rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Зеленая зона

ЗЕЛЕНАЯ ЗОНА

Пустая земля, разделявшая когда-то Ростов и Нахичевань, сыграла, как уже говорилось, в разъединении, а позже и в объединении соседей особую роль. Еще на исходе XVIII века, в 1798 году, было проведено межевание Ростова. Оказалось, что он занимает площадь в 3923 десятины, а Нахичевань - свыше 20 тысяч. (Имеется в виду и земли, окружавшие армянский город.) Эти земли лежали и между крепостью и Нахичеванью. Ростов в то время был еще небольшим поселением, но с ростом городов-соседей, земли особенно остро стало не хватать именно Ростову.

Первым поставил вопрос о слиянии Ростова и Нахичевани еще А.М. Байков в газете «Донская пчела» в 1886 году. Конечно же, мысль была ясна: расширить земельные владения Ростова-на-Дону. Затем, в самом начало XX пока эту проблему поднял лидер ростовских правых партий И.С. Кошкин. Не раз писала об этом и газета «Приазовский край». В сентябре 1919 года на се страницах в статье «Безземельный Ростов» вновь был поднят вопрос о «земельном переделе»: «У маленькой Нахичевани 25 тысяч десятин земли, у огромного растущего не по дням, а по часам Ростова - 4 тысячи». Была создана специальная комиссия. Ее цель: добиться того, чтобы земли между Ростовом и Нахичеванью передать Ростову и направить рост обоих городов на Север в сторону станции «Нахичевань» и ипподрома. Мотив - «разгрузка центра».

Нахичеванцы, конечно же, хорошо понимали смысл этих устремлений и по-своему пытались противостоять «давлению с запада».

Армянский купец 2-й гильдии М.И. Балабанов, благоустроитель Нахичевани, которого иногда называли «армянским Байковым», будучи головой города стал инициатором посадки трех огромных рощ, примыкавших к городу с севера.

Их площадь составляла свыше 100 десятин (примерно 110 гектаров - для наглядности представьте себе свыше 100 футбольных полей, расположенных рядом). Эти рощи были высажены на рубеже столетий. В то время здесь уже проходила железная дорога и располагалась станция «Нахичевань-Донская». Таким образом, нахичеванцы зарезервировали себе эти земли. Но освоить их, в начале XX столетия еще не могли.

Земля «межи» между Ростовом и Нахичеванью вскоре стала особенно ценной. Когда еще стояли дома форштадта Полуденки, выше ее, к северу, находилось кладбище. Оно указано на плане крепости, составленном генералом Модером в I 767 году.

Казалось, располагая значительными землями к западу от своего города, армяне должны были бы активнее заселять их. Но они не делали этого. Поставили только «показательные» церкви - Георгиевскую и Софиевскую.

Они не хотели территориально «сближаться» с Ростовом, хотя жители двух городов уже давно перемешались. И поэтому «межа» долгое время пустовала. Население Нахичевани сначала росло очень медленно, как впрочем, и Ростова. В 1779-й, год основания города, в нем насчитывалось примерно около 3 тысяч человек. Всего в Крыму проживало около 20 тысяч армян. 5 тысяч остались на полуострове - они не захотели менять благодатную крымскую землю на степные края Приазовья. На Дон дошло около б тысяч, часть из них поселилась во вновь образованных пяти селах. Сначала население Нахичевани опережало по росту соседний Ростов - все-таки, в крепости жили и основном военные. Так, в 1797-м в Нахичевани числилось 5211 человек, в крепости - 1 780. В 1858 году население двух городов-соседей было примерно равным - свыше 13 тысяч человек. А вот в 1910 г. в Нахичевани проживало 44 739, а в Ростове - 189874 человека.

Более активному общению жителей Ростова и Нахичевани способствовала конка, а затем и трамвай. Железное полотно трамвая было оправлено булыжной мостовой. Параллельно трамваю жители протоптали дорожку. «Ее обсадили, - по воспоминаниям В. Пановой, - молодыми тополями и акациями». Это были первые деревья на пустыре.

Диалектика отношений между жителями Ростова и Нахичевани была сложной. Когда императрица Екатерина Вторая подписала 14 ноябре 1779 года Указ о поселении армян на Дону, в нем говорилось и об устройстве собственной власти, в частности «…повелеваем учредить магистрат и в нем производить суд и расправу по вашим правам и обыкновениям выбираемыми из вас по жребию начальниками...» Такая система власти давала нахичеванцам возможность отказаться от русской полиции. А это было очень существенно для организации собственной общественной жизни, таким образом, под крепостью Димитрия Ростовского образовался «обособленный город», «отделенный, - по слонам М. Шагинян, - куском голой земли и малорослой, искусственной рощей, называемой «Балабановской» от крупного, портового Ростова-на-Дону».

Нахичевань стала торговым «ганзейским» городом. В своих мемуарах М. Шагинян, жившая в Ростове с 1915 по 1920 годы и почти ежегодно приезжавшая из Москвы в дом деда Я.М. Хлытчиева, пишет о том, что жизнь в Нахичевани как «масло с водой совсем не сливалась с жизнью большого русского мира по соседству…» И объясняет это в основном организационно-ведомственными причинами, желанием нахичеванцев продлить свою независимость: «Город Нахичевань управляется армянским магистратом, руководствующимся древне-римским судебником и, не имея русской полиции, составляет как бы особое государство в государстве, ссылаясь на высочайше дарованные грамоты и превратно толкуя изложенные в них Привилегии, нахичеванское общество упорно сопротивляется введению общего управления и русской полиции...». Здесь Шагинян нащупала «нерв» социального поведения нахичеванцев. Взгляд со стороны, из Москвы позволил ей это сделать. Но были ведь еще и экономические, и психологические обстоятельства взаимодействия народов-соседей.

В разных источниках мы найдем разные точки зрения: и о том, как дружили соседние народы, и о том, как соперничали между собой. Было и одно, и другое и быть по-иному просто по могло.

Обратимся к воспоминаниям еще одного известного нахичеванца, выдающегося художника М.С. Сарьяна, Кроме того, что он в своих мемуарах дает яркие картины быта того времени, он описывает как постепенно сближались пароды двух городов: армяне, русские, украинцы... И это было естественно. Уже первые армянские купцы, переселившиеся из Крыма, покупали дома в других форштадтах Димитровской крепости, сближение иногда перерастало и в родственные связи.

Сарьян пишет: «В Новой Нахичевани стало расти русское и украинское население. Некоторые, долго прожив по соседству с армянскими семьями, породнились с ними. Было немало случаев, когда жившие в Нахичевани русские и украинцы овладевали языком своих добрых соседей, и вообще все перенимали друг у друга много полезного». А вот, бытовые детали такого сближения: «Один армянин вместо итальянской шарманки, называвшейся органом, придумал местный, соответствующий духу и вкусам городского населения. Как и итальянские органы, его можно было носить на спине, но устроен он был так, что можно было играть при ходьбе. Исполнялись органом шесть русских, украинских и армянских песен. Органисты ходили по дворам и были неизменными спутниками всяких торжеств, особенно свадебных процессий. Самыми любимыми песнями были русские: «Барыня» и «Камаринская». Эти органы полюбились горожанам.

Как видим, и народное искусство помогало сближению. Но нахичеванцы «оберегали» свой пустырь, «межу», как нейтральную полосу, разделявшую два города, неслучайно же, ее называли и «границей». На этой земле не росли «цветы необычайной красоты» - на ней произрастало нечто более ценное. Здесь время законсервировало пространство. События словно оставили эту землю в резерве, чтобы потом на ней вырос и прекрасный парк, и величественное здание театра. Их соединили образцы высокого искусства и культуры.

Да, ростовцы и нахичеванцы конкурировали друг с другом, учились друг у друга, и эта состязательность помогала им не «плошать» в жизни и многое успевать. Купцы, промышленники всегда держали нос по ветру, и это помогало городам-соседям расти и развиваться.

Первые деревья на пустыре были высажены вдоль трамвайной линии. Трамвай как железная «пуповина» связал два города-соседа. Следующий шаг - деревья, высаженные на «меже» на первом майском субботнике в 1920-м году.

К 1926 году, к концу восстановительного периода, когда поднималось из руин народное хозяйство, разрушенное Гражданской войной, советская власть накопила и силы, и средства для крупного строительства. Начато было сооружение завода «Ростсельмаш», нового городского водопровода (кстати, единого для Ростова и Нахичевани), закончена постройка «квартала трамвайщиков» на Пушкинской улице (архитектор Л.Ф. Эберг), построены жилые дома в Рабочем городке (район Комсомольской площади), (архитектор М. И. Кондратьев), дома железнодорожников на площади Революции, дома водников. Недалеко от площади начато строительство Андреевского жилищного комбината...

Эго время (1926) Ростов и Нахичевань насчитывали 306 тысяч жителей. Из этого числа рабочих было 40,4 тысячи, служащих - 51,3 тысячи. Всего рабочие и служащие составляли 69 процентов всего населения. Однако и безработных было еще немало - 23 тысячи.

1926 год, как год начала крупного строительства в городе, оставил глубокий след в зеленом хозяйстве Ростова. Градостроители начинают думать об архитектурном облике парков и садов.

В Орджоникидзевском районе был заложен сад имени Первой Конной армии, чуть позже - сад юных пионеров - в Железнодорожном. Был реконструирован центральный городской сад. Кроме того, что он слил воедино три небольших отдельных сада, архитекторы умело использовали разницу уровней, соединив нижнюю часть тоннелем под главной аллеей, ведущей к ротонде, где в новогодние дни стала устанавливаться праздничная ель.

В том же, в 1926-м году, был составлен проект огромного парка в районе «границы» между Ростовом и Нахичеванью. Его составил «новатор своего дела» агроном-художник Г.Н. Замниус. Долгие годы он вместе с группой работников-энтузиастов зеленого хозяйства города успешно прививал, акклиматизировал, выращивал новые породы деревьев и кустарников, в том числе - южные. Новый парк получил имя Революции (позже ого стали называть парком Октябрьской революции). Назван он так в честь того, что на бывшей Софиевской площади проходили все «революционные мероприятия».

В парке было высажено до 85 различных пород деревьев! Среди них - серебристые липы, шаровидные, полевые и краснолистные клены, польский каштан - катальпа, неомексиканская акация, итальянский ясень, японская софора, снежное дерево… Некоторые из этих деревьев еще можно встретить в старом парке. Площадь парка Революции составила 21,6 гектара. Его гордостью стала тополиная аллея. К сожалению, она была уничтожена в годы войны.

Практически каждый год парк обновлялся: появлялись новые уголки. В 1927 проект Замниуса был завершен. В следующем 1928-м, в апреле, было высажено 4730 деревьев и кустарников. В 1929 - еще 14 тысяч, разбиты клумбы и газоны. За «конвертное» пересечение дорожек и ровные лужайки его называли еще Английским парком.

Он мог одновременно вместить 60 тысяч человек. Так как на территории парка росли редкие породы деревьев, его можно было считать ботаническим садом или дендрарием. Перед коммунальными службами встал вопрос об охране зеленых насаждений. По тогдашней традиции обратились к комсомольцам: установить дежурство «друзей ботаники».

Но это была еще прелюдия будущей жизни парка. События готовили новые страницы в его биографии. Когда в Ростове возник вопрос о строительстве Большого рабочего театра (будущий театр им. М. Горького) долго велась полемика: где же строить это здание.

Когда для строительства театра был выбран пустырь между Ростовом и Нахичеванью, первоначально предполагалось ставить театр на южной стороне, между зданием Управления Северо-Кавказской дороги и домом железнодорожников. Тут взбунтовалось общественное мнение: «театр хотят зажать в тупик».

На северной же стороне пустыря зданию театра ничего не мешало. Он должен был выситься в зеленом массиве и весь устремляться вверх и на юг.

Когда поднялся остов нового здания, возникла идея возводить его в комплексе с новым перестроенным парком. Новый проект разрабатывали академик архитектуры Чуков и профессор Гельфрейх (один из авторов создания проекта самого театра). 1 октября 1934 года проект Ростовского центрального парка культуры и отдыха был закончен и утвержден - он должен был располагаться между Театральным проездом и Нольной улицей.

Еще с началом строительства театра, парк был закрыт для посетителей. И понятно почему - стройка напоминала огромный действующий завод. По площади по рельсам ходили огромные козловые краны и паровозы, пуская в небо «густые клубы дыма». Все гремело, шумело. Это была музыка пятилетки, симфония энтузиастов.

В 1934 году по мере приближения завершения строительства здания театра, значительные силы переключались на переустройство парка, судя по всему намечалось их совместное открытие. Но сроки сдачи театра постоянно переносились - слишком огромен был объем работ и необычна конструкция здания.

Одновременно возводили в северной части парка и дом актера. Это здание возводилось также в стиле конструктивизма и должно было составить с театром единый архитектурный комплекс. В этом доме намечалось построить 24 трехкомнатные квартиры и 150 гостиничных номеров для гастролирующих актеров. Как н многие другие объекты, строящиеся в СССР в 30-е годы, дом актера носил черты «нового быта». А он понимался в то время, как общественный. На нижнем этаже планировался зимний спортзал, рядом, в парке, спортплощадка для учащихся, осваивавших сценическое мастерство в театральном училище.

Строительство дома актера было завершено в 1938-м году.

Проект нового парка поражал своим размахом. Вместе с прилегающими южнее территориями, которые должны были входить в архитектурный ансамбль, ему отводилась площадь в 70— 90 гектаров, вплоть до Зеленого острова.

За работой в парке наблюдала специальная комиссия Крайисполкома, в нее входили первые лица города: председатель Крайисполкома Ларин, секретарь Крайкома ВКП(б) Шеболдаев, председатель Крайсовпрофа Соколова и председатель Ростовского горсовета Шипов. По планам парк Революции вместе с озелененным Театральным спуском должен был стать не только центральным местом отдыха ростовчан, но и настоящим «зеленым островом» в центре индустриального Ростова. В 1933 году на одного жителя города приходилось всего 11,6 квадратных метра зелени. Зеленая часть города составляла еще всего 8,3 процента всей его площади.

Одновременно шла широкая компания по пропаганде культурного паркового отдыха. 9 июня 1934 года молодежная газета «Большевистская смена» вышла с невиданными дотоле материалами. Весь номер был посвящен отдыху в парке. Представьте себе: на всю первую полосу - полуобнаженная девушка в гимнастическом трико на кольцах. И это в 1934-м! Этот «ударный» номер готовили ростовские писатели и журналисты: М. Штительман, Л. Шомшелевич, Е. Ширман, Л. Левин… Был брошей клич: «Молодежь на ударную стройку парка».

Строительство театра было завершено в ноябре 1935 года: состоялось его торжественное открытие и спектакль. Парк же был открыт в июне 1936-го года. Его открытие также вылилось в грандиозный массовый праздник с фейерверками, массовыми гуляниями, концертами самодеятельности. А вот с театральным спуском вышла «загвоздка». Он пережил два генеральных плана. В 70-х начали возводить на этом спуске высотные дома, но дело шло так медленно, что вся основная работа - оставлена для очередного плана.

За свою 80-летпюю жизнь парк Октябрьской революции пережил несколько реконструкций. Одна из самых значительных - восстановление его территории после войны.

Когда встал вопрос о реконструкции парка Революции после постройки театра имени М. Горького, рассматривалась судьба и бывшего Александровского сада. После окончания Гражданской воины сад постепенно приходил в упадок. Хотя во время властвования в городе белых в нем шла активная концертная деятельность и своих артистов, и заезжих гастролеров. Приведем отдельные примеры: 4 августа 1919 года в Александровском саду состоялся бенефис дирижера Д.М. Левкова при участии артистки петроградской оперы Е. Милиной (сопрано) 22 августа еще один бенефис: солиста, лирического тенора И. Залудковского. Аккомпонировал оркестр 1-й студенческой сотни. Исполнялись произведения Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского.

Запустение в Александровском саду продолжалось не только в 30-годы, но и в первое послевоенное время. Но после реконструкции парка имени Октябрьской революции он стал филиалом парка и начал благоустраиваться. И наконец, 1 августа 1968 года получил статус самостоятельного детского (Пионерского) парка.

Еще в 1960 году следопыты пионерской дружины ростовской школы № 78 приняли активное участие в создании памятника Вити Черевичкину. Они провели операцию «поиск», в результате которой выяснили много подробностей о его жизни.

Витя Черевичкин был обыкновенным мальчишкой, учился в одном из ремесленных училищ Ростова. До войны многие пацаны увлекались разведением голубей. Они покупали их на рынке, обменивались. А самое главное любили запускать в небо. Во многих дворах стояли небольшие голубятни... Когда немцы пришли в Ростов, они издали приказ о том, чтобы все голуби были уничтожены - их можно было использовать для «воздушной голубиной почты». А Витя Черевичкин не захотел расставаться со своими любимцами. И немцы увидели у него в руках голубей...

Рассказывает журналист Агафонов, во время оккупации Ростова он был подростком: «Когда наши вошли в город в первый же день появилась нота Народного комиссариата иностранных дел, подписанная Молотовым: «О зверствах немецко-фашистских захватчиков в Ростове-на-Дону» и листовки. Там, в частности сообщалось о расстреле 14-летнего мальчика из ремесленного училища Вити Черевичкина.

Убитого Витю я видел, мы бегали туда. Хотя расстрелян он был не там, где говорилось в листовке. Он был расстрелян в парке имени Фрунзе. И был он постарше. Но это я узнал позже, когда собирал материалы о нем для своей повести. А тогда мы просто увидели: он лежал без головного убора, как бы прислонившись к стене. Пули вырвали клочки из его ватника. Держал он в руках обезглавленного голубя. Рядом валялись тушки других голубей. Потом он стал легендарным. Его именем назвали улицу, сложили песню «Жил в Ростове Витя Черевичкин». Кинокадры и фотодокументы о нем фигурировали на Нюрнбергском процессе.

Бывший Александровский сад стал парком имени Вити Черевичкина. В 70-е годы в Ростове получило распространение целое направление в благоустройстве города: возведение фонтанов. Среди серии таких водоемов планируемых «Горжилпроектом» намечалось возведение фонтана и в парке имени Черевичкина. Проект естественно максимально использовал детскую тематику. Он задумывался как праздничная карусель, на которой вращались самые известные герои детских книг и мультфильмов, на шпиле - золотой петушок, под круглыми зонтиками - крокодил Гена, Чебурашка, Буратино. На нижнем ярусе, у самой воды - звери: черепашка, заяц, кошка…

В 1988 году, когда Пионерский парк отмечал свое 20-летие он выглядел как настоящий «городок» детского отдыха и развлечений, больше всего ребятишек привлекал «плескательный» бассейн - овальный мелкий водоем с теплой, нагревавшейся на солнце водой. С южной стороны он ограничивался небольшим деревянным мостиком, с северной - металлической оградой, выполненной в виде стилизованных лягушек, увенчанным «нептуновскими коронами». Они стояли, подбоченившись, на широко расставленных лапах. В бассейн спускались «горки».

Была популярна и открытая площадка игротеки. Мальчишки сражались здесь в настольный футбол и хоккей, девочки играли в «мозаику». Ждали ребят качели и карусели. Можно было покататься и на самокатах, роликовых коньках, миниавтомобилях. Дети приходят в парк обычно с родителями или дедушками, бабушками, поэтому в субботние и воскресные дни гостей ждали «дни семейного» отдыха, а это и выступления популярных артистических коллективов - самодеятельных и профессиональных, вплоть до артистов филармонии, и спектакли театра кукол. Для взрослых - широкий спектр лекций по вопросам воспитания детей. Для ребят - соревнования: всевозможные конкурсы, вернисажи…

Политика государства в области культуры была в те годы системной. Она включала в себя и работу клубов, и библиотек, и кинотеатров, и дворцов культуры. Большую роль в этом процессе играли парки, аккумулирующие в своей деятельности самые резные аспекты просвещения, воспитания, развлечения. И как было принято, работа эта опиралась на энтузиазм активистов, завсегдатаев Пионерского парка, тех, кто посещал спортивные секции, студию изобразительного искусства, драматический, танцевальный кружки...

Драматический кружок, работавший при парке, прославился спектаклями «Бременские музыканты» и «Кот в сапогах». Ребята из изокружка устраивали выставки своих рисунков. Конечно, и в Александровском нахичеванском саду, от которого остались только площадь и Александровская колонна, было много Детей. Но время накладывало свой яркий отпечаток. Сколько детей унесло в свою взрослую жизнь светлые, добрые воспоминания о работе в разных кружках, о детской дружбе, о лучших книгах, прочитанных на скамейках гостеприимного Пионерского парка.

Так, парк имени Максима Горького и пионерский парк имени Вити Черевичкина образовали вокруг Театральной площади зеленое полукольцо и были зонами не только отдыха, развлечения, но и воспитания, просвещения,

В 80-е годы на Театральной площади встали два сооружения, придавшие ей классический вид. Известна, что на крупных городских площадях устанавливаются исторические монументы. Достаточно вспомнить Красную площадь в Москве с памятником Минину и Пожарскому, Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге - с памятником Петру Первому, Дворцовую - с Александрийским столпом… В Харькове, например, на площади Дзержинского установлен не только памятник Ленину, но посажен целый сквер - так она велика, как-никак, вторая по величине в мире. Харьков был в 20-е годы столицей Украины. (Мало кто знает, что в годы Гражданской войны относительно короткое время столицей Украины была Винница).

На Театральной площади в Ростове все памятные монументы: Александровская колонна, памятник Вити Черевичкину, стела в честь освобождения Ростова от фашистских захватчиков и, наконец, монумент женщине-матери стоят по окружности площади, оставляя ее свободной.

Мемориал славы на Театральной площади в честь воинов освободителей Ростова от немецко-фашистских захватчиков возведен 7 мая 1983 года. Он представляет собой 72-метровую стелу. Наверху она переходит в два стальных распахнутых крыла. По одну сторону - изображение ордена Отечественной войны 1 степени, которым награжден наш город, по другую - женщина, со вскинутыми вверх руками, она символизирует торжество Победы.

Внизу стела опоясана каменной заочницей с изваяниями воинов по углам. Внутри ее 12 колоколов. На камне слова из сводки Совинформбюро и мемориальная надпись: «В честь воинов, освободивших наш город от фашистских захватчиков, памятник этот над Доном воздвигнут. По велению долга и сердца сражались они за Отчизну, ни крови, ни жизни своей не жалея. Мужество их осеняет своими крылами. Победа, подвиг, ими свершенный, в далеких веках не померкнет».

Металлическая часть стелы - в титановом покрытии, «Ника» - в сусальной позолоте. Венок-чаша с вечным огнем «плавает» в воде широкого бассейна.

Севернее, к самой площади вынесены с двух сторон большие камни, на которых выбиты названия воинских частей, принимавших участие и сражениях за Ростов-на-Дону.

Авторы монумента - народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств страны И.М. Рукавишников, заслуженный художник РСФСР А.П. Филиппова, заслуженный деятель искусств РСФСР, Узбекистана и Якутии, лауреат Государственной премии Узбекской ССР, профессор Н.Н. Миловидов.

Репортаж с торжества - открытия монумента доносит до нас детали события. Бронетранспортер в сопровождении почетного эскорта доставил на площадь факел, зажженный от Вечного огня, у солдатской могилы на площади Карла Маркса. Герои Советского Союза, ветераны войны Н.М. Щербаков, А.Т. Череватенко, почетный гражданин Ростова П.К. Колесников, бывший боец полка народного ополчения, защищавшего город и освобождавший его от фашистов, ректор инженерно-строительного института В.П. Ананьев - зажигают огонь славы у подножия стелы. Затем начинается торжественный марш воинских подразделений. «Гулко раздаются удары метронома. Ветераны медленно сходят по ступенькам к бассейну, врезанному в каменные плиты перед стелой, на водной глади которого покоится победный венок. И вот из сердцевины венка поднимается священное пламя и в сердце входит светлой скорбью мелодия реквиема. Потом наступает минута молчания».

Затем состоялся торжественный марш воинских подразделений. Казалось, совсем еще недавно у Софиевской площади, по словам В. Пановой, «у паперти сидели мужчины и женщины в страшных лохмотьях, изуродованные и искалеченные и просили милостыню». Время не только само по себе летит быстро - оно заметно меняет все вокруг…

Южная часть Театральной площади, на которой когда-то шумели праздники святого Геворка у Георгиевской церкви Нахичевани, приобрела с возведением стелы торжественно-мемориальный вид. Теперь военные парады, проходившие в праздники 7 Ноября и 9 Мая, приобрели дополнительный смысл. Стела поднимала на еще большую высоту память о великой Победе.

А в обычные дни, рядом со стелой на площади проходили по своим делам горожане, гуляли бабушки с малышами, напротив, в фонтане, плескались мальчишки и девчонки из ближайших домов. Зимой здесь стали устанавливать городскую новогоднюю ель, украшенную игрушками, гирляндами и огнями. Жизнь, как всегда, продолжается по своим непреложным законам и придает всему происходящему тот смысл и оттенок, который вкладывают в него сами люди.

Эффект контраста, контрапункта играет в искусстве немаловажную выразительную роль. И в архитектуре, и в скульптуре он достигает своего воздействия. Стела устремлена в небо, Она торжественна, она вообрала в себя и скорбь, н торжество... Поэтому так естественно, приземленно смотрится в северо-западном углу площади скульптурная группа, посвященная Матери. Женщина привстала на колено. В правой руке, на раскрытой ладони птица мира - голубь. Она прижимает к себе маленькую дочурку. Одновременно защищает девочку своим телом, прикрывай ее от невидимых опасностей. На постаменте слова М, Горького: «Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград... Все прекрасное в человеке от лучей солнца и молока матери».

Рассказывают, что на торжественном открытии этого «негромкого» монумента выступала мать-героиня. Она начала свою речь со слов: «У меня четырнадцать детей». И вдруг маленькая девочка в первом ряду с естественным изумлением громко спросила: «Скоки-скоки?», - «Четырнадцать!» Девочка повернулась к своей матери и со слезами в голосе, произнесла: «Мам, а ты мне одного братика родить не хочешь!»

Александровская колонна, памятник пионеру Вити Черевичкину, стела в честь освобождения Ростова и монумент матери - какой разнообразный «набор» скульптурных работ, говорящих о времени, о векторе событий, об истории города...

.