здешних жителей нелегка. Сквозь хилые заборы можно заметить невзрачные строения из глины и сгнившего дерева, где в окнах часто вместо стекла натянута полиэтиленовая пленка или прибита фанера. Саманные дома не имеют фундамента, стены в огромных трещинах. Дырявые крыши мазанок в большинстве случаев не имеют шифера. Дышится здесь летом из-за постоянной влажности трудно. Газ есть не у всех. В основном зимой обогреваются жители печным отоплением, поэтому улицы часто покрыты многометровым слоем печной золы».

Это поселение, как и бывший пустырь между Нахичеванью и Ростовом, также сыграло в истории города немалую роль. Дело в том, что если нахичеванская «межа» долгое время разделяла соседей, то берег Дона связывал их. Здесь проходила железная дорога, находились торговые склады…

Еще городской голова Нахичевани М.М. Балабанов, заступил па пост руководителя города в 1901 году, среди 22 пунктов своего обширного плана преобразования армянского города намечал «устройство набережной». Берег Дона в районе Георгиевского спуска, ведущего вниз от пустыря представлял собой «торгово-складскую» площадку.

Ростовчане также планировали приводить берег Дона в черте своего города в «божеский вид»: осовременить порт и построить набережную. Я уже рассказывал о том, что представлял из себя берег реки - «трудовая душа» Ростова в XIX веке. И даже в конце этого столетия он выглядел удручающе, особенно В ненастные дни. Вот как описал эту далекую уже картину неизвестный автор в газете «Приазовский край»: «Благодаря последним теплым весенним дождливым погодам берег Дона, начиная от железнодорожного моста и почти до Нахичевани, представляет собой громадное пространство, тонущее в грязи и разных нечистотах. Положительно не представляется никакой возможности идти по берегу, чтобы не набрать в калоши или не испачкать платье. «Трущобами, не уступавшими Новому базару» называл набережную и А.И. Свирский, писавший в местные газеты репортажи о бытовой жизни Ростова.

Одна из самых главных и трудных проблем градостроителей и руководителей Ростова и Нахичевани было благоустройство берега Дона и спусков к нему.

С начала XX века по разрешению правительства начинается устройство Ростовской портовой набережной. Длина причала определена «в 1050 погонных саженей, а с территорией порта - 58 035, 95 квадратных саженей при глубине реки у стены набережной 14 фунтов при ординаре. Набережную предполагается продолжить на 595 погонных саженей до соединения с набережной соседнего города Нахичевани.

Это «соединение» предполагало взаимодействие «устроительных работ», причем, и здесь Ростов старался активно тянуться к Нахичевани. Но эти планы оказались самыми долгосрочными. И если спуски к Дону, ведущие из центра города к воде, в основном приведены в порядок, благоустройство Театрального (Георгиевского) спуска остается головной болью архитекторов теперь уже давно объединенных городов.

Планы по благоустройству и Зеленого острова - можно назвать «зеленой феерией» ростовских проектировщиков или даже «фантазией в золеных тонах».

В советское время, пожалуй, первое упоминание о строительстве в районе Зеленого острова встречается в 1930 году. «Ни западной части Зеленого острова в Ростове ниже проектируемого мостя Кизитиринка - Батайск строится судоремонтный завод. Строительство завода должно закончиться к концу 1931 года».

Из этой небольшой заметки мы узнаем о грандиозном проекте строительства моста от железнодорожной станции Кизитиринка до Батайска, который должен был пройти, надо полагать, над Доном и затопляемой частью пойменного левобережья. Да, первая пятилетка была воплощением не только громадных строек, но расцветом гигантских замыслов. Вот почему веришь В. Маяковскому: «Я планов наших люблю громадье…» Планы ведь тоже по-своему характеризуют размах эпохи, они являются «отражением» уже свершенных замыслов и проекцией новых мечтаний. А главное - являют собой пропагандистский эффект строительства социализма: победившему пролетариату - все по плечу!

А жизнь, как говорится, шла своим чередом. Пустынные заросли Зеленого острова некоторые молодые люди облюбовали пока как место проведения «дуэлей», по-простому говоря, - драк». Об одной из них, произошедшей в мае 1930-го, рассказывала газета «Большевистская смена». В побоище участвовали «студенты рабфака как комсомольцы, так и беспартийные».

В 1930 году качалось активное освоение берега Дона для отдыха на воде. «Сегодня на базе 5 дня отдыха (горпляж) организуется массовое рабочее гуляние с участием физкультурников Ростова и рабочих производств. Состоится митинг, посвященный Дню индустриализации и Пленум городского Совета физической культуры». Многие ростовчане приняли участие в спортивной и эстрадной частях этого праздника. Работал тир и буфет. В яхт-клубе «Аврал» прошли соревнования яхт. Обратим внимание на характерную деталь - даже на пляже «организуется массовое рабочее гуляние». И митинг! Хотя шел уже 1930-й год, без митингов мало что обходилось.

Следующий шаг к Дону в эпопее проектов мечтателей - планы строительства Театрального спуска, который рассматривался в комплексе с проектированием Большого рабочего театра (театре имени М. Горького}.

Впервые идея о постройке «Большого театра» в Ростове официально прозвучала на совете культотделов творческих союзов и клубов 18 апреля 1928 года. Тогда рассматривалось два варианта: перестроить зал музыкального техникума под театр (здание бывшей консерватории) или строить новый театр. С предложением о постройке нового театра выступил рабочий-металлист Безменов. Он смотрел вперед и мотивировал свою мысль так: если уж вкладывать значительные средства, то в возведение крупного современного здания, а не заниматься временными перестройками.

Крайсовпроф поддержал это предложение, и через три дни вышло Постановление о строительстве нового театра.

Идею строительства в Ростове Большого театра поддержал и А.В. Луначарский, побывавший в городе в октябре 1928 года. Он сослался па опыт Одессы: в этом городе работало шесть театров, Один из них - европейского уровня. Нарком просвещения обещал ростовчанам поддержку Москвы.

Вместе с проектом здания театра был разработан и план переустройств всего пространства, которое должно было окружить грандиозное здание. По Театральному спуску (во время строительства его стали называть Театральным проездом) планировалось устроить каскад огромных лестниц, ведущих вниз к Дону. На них намечалось установить скульптурные фигуры и 160 фонтанов (40 из них намеревались открыть уже в 1935 году) каждый из фонтанов по проекту мог бить струей в высоту до 14 метров. Через железную дорогу, а она еще проходила по берегу, планировалось перебросить эстакаду, ведущую к воде.

Из итого обширного плана удалось соорудить лишь «западный партер». При строительстве здания театра пришлось вырубить часть молодого парка - около двух гектаров. Театр «утонул» в зелени. Это позволило сохранить площадь. По первоначальному проекту Щуко на площади должны были разбить огромные клумбы. Парк же решено было восстановить на «урезанную» часть с северной стороны.

В западной части стройки при выемке грунта образовался срез до 3-х метров. Он был использован для сооружения каскадов, струящих по ступеням водяные потоки, которые вели к чаше большого фонтана, поставленного по проекту Е. Вучетича. На большее в освоении Театрального спуска не хватило средств.

В январе 1937 года в западный партер, к театру имени М. Горького было пересажено 46 елей, плакучие марусы, рябины и другие деревья… Некоторые из них сохранились до сих пор.

Из огромного плана реконструкции спусков к Дону и Зеленому острову, левобережью реки, набережной до войны удалось воплотить лишь отдельные фрагменты.

В 1933 году у Боготяновского спуска были начаты работы по созданию водной станции. Предусматривалось устроить прокат катеров, баркасов, спортивных лодок.

Еще в 1929-м был произведен ремонт деревянного наплавного моста у Буденновского проспекта. А через десять лет был построен новый стальной мост. Он состоял из десяти цельносварных понтонов. По типу конструкции этот мост был единственным в Советском Союзе, высота пролетов над уровнем воды - четыре метра. Два пролета предназначались для пропуска мелких судов.

Для прохода крупных плавсредств мост разводился.

В 1938 году профессор Н.Н. Семенов разработал проект генеральной планировки и реконструкции Ростова. По этому проекту «Зеленый коридор» на Театральном спуске должен был благоустроить бывшую Георгиевскую балку - на ее месте предполагалось построить стадион. Комплексная застройка включала в себя создание огромного парка на леном берегу с водными станциями, купальнями, пляжем и городской выставкой…

С набережной Дона планировалось убрать склады, освободить проходы к реке, озеленить склоны, построив удобные спуски и лестницы. Намечалась также закладка огромного левобережного парка. Он должен был вместе с Театральным спуском и Зеленым островом создать «зеленый массив» южной части Ростова.

Но главное - этот проект соединял воедино все постройки на берегу Дона. В частности, наряду с Театральным спуском проектировался еще один - Кировский. Также планировалось создание широкой лестничной галереи, ведущей от нового Кировского центра, а в этом комплексе намечалось строительство музыкального и архитектурного институтов (на месте нынешнего Музыкального театра). Зеленый бульвар должен был проходить между зданиями областного суда и строительного института.

Таким образом, Театральный спуск, как ключевой, становился началом «архитектурной оси», которая влияла на градообразование пространств, прилагающих к Театральной площади. Этот план главный архитектор Ростова А.И. Правоторов назвал «Ростовом будущего».

Несмотря на то, что набережная еще не была благоустроена, на воде проходили всевозможные праздники. В августе 1934 года, а это был показательный год челюскинской эпопеи, на Дону состоялся «праздник бодрости». Катер «провел» по реке огромный плот. На нем располагалась «льдина» с палаточным лагерем О. Шмидта». Во время этого прохода гимнасты и акробаты демонстрировали на плывущем плоту свое мастерство. В соревнованиях: прыжках с вышки, плавании, парусных гонках - приняло участие около пяти тысяч спортсменов и физкультурников.

В мае 1937 года на Зеленом острове вступил в строй павильон водной станции спортивного общества Союза сельхозмашиностроения (заводы «Ростсельмаш» и «Красный Аксай»). Двухэтажный павильон напоминал большой пароход, на котором были установлены трибуны па 900 мест, оборудованы так же просторный солярий, веранда, буфет, кают-компания.

Война, естественно, отодвинула все главные планы на неопределенное будущее.

Зеленый остров сыграл свою роль в обороне Ростова. В ноябре 1941 года, когда части Красной Армии оставили Ростов, на острове закрепились бойцы 230-го полка НКВД. Еще в 60-е годы на южной части острова я видел торчащий из земли на берегу рельс - немцы сбрасывали на город не только авиабомбы, но и пустые бочки (они при полете издавали страшный звук), бросали и бочки с мазутом, и рельсы... Этот торчащий рельс символизировал путь оккупантов в никуда, точнее - в землю...

В 50-х - начале 60-х годов шло интенсивное восстановление разрушенного в годы войны городского хозяйства и жилого фонда. Ростов входил в число 20 городов страны, наиболее пострадавших от военных действий. Фашисты нанесли городу страшный урон, В 1941— 1943 годах были разрушены почти все промышленные предприятия, культурно-бытовые учреждения. Из одного миллиона квадратных метров жилой площади было уничтожено около 0,8 миллиона. Около 12 тысяч домов было разрушено полностью.

Многое из того, что было взорвано, сожжено, нельзя было восстановить. Поэтому план восстановления города, принятый в 1944 году, включал н себя и много новых объектов, которые нужно было построить на месте руин. И только в начале 60-х годов город был практически восстановлен. В это время шла работа над новым Генеральным планом, ее вел институт «Ростовгражданпроект», руководил проектом главный архитектор Н.Н, Нерсесьянц. Среди авторов проекта архитекторы Л.В. Кузнецов, В.И. Симонович, Я.А. Ребайн и другие. План был утвержден Советом министров РСФСР в 1971 году.

«Среди наиболее крупных новостроек в районе Театральной площади - сооружение Дома государственного специального конструкторского бюро «Энергомаш» (на углу Театральной площади и улице Большой Садовой, десятиэтажного корпуса медицинского института, практически примыкающего к площади. Одна из основных идей Генерального плана - решительный поворот города к реке, раскрытие центра в сторону Дона. Большинство крупных общественных зданий и жилых домов повышенной этажности предусматривается разместить не только па улице Энгельса, но и на бровке высокого правого берега Дона. Это будет фасад города, и силуэт его со стороны реки должен выглядеть выразительно.

От улицы Энгельса к набережной Дона спустятся несколько зеленых коридоров… Нижняя часть набережной пройдет до Театрального спуска.

От парка Революции к набережной Дона и дальше к центральному парку культуры и отдыха на Зеленом острове, на левый берег Дона поведет красивый Театральный спуск. А со спуска по пешеходному мосту можно будет пройти на стрелку Зеленого острова. Будет здесь, очевидно, и канатная дорога».

Особая роль в этих планах отводилась левобережной черте города, которая и составляла основную зону зеленого «ансамбля», здесь предполагалось расположить спортивный центр, «обвалованный», защищенный от паводков гидропарк площадью 600 гектаров с гребным каналом и комплексом сооружений - Домом физической культуры, легкоатлетическим манежем, тренировочными площадками, плавательными бассейнами, яхтклубами. Как говорили архитекторы - не «городок здоровья, а целый город».

Строительство на Театральном спуске началось в 1976 году, но после сооружения двух домов с западной стороны, оно надолго «заглохло». В разряд «долгостроя» вошли и стройка Музыкального театра и Научной библиотеки имени Карла Маркса… Воистину наступили времена «застоя».

В апреле 2003 года областная администрации утвердила перечень первоочередных градоформирующих комплексов. В центре Ростова их несколько, среди них: «Центральный», «Южный въезд», «Театральный спуск». Концепция застройки Театрального спуска изменилась: территория его увеличена с 13 до 35 гектаров - почти втрое. «Впервые (!?) в градоформирующий комплекс включены левобережные территории. Там предусмотрено создать многофункциональные центры досуга, спорта, отдыха, развлечения и торговли. Также выделены территории для строительства конноспортивного и развлекательного центра с аквапарком».

В 2004 году на Театральном спуске сданы две секции восточного жилого дома-комплекса. По новому плану (2006) за счет переноса на левый берег порта и судоремонтного завода набережная должна будет удлиниться на три километра... Вместо старых кварталов возникнут 24 новых объекта, среди которых торгово-развлекательный комплекс «Итальянский квартал».

Итак, власти города и архитекторы возвращались к планам, которые вынашивали еще Байков и Балабанов - создание единой набережной между Нахичеванью и Ростовом.

Что же помешало воплощению Генерального плана? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вернемся вновь к его истокам. Среди новостроек, которые намечались в Генплане 1971 года - «уникальное» здание Дома кино по Театральному спуску. По этому плану этот самый спуск значится, как одна из самых важных и первоочередных застроек. Он представлял собой настоящий архитектурный ансамбль Ростова конца XX столетия. Он виделся как «парадный выход» центра города к Дону. Когда-то торговый порт создавал Ростов н Нахичевань, теперь пришла пора, по замыслу архитекторов, достойно отблагодарить Батюшку-Дон. От Театральной площади и сквера к Дону должна была спускаться парадная лестница с террасами, цветниками, фонтанами, установленными по сторонам высотных зданий в 16-18-24-этажа, «со сверкающими стеклом магазинов и кафе на первых этажах».

Этот план главный архитектор проектного института «Ростовгражданпроект» и один из разработчиков Генплана Л. Кузнецов назвал «Архитектурной песней».

Особое место в этих планах занимал Зеленый остров. В его западной части предполагалось возвести учебный комплекс, гребной канал международного класса, туристский центр, кемпинги и пансионаты, рестораны и кафе. Восточная часть острова отдавалась детям. Она так и называлась – «Пионерская республика». В нее входила система лагерей, круглосуточный учебно-оздоровительный комплекс, спортивные детские объекты. По плану левая часть берега Дона, напротив Зеленого острова отводилась под гидропарк с системой проточных прудов и каналов. Отдыхающим предназначался комплекс аттракционов, выставочных залов, кинотеатров и зеленых театров, эстрадных площадок, детских сказочных городков, автодрома...

Летом 2006 года я обошел левый берег Дона. Там практически не сохранилось ничего из того, что было: волейбольные площадки и гардеробы. На полосе, примыкающей к воде, заросли амброзии... Протока в южной части заросла камышом так, что к ней и не подойдешь...

Мнение руководителя проекта Генплана Н.Н. Нерсесьянца: «К сожалению, из всего Генплана удалось претворить лишь малую его часть… Преобразование Зеленого острова действительно было очень интересным. В его западной части мы планировали построить грандиозный парк - с фонтанами, бассейнами, спортплощадками, искусственными водоемами и культурным центром. Восточная часть острова предназначалась для ребятишек. Здесь мечтали создать свой Артек для ростовчан».

Какое важное слово: «мечтали»! Казалось бы, зачем оглядываться назад? Впереди новый Генеральный план, утвержденный весной 2007 года. Теперь его разработали архитекторы Санкт-Петербурга. И по-прежнему, одной из главных доминант в обновлении нашего города - Театральный спуск. В чем же дело, почему этот злополучный объект, настоящее «заколдованное место» и существует только в мечтах архитекторов?

На любом начинании в Советском Союзе лежала печать социалистического подхода к делу, обусловленная особенностями нашего строя. Планы, как часто бывало, огромные, а расчет во многом – на энтузиазм... Разумеется, в первую он средь - финансовые и экономические причины. Деньги уходили на гонку вооружений, на содержание огромной армии, на освоение космоса, помощь так называемым «друзьям» по социалистическому содружеству и тем странам, которые декларировали свою ориентацию па коммунистическую идеологию. Наши горе-руководители еще не отказались от утопической идеи построения социализма па всей планете.

Но были причины и более локальные. Даже в Генеральном плане, рассчитанном на 25 лет, новостройки возникали на карте Ростова «фрагментарно», город не воспринимался системно, как единый организм. На что уж комплексная застройка: Западный и Северный жилые массивы, но и в них, по словам Н.Н. Нерсесьянца «не все довели до ума».

Застройка же Театрального спуска требовала не только комплексного профессионального видения проблем. Строить его - не то, что возводить, скажем «Интурист», библиотеку или Музыкальный театр, да и их строительство затягивались на 15—20 лет. На крутом берегу Дона преобладала старая застройка, ветхие коммуникации...

Думается, что при возведении Театрального спуска и в новом Генеральном плане, также рассчитанном на четверть века, строители столкнутся со старыми проблемами с коэффициентом новых «капиталистических» условий. В городской казне таких денег нет, а частные предприниматели строят не только то, что нужно горожанам. Они ведь свои любимые торгово-развлекательные комплексы возводят в самых выигрышных местах. На Зеленый остров их ни пряником не заманишь, ни кнутом не загонишь, так что эпопея застройки Театрального спуска продолжается...

А может, как всегда, право время. «Отстоится» до лучших условий земля Зеленого острова и тогда, действительно вознесутся там строения, достойные XXI века.

.