rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Типография: от букваря до энциклопедии

ТИПОГРАФИЯ: ОТ БУКВАРЯ ДО ЭНЦИКЛОПЕДИИ

Совсем недалеко от Театральной площади, на 1-й Советской улице в угловом здании находится одна из крупнейших типографий юга России ранее имени М.И. Калинина, ныне - Закрытое Акционерное Общество «Книга». В широком векторе организаций: Управление Северо-Кавказской железной дороги, пароходство, драматический театр, проектный институт - типография занимает свое особое место. Заметим сразу, как и все остальные - базовое. Ее роль в распространении просвещения, культуры, знаний трудно переоценить. Но вот что интересно. Ростовские, а еще раньше и нахичеванские типографии, выпустившие тысячи наименований самой разнообразной литературы, не имеют собственной запечатленной истории. Собирать исторические сведения о типографии пришлось буквально по крупицам и те, к сожалению, не дают сколько-нибудь полной и целостной картины развития печатного дела в нашем городе.

Роль в обосновании и первоначальном благоустройстве Нахичевани архиепископа Иосифа Apгутинскоro очень велика. Он не только строил церкви, но и был, как бы мы сказали сейчас, настоящим проводником культуры. На свои личные сбережения он основал монастырь Сурб-Хач, при котором открыл первую типографию. Оборудование было приобретено в Санкт-Петербурге, но техническая база типографии, как говорится, оставляла желать лучшего. И. Аргутинский отправил специального посланника к армянским купцам в Индию для сбора пожертвований. Часть собранных денег пошла на открытие первой школы, богадельни на 60 человек и детского приюта. На эти же средства была укреплена и техническая база типографии.

Типография и первая школа открылись сразу после основания монастыря, в 1792 году. Ранее типография принадлежала Г. Халдаряну. Он учредил ее в Лондоне в 1780-м, затем перевез в Петербург. В это время в столице и находился И. Аргутинский. Он поддержал Халдаряна в издании книг - их вышло за пять лет (1783-1788) двенадцать. Первой изданной Халдаряном книгой был «Часослов» (1783).

Халдарян принадлежал к тем армянам, которые в результате успешной торговли смогли получить значительный капитал и часть его использовали в интересах развития и распространения национальной культуры.

После смерти Халдаряна с помощью российских армян Аргутинский выкупил типографию и перевез ее в Нор-Нахичеван. В течение пяти лет (1792 -1796) было издано также двенадцать книг и первой из них был снова «Часослов».

к сожалению, в 1796 году из-за недостатка средств на содержание типографии, она прекратила свою работу и была перевезена в Астрахань, где до приезда в Нор-Нахичеван И. Аргутинский возглавлял епархию.

История первой ростовской типографии тоже показательна. В 1862 году отставной коллежский секретарь М.П. Смолеев обратился к А.М. Байкову с просьбой о поддержке издания первой городской газеты «Ростовский вестник». Городской голова отличался широтой взгляда на вещи, большой энергией и пониманием проблем благоустройства родного Ростова и развития его культуры. Он поддержал идею Смолеева. Но изделие газеты в середине XIX века было делом совсем непростым. Байков пустил в ход свои связи в столице. Хорошо понимая значение прессы н общественной жизни города, он говорил: «Мы хотим жить гласно, потому что у нас нечего скрывать…»

Разрешение на издание газеты было получено, а через три месяца определен и цензор - «смотритель усадного училища». Загвоздка вышла с типографией. Многие дела в старой России, как правило, решались в столице, но возникали «барьеры» и местного значения. Екатеринославской губернатор не давал согласия на открытие типографии, ссылаясь на предложение Министра внутренних дел, который мотивировал свою позицию следующим образом: не рассматривать вопросы открытия типографий «впредь до издания в установленном порядке новых правил о их заведениях». И екатеринославский начальник, опираясь на это мнение, признавал открытие типографии в Ростове «неудобным».

Отношение губернатора за № 3324 от 3 мая 1863 года очень любопытно и многоговоряще, особенно ссылка на мнение Министра внутренних дел.

В 60-х годах XIX столетия по инициативе и поддержке императора Александра II в России начались крупные реформы, в первую очередь - отмена крепостного права. 60-е годы, как, впрочем, и 60-е- годы XX века, сыграли в жизни страны очень большую роль: судебная реформа, подъем общественно-демократического движения, достижения в литературе, культуре... Все это сказалось и на увеличении роли прессы в жизни общества, расширении ее сети: увеличении числа газет и журналов. А это требовало в свою очередь увеличения числа издательств и типографий. Как и многое в России, особенно в распространении прогрессивных начинаний, - пробивало себе путь, преодолевая немалые трудности.

Смолеев добился перевода своей типографии из Таганрога в Ростов, это оказалось проще, чем открыть новую типографию, и в 1864 году первый номер «Ростовского вестника» был отпечатан и вышел в свет.

Но дело было не только в наличии типографии. Газету надо было делать такой, чтобы она могла продаваться на рынке, т. е. она должна была завоевать внимание и интерес читающей публики. А здесь уже и сам Байков, поддержавший новое издание, не мог помочь. «Ростовский вестник» прекратил свое существование через четыре года. Но начало было положено.

Почти одновременно с газетой Смолеева 10 ноября 1864 года вышли и «Ведомости городской управы». Это было началом ростовской прессы и типографского дела в Ростове-на-Дону. К концу XIX века в городе выходило уже несколько газет: «Ростовские-на-Дону известия», «Южный телеграф», «Известия Ростовской городской думы», «Приазовский край»…

В 1896 году в Ростове было 5 типографий и 5 типо-литографий, в Нахичевани - дне типографии. Среди ростовских - одна из старейших и крупнейших принадлежала Н.А. Тер-Абрамиану. Число типографий росло с каждым годом. Так, в 1898-м их было в Ростове - 9 и 6 типо-литографий. В 1895 году функционировало «Высочайше утвержденное Донское акционерное обществе печатного и издательского дела в Ростове-на-Дону», в чью собственность перешла и самая популярная газета «Приазовский край». Ее тираж на 1 января 1896 года составлял 8 тысяч экземпляров, «Приазовский край» считался одной из самых крупных провинциальных газет России. Председателем Общества печатного и издательского дола был Я.С. Кушнарев. В него входили 3 члена правления и управляющий. Находилось общество в собственном доме на Братском переулке.

В 1914 году в Ростове-на-Дону насчитывалось уже 31 типография и 13 типо-литографий. В Нахичевани-на-Дону в 1914-м было 3 типографии.

Печатники, как и железнодорожники, были одной из самых высокоорганизованных, передовых частей пролетариата. У них был и сильный профсоюз «Работников печатного дела», объединяющий рабочих всех типографий. В Ростовском государственном архиве хранятся документы: списки рабочих ростовских и нахичеванских типографий, ведомости общественной кассы, которая предназначалась для взаимовыручки. А солидарность - один из признаков сознательности рабочих.

Быстрый рост издательского и типографского дела в России в конце XIX - начале XX веков объясняется ростом капитализма, необходимостью обмена информацией, публикации рекламы - с одной стороны, и ростом общественного движения - с другой. Газета и журнал все больше осознавались как средства распространения идей и их регулирования.

В ростовских и нахичеванских типографиях печатались газеты и журналы, число которых особенно заметно увеличилось после революции 1905-1907 годов. Печаталась также популярная, дешевая (для бедных слоев населения) литература, а также брошюры, листовки, рекламные буклеты и т.д.

Особой популярностью у жителей Ростова и Нахичевани пользовались справочники «Весь Ростов и Нахичевань-на- Дону». Это были ежегодные справочные книги, содержащие адрес-календари, рекламу самых известных фирм, списки горожан, реестры домовладений. Печатались сведения о государственных и общественных организациях. Так, например, в издании 1896 года названа типография, которая принадлежала Б.Л. Гуревичу, располагавшаяся па Соборной улице (к сожалению, не указан номер дома). Дом на Соборной, 55 в Нахичевани, в которой ныне находится ЗАО «Книга», принадлежал С. Кистову. Кистов довольно распространенная фамилия. Так, в 1914 году в Нахичевани жило 9 Кистовых. Для сравнения: Соколовых (одна из самых распространенных фамилий) -- было 11, Поповых- 15. В Ростове среди Кистевых самым известным был скотопромышленник Г.Я. Кистов. Ему принадлежал доходный дом на Большой Садовой, 105, (ныне здание главного корпуса Южного федерального университета — РГУ).

В старом Ростове организации нередко меняли адреса - это было связано с условиями аренды. Так, в 1897 году типография Гуревича указана уже по адресу— 11 линия, д, 6, в 1912 - по 14 линии, 45, а в 1914-м - 1-я Загородная, 50.

В 1913 году на углу 1-й Соборной, 55 и Софиевской площади располагалось «Южно-русское автомобильное общество». Здесь находилось его правление, главная контора, склад и мастерская. Первый автомобиль появился в Ростове в самом начале XX века. Он принадлежал предпринимателю Степаненко. Показательно: уже первое авто в нашем городе водил лихач. Он «с ветерком» раскатывал по улицам, сопровождаемый клубами пыли и толпами мальчишек. В 1910 году, когда улицы города стали завоевывать и велосипедисты, в Ростове было всего пять автомобилей. Однако новое средство передвижения постепенно приобретало популярность.

В годы Гражданской войны в Ростове и Нахичевани работали самые крупные типографии - не хватало бумаги, типографской краски. Это хорошо видно по выходу самой многотиражкой газеты того времени - «Приазовскому краю». В 1918-1919 годах она выпускалась в свет и на восьми, и на шести, и на четырех, и на двух полосах. На бумаге разного формата, серого, желтого, зеленоватого цвета, разного качества, как правило, очень низкого. Но количество газет, в то время не только не уменьшилось, наоборот - выросло. Кроме «Приазовского края» выходили «Ростовская речь», «Жизнь», «Вечернее время», «Донские известия»... Выходили газеты в Новочеркасске, Та-ганроге. Выпускались журналы «Донская волна», для учащихся средней школы журнал «Светлый путь»...

Несмотря на то, что шли активные боевые действия и был большой дифицит самых необходимых товаров, особенно продуктов питания, издательства выпускали и художественную, и научную литературу. В 1918 году, например, была издана книга заслуженного профессора Донского университета Е.А. Боброва «Пушкиниана» (он приехал в Ростов вместе с Варшавским университетом в 1915-м), в 1919 увидела свет книжка рассказов С. Тамбулько «Люля». Некоторые издания рецензировались в газетах и журналах.

С установлением советской власти жизнь начала постепенно, по заметно меняться. Первая Конная армия ворвалась в Ростов неожиданно не только для противника, но даже и для самого командования армией (так дерзок был рывок, который не встретил сопротивления белых - они праздновали Рождество). На следующий день, 9 января, на улицах города начались бои, а вечером в городе, который еще не полностью был освобожден от врага, в театр пришел комиссар одного подразделения и группа красноармейцев. Они принесли пьесу и попросили артистов: «нельзя ли сделать так, чтобы завтра был спектакль». Актеры удивились, но им понравилось отношение красных бойцов к искусству, и они «по-походному», практически без репетиций, с листа разыграли спектакль. Афишу написали от руки. 10 января, когда на окраинах города слышны были еще отдельные выстрелы, театр ломился от зрителей. После окончания спектакля все встали и запели «Интернационал». Пьеса называлась «Красная правда», ее автором был политкомиссар А. Вермишев.

Это были знаковые события, говорящие об отношении новой власти к культуре, просвещению.

Советская власть столкнулись с многими проблемами организации жизни, с большими трудностями жизнеобеспечения: не работал водопровод, не ходили трамваи, не хватало топлива, самых необходимых продуктов, в первую очередь - хлеба.

Среди 13 отделов Военного комитета, которому принадлежала власть в городе, был и отдел народного просвещения. Им руководила Корецкая. 19 января 1920 года вышел Приказ отдела народного образования, подписанный комиссаром Корецкой, о возобновлении учебных занятий в городе. И уже 22 января 1920 года власти добились возобновления занятий в старших классах Петровского реального училища и женской гимназии Берберовой. В 1920 году работал Донской археологический институт, располагавшийся в Коммерческом училище, архитектурный институт. В первые же дни была проведена регистрация учителей, работников детских садов.

Многое из того, что происходило тогда в городе, несло на себе печать наступления нового времени. Например, 25 января прошло собрание эсперантистов, в нем приняли участие и бойцы Первой Конной армии. Казалось бы, власть задыхалась в тисках голода, саботажа, а тут - собрание эсперантистов! Эсперанто тогда уделялось большое внимание - многие грезили о мировой революции и изучали язык будущего международного общения. Коллегия журналистов предлагала открыть газетные курсы. В январе были национализированы многие крупные здания. Всеми организационными и восстановительными делами во многих важнейших учреждениях (телеграф, почта, радио, типографии) занимались особые уполномоченные.

Дом С. Кистова по 1-й Соборной был также национализирован. Можно предположить, что «Автомобильное общество» перестало существовать, так как машины в дореволюционном Ростове и Нахичевани принадлежали богатым людям и их было очень немного.

Можно предположить также, что в этом здании расположилась типография Южно-Донского союза кредитной и сельскохозяйственной кооперации. Она была национализирована в январе 1920 рода.

В это здание по 1-й Советской, 55 была перенесена в октябре 1924 года 4-я государственная типография Донполиграфбума «Красный прогресс» (ранее она называлась гостипография № 14) и располагалась после национализации дома Г.Я. Кистова по адресу ул. Энгельса, 115. В начале 30-х годов типография получила имя М.И. Калинина.

В этом разделе книги мы изменим содержательную структуру описания, так как история типографии практически неизвестна, и сделаем другой акцент - расскажем о советском периоде ее деятельности.

В 20-е годы, особенно во времена нэпа, типография выпускала, в основном, различные бланки, театральные программки, билеты для кинотеатров... Не хватало специалистов, сырья, необходимой техники. По мере восстановления разрушенного в годы Гражданской войны народного хозяйства, все острое вставал вопрос о ликвидации неграмотности, повышения культурного уровня трудящихся. Наступала эпоха культурной революции. И огромную роль в ней сыграли кино, радио, периодическая печать и книга.

В ЗАО «Книга» («Закрытое Акционерное Общество было организовано вместо типографии им. Калинина в 1992 году) один из работников типографии Н. Пашков написал песню «Родная типография». В ней есть и такие слова:

В ударных двадцатых

Средь бурь и невзгод

Советской печати

Надежный оплот.

Так воспринимали свою типографию работники в двадцатых, так воспринимают то далекое время нынешние печатники.

Обратимся к 1925 году, когда закончился восстановительный период, чтобы познакомиться с «культурным фоном» города. В Ростове в это время работало дна театра, цирк, шесть кинотеатров, 27 клубов. Наряду с обществом «Долой преступность» существовало и Общество друзей радио (ОДР), принимавшее самое активное участие в распространении радиовещания на Дону и на Северном Кавказе. Существовало и Донское областное отделение Всероссийского общества поэтов -- одним из его руководителей была поэтесса Н. Грацианская, к которой посылал свататься своего друга В. Казина С. Есенин.

У общества «Долой неграмотность» было свое издательство. Выходила газета «Комсомолец», переименованная позже в «Большевистскую смену» - орган Северо-Кавказского комитета РЛКСМ (затем она вновь стала называться «Комсомолец», позже - «Наше время»).

В Ростове работала целая сеть типографий. Была своя типография у 9-й Донской дивизии, расквартированной в городе (Ворошиловский проспект, 27 и даже (!) у переходного исправдома Сенная (Горького) 26З.

Управляющим 4-й государственной типографией был Е.М. Пасонен, его заместителем Г.А. Бухоленко.

В 30-е годы типография № 4 были переоснащена новым оборудованном, подготовлены квалифицированные кадры, постоянно рос объем выпускаемой продукции, среди которой ведущее место уже занимали книги. Особенно широко издавались произведения донских писателей: М. Шолохова, В. Закруткина, А. Калинина… В 1939 году вышла в свет эпопея «Тихий Дон» с иллюстрациями С. Королькова, ставшая библиографической редкостью.

Жизнь любого предприятия связана с жизнью страны. В своем пути оно отражает время и многие события, которые выпали на долю народа, когда судьбы людей решались судьбой страны.

Когда началась Великая Отечественная война, на фронт ушли многие работники типографии. Пали смертью храбрых директор типографии В. Овчаров, заместитель директора Г. Тиц, начальник печатного цеха А. Соколов, печатники П. Соколов и С. Цыганков, наборщики Д. Бондаренко, Д. Солошенко, Д. Федоров, кладовщик А. Жидков. Гитлеровцы расстреляли рабочих типографии А. Дьяченко, А. Иванова, А. Липко, Г. Шпаченко…

Во время фашисткой оккупации Ростова-на-Дону здание типографии было разрушено. Работу по ее восстановлению возглавил главный бухгалтер А. И. Игнатенко. Преодолевая огромные трудности, люди расчищали завалы, возводили новые стены. И вскоре производство было налажено. К 1949 году типографии имени М.И. Калинина выпустила свыше 15 миллионов листов-оттисков различной книжной продукции.

В 50-60-е годы она становится крупным предприятием, флагманом полиграфического производства не только в масштабах Ростова, но и на всем Северном Кавказе. В 60- 70-е издания, выпущенные Образцовой типографией, завоевывают разные призы высшего достоинства. Прекрасно изданная и проиллюстрированная с большим вкусом книга «Жар-птица» в 1961 году получила Диплом Всероссийского конкурса за лучшее художественное оформление и полиграфическое исполнение. Диплома 1-й степени на Всероссийском конкурсе удостоена книга «Девка-синеглазка». В том же году, на Всесоюзном конкурсе, проводимом Министерством культуры СССР, это издание также было отмечено дипломом. В следующем, 1962-м году, дипломом 1-й степени Всероссийского конкурса была награждены книга нашего земляка А. Калинина «Цыган», она же получила диплом Министерства культуры РСФСР в 1963 году.

Если окинуть взором все многочисленные дипломы и призы, полученные типографией им. М.И. Калинина на различных выставках и конкурсах, то следует отметить: награды получали самые разные издания и за великолепное оформление, роскошные иллюстрации. В этом ряду - книги, посвященные истории донских предприятий, стихи, литературоведческие исследования. И многие из них рассказывают об истории донского края, его культуре.

Постепенно продукция типографии выходит и на международный уровень. На 1-й Международной московской выставке-ярмарке «Книга на службе мира и прогресса» ростовские печатники были отмечены Почетным дипломом и медалью.

Неоднократно успехи коллектива ростовчан отмечались присуждением переходящего Красного Знамени Госкомиздата СССР и РСФСР. Книги, изданные типографией им. М.И. Калинина, зачастую не уступали в качестве продукции, производимой в Москве и в других странах.

К середине 70-х - начале 80-х годов назрела необходимость технического перевооружения производства. Новое время требовало новых подходов к оформлению, выпуску книги, а значит - модернизации стареющей техники.

В 1980-м было начато внедрение фотонабора. Тяжелый ручной труд ушел в прошлое. Следующим важным этапом стало постепенное внедрение компьютерной техники. К 1999 году компьютерный набор-верстка, вывод текстов на пленку заменили фотонабор. В цехах появились многокрасочные машины нового поколения. Если до этого издания в цвете печатались на фабрике цветной печати, т.е. типография работала со смежными предприятиями, теперь пришла пора отказаться от их услуг.

В каждом цехе появились новые машины, позволяющие значительно увеличить производительность труда и качество продукции. Так, установка высокoпроизводительной ротационной машины и усовершенствование ее работы повысило производительность труда по сравнению с плоскопечатными машинами почти в 10 раз, вдвое вырос выпуск готовой продукции, 80-е годы стали для трудового коллектива типографских работников всех уровней - путем постоянного освоения новой техники, внедрения автоматических печатных машин, нового обжимаемого пресса, бабино- и картонорезательных машин... Инженеры и рабочие внесли десятки рационализаторских предложений.

Весной 1977 года в типографию пришла Г.Г. Мартиросова, до этого работавшая инженером в Новочеркасском типографии №7. Свой яркий путь полиграфиста в Ростове она начала на посту начальника переплетного цеха, вскоре стала главным инженером и вот уже почти 30 лет является директором типографии. В 1999 году она была названа Полиграфистом года.

В типографии сложился замечательный трудовой коллектив. Свыше 50 лет проработал здесь В.К. Вещунов. Среди ветеранов ЗАО «Книга» К.И. Майорова, В.А. Игнатенко, Т.А. Топоркова, И.В. Урядникова. Около 50 лет трудятся А.В. Кравцова, Ж.И. Пономаренко, С.И. Парфенова… Все они награждены орденами и медалями, Знаком «Отличник печати».

В 1992 году под эгидой ЗАО «Книга» создается дочернее предприятие - фирма «Радуга», которую возглавил Л.И. Петренко. В апреле того же года акционерное общество «Книга» образует редакционно-издательский центр во главе с С.Ю. Грибановой. Он готовит к печати книги самой разнообразной тематики: народная медицина, кулинария, домоводство, всевозможные учебные пособия, книги по истории донского края и казачества, и также альбомы и буклеты. Редактору центра В. В. Безбожному принадлежат слова: «Если действительно вначале было Слово, то нет никакого сомнении, что это слово Книга». Это, конечно же, образ, метафора, оттеняющая значение книги в жизни всего человечества и отдельного человека.

Книга действительно занимает особое место в развитии цивилизации, одновременно являясь ее историей, своеобразным музеем. Она, как и приручение огня, открытие колеса, полет человека в космос - важнейшая веха в истории человечества, двигатель его прогресса. О ее значении написаны горы томов, сказаны сотни ярких афоризмов великими людьми.

Мы же обратим внимание на значение Книги в политических, общественно-социальных процессах в жизни кашей страны в последнее время. Путь книги в эти годы отобразил, обнажил ход самых глубинных процессов, происходящих в обществе. Книга стала «компасом» становления и развития рыночных отношений в переломную для страны эпоху.

В последние годы советской власти в СССР был «создан» книжный бум. Купить хорошую книгу можно было только по большому +блату». Уже во времена застоя в книгоиздательстве просматривались демократические процессы: издавалось многие философские и художественные произведения зарубежных авторов, которые по-своему готовили духовную, умственную почву для перестройки.

В годы реформирования страны книжный рынок первым продемонстрировал все разнообразие продукции: было издано все, что раньше запрещалось. Тиражи были очень большими. Затем началась дифференциация изданий, книги стали издаваться для очень обеспеченных людей и стали выходить «дешевые» издания. Особенно показательной стала тематика. Книжный рынок требовал остросюжетной литературы, «запретных» ранее тем. Он аккумулировал в себе многие экономические процессы и первым проявил их.

Книги, издающиеся в начале XXI века, демонстрируют все преимущества и недостатки становления «нового капитализма» в России. С одной стороны - разливанное море популярной литературы на любой вкус, в том числе и низкопробной, но и масса учебников - новый интерес к образованию и его значение в новых условиях, с другой стороны - книги для интеллектуальной элиты. И кроме того, масса изданий для «среднего читателя», т. е. рынок старается удовлетворить запросы разных групп читателей - так он реагирует на идущее в стране социальное расслоение.

Казалось бы, телевидение, компьютер с его Интернетом диктуют свои условия в сфере информации и развлечения. Но книга не только жива, она ищет эффективные пути к новым читателям. И те, кто говорит, что книга и чтение умирают, явно недопонимают глубину процесса и умственного развития человечества.

Если бы можно было развернуть список литературы, изданной ЗАО «Книга» за последние десять лет, он бы поразил нас своим разнообразием: охвачены буквально все сферы интересов человека. Даже тематику, проблематику, направления издательской деятельности трудно перечислить. И это разнообразие относится не только к содержанию книг, но и к их художественному оформлению, к роли эстетических начал в современном книгоиздании. На рубеже веков ЗАО «Книга» стала лауреатом престижных конкурсов и выставок, в том числе и Международных. В 1996 году акционерное общество удостоено международной награды «Факел Бирмингема», который присуждается за успешное экономическое выживание в условиях социально-экономического кризиса. Это особая заслуга всего коллектива и его руководства: не только выстоять и пройти тяжелейший путь в годы реформирования России, но и выйти без помощи государства на передовые рубежи современного книгоиздания.

Уходящий XX век ростовские полиграфисты проводили новыми достижениями - ЗАО «Книга» завоевала приз «Золотая пальма», учрежденный Ассоциацией «Monde Sans Frontian Australians Duscoverx Mevket» (Париж). Эксперты Международной Ассоциации бизнес- партнеров утвердили ростовчан членами Ассоциации и удостоили коллектив приза «Предприятие года – 2000», а директор ЗАО «Книга» Г.Г. Мартиросова награждена медалью и дипломом «Бизнес-лидер – 2000».

Обновляется и полиграфическое оборудование. В 2007 году поставлена четырехкрасочная офсетная печатная машина. С каждым годом производство растет. Так в 2006 году было выпущено около четырех миллионов книг.

Пока жив на земле человек, необходимо будет и его просвещение, а, значит, наряду с новейшими электронными коммуникациями ему нужна будет и книга. Перед книгоиздателями всегда впереди новые пути и новые достижения.

.