rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

И.Е. Капленков: "Врагу не сдается наш гордый "Варяг"...

И.Е. КАПЛЕНКОВ: «ВРАГУ НЕ СДАЕТСЯ НАШ ГОРДЫЙ «ВАРЯГ»…

376В одном из небольших домов, которые стояли когда-то примерно на том месте, где сейчас возвышается «шоколадка» «Атомкотломаша», жил матрос с крейсера «Варяг» Иван Ефимович Капленков. Родился он в Пензенской губернии в крестьянской семье в 1880 году. Когда ему исполнился 21 год, пошел служить. Высокий, крепкий, плечистый он был определен на флот, в то время туда брали лучших мужчин. И попал Иная Капленков на крейсер «Варяг», который только что вошел в состав Тихоокеанского флота царской империи. Корабль был заложен на верфи «Вильям Крамп и сыновья» в Филадельфии, в США 1 марта 1898 года. Через полтора года спущен на воду, в боевой строй вступил в 1901 году. Так Иван Капленков попал на совершенно новый корабль - гордость российского флота.

«Варяг» был прекрасно вооружен: имел 12 орудий 152-миллиметрового калибра, 12 - 75-миллиметрового, 8 - 47-миллиметрового, две пушки - 30-миллиметрового. Кроме того, он был оснащен 6-ю торпедными аппаратами. Но самым главным достоинством «Варяга» была его скорость. Его ход составлял 23 -24 узла в час (1 узел -  мера скорости движения судов, равен одной мили в час – 1,852 метра). Как утверждает Большая советская энциклопедия «Варяг» был лучшим крейсером в мире. Но это не совсем так. Одновременно с «Варягом» в Филадельфии был построен по заказу России еще один крейсер 1-го класса – «Новик». Он ни в чем не уступал «Варягу» и даже чуть превышал его в скорости движения - правда на пол-узла в час.

«Варяг» представлял собой военный корабль с высоким острым носом, четырьмя огромными трубами и двумя высокими мачтами. Иван Капленков был назначен наводчиком орудий. Он и его товарищи по команде осваивали новую военно-морскую технику.

В феврале 1902 года крейсера «Варяг» и «Новик» вошли в состав 1-й Тихоокеанской эскадры. Ровно через четыре года после их закладки.

1 марта 1902-го командование «Варягом» принял капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев. От его приказов зависел позже неравный бой «Варяга» и его слава и его гибель.

Конец XIX - начало XX столетий были годами «перелома эпох». Наиболее развитые империалистические страны готовились к переделу мира. Началась гонка вооружений. Все хорошо понимали, какую роль в сражении за колонии, за сферы влияния, за новые рынки будет играть военно-морской флот. Мощное вооружение, надежная броня, скорость - лежали в основе оснащения кораблей нового века.

России строила боевые суда не только на своих верфях, но и в Англии, Франции, Италии, Соединенных Штатах Америки. В 1897 году флот Великобритании, «великой морской державы», которая «правила морями», насчитывал 567 боевых корабля. Франции - 348, Италии 206, США - 81, Япония - 80. Россия с ее 269 кораблями занимала 3-е место в мире по числу боевых судов. Так, Балтийский флот к концу XIX века насчитывал кораблей столько же, как вся Италия. Драма России состояла в том, что ей нужно было охранять огромную территорию. Россию истощили ее границы - говорил великий русский философ Н. Бердяев. На Востоке России противостояла Япония.

Суммы, которые расходовали ведущие страны на расширение и укрепление своих флотов, свидетельствуют об интенсивности подготовки к предстоящей войне на море. Так, Япония расходовала в 1897 году 150 712 000 рублей. Россия немного уступала ей - 119 902 000. Наверстывала упущенное и Германия.

Жизнь обычного человека в переломные исторические годы зависит в значительно большей степени не от его личной судьбы, а от судеб государства, его политики, от хода крупных событий, участниками которых он стал и повлиять на которые никак не мог... И когда человек понимает это, ему легче психологически переносить удары фортуны.

Разве думали русские моряки, служившие на Тихом океане, о там, что скоро огненно-водная стихия захлестнет их. «Не думали, братцы, мы с вами вчера, что нынче умрем под волнами...». Какие точные слова! Обыкновенного солдата, моряка никто не спрашивал, ничего ему не объяснял — нужно было верой и правдой служить батюшке-царю и Отечеству. И если нужно как очень часто случалось, и умереть за них...

Русско-японская война, в которой участвовал Иван Капленков на «Варяге», стала прелюдией Первой мировой войны, которая начнется через десять лет. Ведущие европейские государства и США хотя открыто и не участвовали в боевых действиях на Дальнем Востоке, оказывали заметное влияние на ход войны, преследуя свои цели в этом регионе. Они подталкивали Японию к войне с Россией. Англия и США открыто поддерживали ее. Именно тогда Ф. Рузвельт оказал, что Япония на Тихом океана «ведет нашу войну». А Великобритания даже заключила с Японией договор, который обусловил изоляцию России. Германия в пику Англии поддерживала Россию.

Боевые действия начались в ночь с 26 на 27 января 1904 года. 27 января в Санкт-Петербурге получили текст телеграммы, отправленной царским наместником на Дальнем Востоке, который был назначен здесь главнокомандующим вооруженными силами, генерал-адъютантом, вице-адмиралом К.И. Алексеевым. «Всеподданнейше доношу Вашему Императорскому Величеству, что около полуночи с 26 на 27 января, японские миноносцы произвели внезапную минную атаку на эскадру, стоящую на внешнем рейде крепости Порт-Артур. Причем, броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер «Паллада» получили пробоины, степень серьезности их выясняется, подробности представлю дополнительно».

Так началась война. Утром японский флот, которым командовал адмирал Того, совершил две внезапные атаки на русские корабли. Силы русского Тихоокеанского флота, которые значительно уступали японским, были к тому же разбросаны по пяти базам. В одной из них, находившейся в нейтральных водах Кореи, в гавани Чемульпо, стоял на рейде крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Командующий японской эскадрой на этом участке адмирал Урио заблокировал выход из бухты. В гавани находились также иностранные корабли. Урио обратился к капитану Рудневу с «уведомлением» покинуть рейд - в случае невыполнения этого требования, он будет «зажат» к бухте.

В Чемульпо «Варяг» находился под прикрытием иностранных кораблей: японцы могли при обстреле повредить и их. Капитаны этих кораблей на экстренном совещании решили: заявить Рудневу, что если «Варяг» не выйдет из бухты, то они, «сохраняя собственную безопасность уйдут в море». Тогда «Варягу» грозил «мешок». Время на эту операцию отводилось всего два часа.

Руднев решил попытаться прорваться к своим, в Порт-Артур. Его ждали в море броненосный крейсер, пять легких крейсеров, и восемь миноносцев.

Русские изведали коварство японцев в полной мере. С одной стороны, газеты, выходящие в Токио, активно призывали к немедленной войне с Россией, с другой - те японцы, которые были в Корее, проявляли к русским людям особую учтивость. В гавани Чемульпо, который был практически полукорейским-полуевропейским городом, стояло несколько иностранных судов: английский крейсер «Талбет», итальянский «Эльба», французский «Паскаль», американский «Виксбург».

«Варяг» и «Кореец» находились в Чемульпо уже длительное время. Русские корабли подчинялись распоряжениям Павлова - посланника при корейском императоре, они несли службу стационаров. Русские морские офицеры часто бывали в городе и за это время хорошо познакомились с моряками иностранных кораблей. Сходили на берег и матросы.

Иван Капленков неплохо уже ориентировался в порту. Чемульпо, другое более распространенное название города Икчхон, был крупным портом, с глубокой гаванью, прикрывающей с юга столицу Сеул. У нас в России, по традиции его называют Чемульпо, так как именно это имя увековечил для нас «Варяг». Этот город находится в Желтом море, в устье реки Ханган, всего в 35 километрах от Сеула и является важным стратегическим пунктом па Корейском полуострове.

В гавани Чемульпо стоял и японский легкий крейсер «Чиада», он выполнял, как позже выяснится, особую роль в начале боевых действий.

Капитана Руднева неслучайно послали на Корейский полуостров. Кроме того, что он был образцовым, храбрым моряком, но еще и искусным дипломатом - он много работал за границей и его всегда посылали туда, где международная обстановка грозила осложнениями. А то, что война с Японией назревала, понимали многие. И по тому, как вели себя в Чемульпо иностранные военные корабли, многое становилось ясным. Так, например, особую позицию, возникшую в начале войны, занял капитан американского корабля. Уже в то время Соединенные Штаты, находясь далеко от центра событий на Тихом океане, проводили свою политику.

Сталкивая соперников, используя их стремления на Дальнем Востоке, они обессиливали их, чтобы потом придти и диктовать свои условия. Эта политика раскрылась в полной мере в Первую и Вторую мировые войны, а прелюдия ее была опять-таки на Дальнем Востоке. Соединенные Штаты предоставили Японии заем в 500 миллионов долларов - специально на войну с Россией.

Руднев, понимая, что обстановка накаляется, предполагал уйти на «Варяге» вместе с «Корейцем» в Порт-Артур, чтобы соединится с основной русской эскадрой, но Павлов отказал, он не решился на такой шаг без указаний наместника Алексеева.

Казалось бы, ничего не предвещало стремительного развития событий – «Варяг» стоял ночью без паров в котлах. Даже погода благоприятствовала японцам. Над бухтой висел густой туман. И под его завесой «Чиада» ночью покинул бухту.

Утром «Кореец» снялся с якоря и направился в Порт-Артур - доставить секретный пакет. На выходе в море его встретили японские корабли и заставили повернуть обратно в Чемульпо. Руднев понял - это сигнал войны. Он одел парадную форму, пристегнул палаш - приготовился к встрече с офицерами иностранных кораблей, чтобы узнать их мнение о происходящих событиях. И убедился: они все поддерживают японцев, более того, некоторые вели тайные переговоры и помогали японцам задержать русские корабли и бухте.

Командиры иностранных кораблей получили документ, подписанный контр-адмиралом Урио, он гласил: «Я почтительнейше прошу вас удалиться от места предстоящего сражения, чтобы состоящие под Вашей командой суда при этом не пострадали...».

«Уведомление» от командующего «имперской японской эскадрой на рейде Чемульпо» получил и Руднев: ему предлагалось «покинуть порт Чемульпо». В противном случае я атакую вас в порту». Японский контр-адмирал играл в благородство. Руднев решил принять неравный бой против 16 вражеских кораблей, но не сдать «Варяг» врагу.

Капитан «Варяга» рассчитывал, что может быть ему удастся прорвать «окружение» и уйти в Порт-Артур. Артиллеристы начали приводить орудия в боевой порядок. Иван Капленков расчехлил с товарищами свою пушку. Месяц назад на орудия «Варяга» поставили оптические прицелы, моряки еще не опробовали их, испытание пришлось проводить в боевых условиях.

Моряки освободили палубы от всего лишнего, выбросили за борт деревянные предметы - при пожаре они создали бы дополнительные проблемы. Были приведены в готовность все противопожарные сродства, проверены перегородки в трюме.

Руднев и его первый помощник обошли весь экипаж. Капитан сумел воспитать у команды гордость за свой корабль - теперь это пригодилось: настроение у матросов было приподнятое - все понимали, на что они идут. Особое внимание уделил Руднев проверке орудий. Был устроен особый обед, многие понимали - прощальный. Матросам выдали по два бокала вина, накормили вкусным, наваристым борщом.

Прозвучал гимн, взвились вымпелы, взошло солнце и туман стал рассеиваться. Иностранные моряки приветствовали русские корабли, корейцы на берегу торжественно провожали их в море.

Как только «Варяг» вышел из бухты, сразу стала ясна картина предстоящего сражения: вражеские суда выстроились полукругом, закрывая путь русским кораблям. Японцы по числу орудий превосходили силы русских в 3 раза, по торпедному вооружению в 5 раз. Один только броненосный крейсер «Асама» имел 13 крупных орудий, в то время как «Варяг» и «Кореец» - вместе - всего 15.

Русские корабли напоминали муравейники, матросы сновали туда-сюда, каждый занимался своим делом. Наконец все было приготовлено к предстоящему бою. Иван Ефимович взглянул последний раз на бухту, в которой они стояли долгое время: привычные очертания суши, гавань, портовые постройки, на берегу толпы корейцев - они хорошо относились к русским морякам и боялись прихода японцев.

Как раз в это время на сушу, в стороне, высаживался японский десант, противник захватывал порт, который считался нейтральным.

Капитан Руднев, увиден расстановку вражеских кораблей, принял единственно правильне решение: ударить по самому краю вражеской эскадры, попытаться пробить ее и уходить и Порт-Артур, используя свое главное преимущество - скорость.

Все слабости русских кораблей проявились сразу же. Дело в том, что «Варяг» был боевым судном особого типа. Этот легкий крейсер предназначался для дальней разведки. А значит, он был максимально облегчен для увеличения скорости своего хода. Он не имел бортовой брони! Бронирована была только орудийная палуба. И орудия его были все-таки облегченного калибра. Он был не предназначен для ближнего боя, а значит, - практически беззащитен против вражеского огня. А чтобы прорваться, ему нужно было идти на сближение с японской эскадрой.

Вторая слабость состояла в том, что канонерская лодка «Кореец» была старым судном и имела всего 13 узлов хода. Правда, на ней стояли дна крупных орудия, каких не было даже на «Варяге», остальные были мелкие пушки и, чтобы стрелять на поражение, нужно было подходить близко к неприятельским судам. Рудневу советовали затопить «Корейца», его экипаж перевести на «Варяг», но капитан не согласился. Он понимал: бой практически безнадежен, но хотел нанести врагу, как можно больший урон. Но уйти с «Корейцем» из-за его тихого хода «Варяг» не мог, а Руднев отдал приказ «Корейца» не бросать.

Японцы открыли огонь по русским судам, как только те прошли нейтральные воды. Русские матросы подняли боевые стеньговые флаги: к бою готовы! Руднев направил свой корабль против «Чиады» и «Факачио» - наиболее слабого места в окружении. «Чиада» быстро загорелся и вынужден был оставить поле боя. Руднев устремился на прорыв. Но загорелся и «Варяг». Руднев отдает приказ: предельная скорость, предельный огонь по врагу. Казалось бы, что «Варяг» уже прорывается. Но путь ему преградил флагманский корабль японцев «Никава», на борту которого находился командующий эскадрой Урио.

Русские артиллеристы едва успевают подавать снаряды. Палуба завалена гильзами, дым ест глаза. Крики раненых, стоны... Иван Капленков не успевает вытирать пот... Высокие столбы воды ежеминутно встают рядом с бортом, стучат осколки... Вот когда русские моряки узнали, что такое кромешный ад.

Иностранные моряки с восхищением наблюдали за тем, как героически сражаются русские. Позже один из немецких моряков напишет стихи об атом легендарном бое. «На верх вы, товарищи, все по мостам, последний парад наступает...». Они были опубликованы в старом журнале уже с переводом на русский язык, их положат на музыку, и обретет свою долгую жизнь знаменитая песня, Эти стихи (песня) яркий, динамичный поэтический репортаж, записанный очевидцем. По этим строчкам мы можем судить о том, как проходил бой. И еще одна важная деталь: немецкий автор говорит от имени русских моряков! Не в этом ли высшее уважение такого перевоплощения.

«Свистит и гремит, и грохочет кругом

Гром пушек, шипенье снарядов,

И стал наш бесстрашный и гордый

                                                      «Варяг»

Подобен кромешному аду...»

А вот слова из другой песни о «Варяге»

«Сбита высокая мачта,

Броня пробита на нем

Борется стойко команда

С морем, врагом и огнем...»

С каждой минутой сражаться приходится все в более тяжелых условиях. Два крупных снаряда попадают в левый борт. «Варяг» накренился. Но все равно продолжал идти вперед. Повреждены дымовые трубы - скорость падает. Пробоина у ватерлинии - матросы заделывают ее, чем только можно.

Ранен Руднев, но он не покидает своего поста. Наконец «Варяг» подучает пробоину ниже ватерлинии. Матросы успевают задраить переборки.

С японского флагмана поступает предложение: сдаться! Русские моряки отвечают огнем, на них устремляется вражеский миноносец, чтобы провести атаку с близкого расстояния. Точные выстрелы и миноносец идет ко дну. «Варяг» все более проседает с креном на правый борт. «Реже С «Варяга» несется» ворону грозный ответ...». У него поврежден руль, сбиты все прикрытия на верхней палубе, перебита мачта и почти все орудия...

Руднев отдает приказ: вернуться в Чемульпо. Починить полученные повреждения было невозможно, моряки иностранных судов оказывают раненым помощь, только американский крейсер «Виксбург» не участвует в этой акции.

Бой продолжался около сороки минут. 31 офицер и матрос убиты, 91 тяжело ранены, 200 ранены легко.

На «Варяге», который медленно погружался в воду, подняты флажки: «Погибаю, но не сдаюсь!. Руднев последним покинул тонущий корабль. Чтобы ускорить его погружение и не дать японцам захватить корабль, русские моряки открыли кингстоны.

Японский император, отдавая честь беспримерному мужеству русских моряков, разрешил оставшимся в живых вернуться на родину на иностранных кораблях при условии, что они не будут принимать участие в начавшейся войне.

На французском и итальянском крейсерах русских моряков доставили в Шанхай и Сайгон, оттуда на коммерческих судах через Порт-Саид, Константинополь, Севастополь - в Петербург. Иван Капленков попал сначала на крейсер «Паскаль», путешествие в Россию было долгим.

Царь устроил морякам-героям торжественную встречу. Руднев был назначен флигель-адъютантом царя. В бою русские моряки потопили один миноносец, нанесли серьезные повреждения двум крейсерам «Азима» и «Токачио», подожгли «Чиада». Но главное было в том, что они продемонстрировали всему миру беспримерное мужество и героизм.

Николай II устроил в честь моряков обед. Каждый получил Георгиевский крест - высшую в то время воинскую награду, благодарственную грамоту, часть серебряного сервиза.

Японцы подняли «Варяг», дали ему новое имя «Сойя», ввели н состав своего флота. Через 12 лет Россия выкупила его у Японии и вернула кораблю прежнее название. По пути из Японии в Россию «Варяг» ремонтировали в Англии, а после Октябрьской революции он перешел к англичанам и был потоплен немцами в Ирландском море в 1918 году.

К 50-летию подвига «Варяга» на воду был спущен корабль, получивший прославленное имя. Новый гвардейский крейсер «Варяг» нес боевую службу на Краснознаменном Тихоокеанском флоте. Он был оснащен уже реактивными бомбометами.

В начале 2007 года у берегов Шотландии на морском дне был найден остов «Варяга». Запланирована установка памятника героическому крейсеру в Шотландии, недалеко от места, где покоится крейсер.

О подвиге «Варяга» знает у нас каждый школьник. Но мало кто слышал о том, что героический бой принял в тот же день 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года и даже в те же часы, другой крейсер-красавец «Новик». (Его можно назвать братом-близнецом «Варяга»).

Крейсер «Новик» находился в составе русской эскадры, стоявшей на внешнем рейде у крепости Порт-Артур. Утром 27 января «Новик» с другим кораблем - «Боярином» был послан в разведку. Он вернулся к 10 часам утра, появление неприятеля не предвиделось. «Боярин», как менее быстроходное судно, намного отстал от скоростного «Новика». Он вернулся, уже отстреливаясь от десяти вражеских судов.

«Новик» получил новый приказ: провести теперь разведку боем. Он вышел один против целой эскадры и атаковал противника, остальные наши корабли только готовились к бою. «Новик», дав полный ход, с тем, чтобы лишить неприятеля возможности пристреляться, летел, громя его носовыми орудиями, и на полном ходу, поворачивая, осыпал его снарядами кормовых орудий... Снаряды со страшным свистом перелетали, другие по окружности падали в воду, подымая огромные водяные столбы вокруг русского корабля.

Один из матросок кочегарни не утерпел и вылез посмотреть, что делается наверху. Подойдя к товарищам, подававшим снаряды, ваял один из них и, предавая комендору, со словами: «Господи благослови! Пошли и от меня им гостинец», - побежал к своему посту».

Перед тем как повернуть назад, «Новик» подбил флагманское судно противника - над тем «поднялся столб огня и дыма».

28 июля (10 августа) 1904 года после боя с японцами в Желтом море он обогнул Японию и подошел к Сахалину, Здесь у берегов острова произошел ожесточенный бой с японским крейсером. «Новик» получил значительные повреждения, но продолжал сражаться с несколькими японскими кораблями, подоспевшими на помощь своему крейсеру. Русские моряки, как и на «Варяге», вели бой до последнего, нанеся урон врагу, и на предложение сдаться ответили вымпелами: «Погибаю, но не сдаюсь» и потопили свой корабль.

В честь его подвига было назвало первое судно нового класса - русского эскадренного миноносца (эсминца) такие корабли строили тогда только в России. Эсминец «Новик» был спущен на воду в Петербурге, он вступил в строй накануне Первой мировой войны - в 1913 году. Среди царских милостей и наград, которые ждали героев «Варяга» после возвращения их в Россию, самой главной было пожизненное денежное вознаграждение и возможность покинуть военную службу. Ивану Капленкову было тогда всего 24 года. Он приехал в Ростов-на-Дону, здесь ждала его невеста Катя.

С тех пор герой-моряк жил в Ростове. У Капленковых было две дочери. Сам Капленков старался не напоминать о себе властям. Он работал скромным служащим объединения «Швейтриксоюз», занимавшегося торговлей швейными и трикотажными изделиями. Но советская власть Капленкова не забыла. В 1931 году он был арестован, так как рассказывал о бое на «Варяге» и по 58-й статье Уголовного кодекса - «антисоветская пропаганда» сослан и Архангельскую область, в лагерь находящийся и Котласе. После обыска в его доме были изъяты именные царские часы и царская грамота».

Когда произошли военные столкновения у озера Хасан и на Халхип-голе, Сталин пригласил к себе группу писателей, работавших с исторической тематикой. Вождь посетовал: у нас много создано произведений о войнах, которые вела Россия на Западе, а вот Дальний Восток - забыт. Кто-то вспомнил» есть такой литератор, он собирает материал об обороне Порт-Артура. Его нашли на Кубани. Это был A.Н. Степанов. Он жил в Порт-Артуре с отцом-офицером в то время, когда шла его героическая оборона, и даже побывал в японском плену. Ему было дано задание и созданы все условия: написать роман о русско-японской войне. Так появилась историческая эпопея «Порт-Артур». Работу над ней Степанов закончил в 1941 году, Роман многократно издавался, а в 1946-м писатель стал лауреатом Сталинской (Государственной) премии. Тогда же он написал небольшую повесть «Трагедия в Чемульпо», которая вошла в роман. В 1954 гаду, к 50-летию сражения «Варяга» с японской эскадрой, книжка была издана в Краснодаре, где жил писатель. В 1946-м Степанов совместно с И.Ф. Павловым написал пьесу «На тихом океане», посвященную подвигу «Варяга». Впервые она была поставлена в Ростове-на-Дону, в 1947 году. Иван Ефимович Капленков жил недалеко от здания филармонии, где тогда размещался театр имени Горького, и, возможно, смотрел этот спектакль на ростовской сцене.

После окончания Отечественной войны И.Е. Капленков выступал в ростовских школах, встречался с курсантами мореходного училища - рассказывал о своем участии в знаменитом сражении на Дальнем Востоке.

«В 1953 году в канун 50-летней годовщины подвига «Варяга» в Ростов в гости к Капленкову приезжал Александр Степанов. Они долго беседовали. Степанов что-то записывал. Капленков отдал тогда писателю свои дневники и личные бумаги, оставшиеся с «Варяга».

Иван Ефимович Капленков умер 30 декабря 1954 года, на 75-м году жизни, Похоронен в Ростове-на-Дону». На его могиле установлен памятный знак: гранитная глыба и современный якорь на тяжелой цепи. Он является памятником истории нашего города.

Его младшая дочь, Мария Ивановна Можейко, родившаяся в 1923 году, сохранила фотографии отца и некоторые его документы. С одного из портретов на нас смотрит бравый моряк в тельняшке и матросском бушлате, на голове - бескозырка с золотыми буквами «Варяг». На Груди Георгиевские крест и Георгиевская медаль. Портрет, надо полагать, сделан в Санкт-Петербурге во время приема царем героев «Варяга».

Владислав Смирнов. «Театральная площадь»
.