rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

С.Д. Марков: пламя энтузиазма

С.Д. МАРКОВ: ПЛАМЯ ЭНТУЗИАЗМА

Революция вызнала к жизни и воспитала целую плеяду выдающихся личностей. Высокие дела перестройки жизни на началах социальной справедливости, тяжелейшая борьба за эти идеалы, напряженнейшая работа, обусловленная ситуацией, в которую попала Россия после выхода из мировой войны и гражданской бойни, требовали от руководителей и организаторов советской власти железной воли и нечеловеческого напряжения всех сил. Это говорит о том, как старая жизнь сопротивлялась переделке, перековки на новом основании.  Но энтузиасты революции безоглядно верили в свои идеалы, горели на своем посту, отдавали новому делу всю свою жизнь. К таким людям принадлежал и Сергей Дмитриевич Марков,

Сейчас отношение к революции, ее последствиям, вождям, их сподвижникам у многих людей меняется. Но революционные годы, перевернувшие Россию, стали неотъемлемыми страницами нашей истории, да и мировой - тоже. Так как по силе своего воздействия на развитие мировых процессов Октябрьскую революцию не с чем сравнивать. Это был колоссальный эксперимент планетарного масштаба и значения. Он поставил глобальные вопросы: можно ли изменить естественный ход истории, можно ли воспитать новое сознательное отношение к общественному труду, можно ли создать человека нового типа? Россия ответила на эти вопросы. За этот эксперимент она заплатила колоссальную цену. Его результатами может теперь пользоваться и уже пользуется весь цивилизованный мир.

Кем же был один из сынов революции, «рядовой железной большевистской когорты» С.Д. Марков?

Начнем его биографию с конца. 5 ноября 1922 года выстрелами в спину вместе с женой был убит один из высших руководителей системы железных дорог России - начальник Кавказского округа путей сообщения, Председатель правления Владикавказской дороги. Убит во время краткосрочного отпуска в Дагестане. На этой поездке на Кавказ настоял сам председатель ГПУ Ф. Дзержинский. Вот уже пять лет как Марков не знал отдыха, работая в сутки по 10¬18 часов.

Ему срочно необходим был хотя бы кратковременный отпуск. И он выделил с большим трудом десятидневку для поездки на Северный Кавказ. Прильнув к окну пассажирского вагона, он всматривался в хмурые осенние пейзажи, мелькавшие за стеклом полустанки, дороги, лесополосы. На станциях выходил на перрон, беседовал с начальниками вокзалов, машинистами, рабочими-путейцами... Многое виделось и воспринималось по-другому, чем из его рабочего кабинета Управления, что стояло на «границе» между Ростовом и Нахичеванью. Проблем было очень много и все требовали решения - значит впереди было много оперативной работы...

И вот он в Дагестане... Но и здесь С.Д. Марков продолжает работать. Первые день отпуска он провел за письменным столом. Составлял своим бисерным почерком ведомственную записку на 8 страницах, в которой разрабатывал меры по устранению недостатков, увиденных по пути следования па Кавказ.

Но уже на следующий день он выехал в село Кумтар-Кале, здесь его и ждали предательская пуля. Северный Кавказ в начале 20-х годов, особенно Чечня и Дагестан, буквально бурлили. Гражданская война официально уже закончилась. Но она продолжалась не только в головах людей: почти каждый день гремели выстрелы… Впрочем гремели они и на Кубани, и на Дону...

Я вce пытаюсь представить себе эту страшную картину: два человека бредут по тропинке, недалеко от южного склона горы Алеутик, в семи верстах от станции Кумтар-Кале. Они рассматривают окружающий их пейзаж: еще зеленые деревья, траву, последние осенние цветы... И мгновенная смерть от предательского удара в спину. Нападение было произведено с самого близкого расстояния - они не ожидали его от подходящих сзади людей, а может быть, даже и не видели их, увлеченные своими разговорами. Пуля пробила Маркову позвоночник, сердце и вышла из груди. Его супругу убили кинжалом - удар был так силен, что лезвие, пробив сердце, прошло сквозь тело. Их ограбили, раздели и трупы бросили у тропинки.

О покушении узнали только на следующих день — нашли трупы. Страшная весть не сразу дошла и до Ростова. Первыми узнали о ней в Главных Владикавказских мастерских. «Марков убит... Потрясающая весть с быстротой распространилась среди мастеровых Главных мастерских еще утром 7-го ноября, но определенных сведений никто не знал.

В 11 часов 8-го протяжно загудел гудок, замолкли машины, и печальная тишина настала в цехах. Группами со всех углов мастерских, низко опустив головы, шли мастеровые в паровозосборочное отделение на общее собрание, на гражданскую панихиду о безвременно погибшем товарище Маркове».

Тела погибших доставляли в Ростов на экстренном траурном поезде, с юбилейным паровозом № 13. В поезд входил спецвагон «Октябрьская революция» и два специальных вагона, в которых размещались руководители дороги, сопровождающие тела, оркестр Главных Владикавказских мастерских. Паровоз был обвит черной материей, черными флагами и транспарантами, на которых были надписи: «Смерть убийцам, слава погибшему».

Поезд следовал из Петровска (Махачкала) в Ростов с несколькими остановками: в Грозном, Беслане, Минеральных водах, Армавире, Кавказской, Тихорецкой, Батайске. На каждой из станций он стоял по часу, на перронах вокзалов проходили траурные митинги.

Вот как описывает корреспондент газеты один из таких митингов: «Темной сырой осенней ночью подъезжаем на станцию Тихорецкая. В непроглядной мгле наметился свет электрических фонарей. Но что это? Воздух внезапно всколыхнулся звуками тревожных гудков. Со всех сторон неслась, сливаясь в общий жуткий концерт, неслыханная могучая мелодия. Десятки паровозов, мастерские депо протяжно пели похоронную песнь о трагически погибшем товарище Маркове, свою безысходную печаль, глубокую скорбь о невосполнимой утрате и бросали в темную ночь, тысячами могучих голосов, и невольная жуть охватывала всех.

Плакали гудки, переплетались, бились звуки в холодной мгле, и на всю жизнь неизгладимо запечатлелась в памяти эта похоронная песнь железных гигантов и каменных зданий.

...Вокруг тысячная толпа рабочих Тихорецких мастерских, депо станции, море голов. Все замерли, как один человек. Траурные флаги…».

Похороны должны были состояться на Софиевской площади 10 ноября 1932 года. Вся первая страница газеты «Трудовой Дон» была в «плашках» некрологов, «Безвременная кончина...» «Трагическая смерть...» «Павшего жертвой на революционном посту…», «Павшего от рук убийц». «Погибшего от подлых рук убийц-контрреволюционеров».

Десятки тысяч ростовчан встречали траурный поезд. Похороны должны были состояться сразу, гробы перевезли с вокзала на площадь, к памятнику жертвам Революции, который стоял на Софиевской площади. Руководил похоронной процессией комендант Ростова Шнитман.

Вдоль улицы Энгельса войска стояли шпалерами, рядом конные части, целое море цветов. Колесницы с гробами засыпаны букетами...

Звучит троекратный салют. «Шашки вон, товарищи командиры!» Траурный марш сменяется «Интернационалом». На могиле - караул курсантов-артиллеристов. Выступавшие с речами не скрывают своих слез!.. Плач не дает говорить заместителю начальника округа, соратнику Маркова Бакинскому...

В огромном некрологе, опубликованном на страницах газет - трудовая биография Сергея Маркова, его достижения, егo пламенная жизнь: «...крупный работник, человек совершенно незаурядной силы воли, исключительной работоспособности и преданности делу, который умел работать по 15 часов и сутки и не смущался работой по 20 часов в течение целых месяцев в трудные периоды жизни Республики, который умел всесторонне, до самых мелких деталей знать, что делается в подчиненной ему области, который умел принимать революционные решения в необходимые моменты, решения подчас казавшиеся слишком смелыми и невыполнимыми. В своей неутомимой энергии он сумел также заставить неуклонно выполнять намеченные планы, превосходящие самые предельные возможности. Потерян редкий работник-энтузиаст, находивший в себе силы, своим примером, собственным энтузиазмом заражать всех товарищей по работе.

Им запроектирован самым детальным образом разобран и продуман план построения на Северном Кавказе округа с линейными отделами. С редкой настойчивостью, с полным пренебрежением к формальным рогаткам во имя революционной сущности дела, им проводится крупная реорганизация, результаты которой уже для всех несомненно доказали все преимущества близости линейного управления к первичным хозяйственным органам».

Руководство Главных железнодорожных мастерских обратилось с ходатайством во ВЦИК Республики о присвоении имени Маркова школе на Темернике и детским яслям мастерских. Это ходатайство было удовлетворено. Более того, имя Маркова стала носить Владикавказская железная дорога, которая скоро была переименована в Северо-Кавказскую.

Сергей Дмитриевич Марков рос и воспитывался в многодетной семье. Судьба предопределила ему потомственную связь с железной дорогой. Его отец был инженером путей сообщения. Но несмотря на то, что он занимал такое социальное положение, семья не знала достатка.

Сергей начал трудовую биографию с 14 лет - попробовал труд чертежника, рабочего, стал десятником на железной дороге. Учиться начинал в Костромской гимназии. Затем - Петербургский институт инженеров путей сообщения. Студенчество до революции было тем социальным слоем, по которому проходил «разлом». Одни защищали самодержавие и позже шли в Добровольческую армию, другие - занимались революционной работой. Инженер по тем временам - уважаемая и хорошо оплачиваемая профессия и должность. Но молодого Маркова привлекала романтика революционной борьбы, тяга к идеалам равенства и братства, он к тому времени уже вкусил хлеб рабочей профессии, хорошо знал нужды и чаяния российского пролетариата.

Сергей Марков начинает распространять воззвания Петербургского комитета РСДРП, становится опытным конспиратором, и ему в 1903 году старшие товарищи по партии поручают важнейшее задание: печатание и распространение подпольной литературы. В 23 года молодой подпольщик становится членом Петербургского комитета партии большевиков. Наследующий год его арестовывают и ссылают на Украину - в одну из деревень Херсонской губернии - под гласный надзор полиции. А до этого он узнал, что такое одиночная камера царской тюрьмы.

Только в 1908 году ему удалось закончить институт, до Февральской революции он работает на различных должностях по своей специальности.

Революция 1917 года - стала трамплином для его бурной деятельности - он развивает необычайную энергию во всех делах, которые поручает ому партия. И сразу стал просматриваться его крупный взгляд на проблемы, направленность его работы на перестройку железнодорожного транспорта в новых условиях.

В 1919-м по настоянию Я. Свердлова С.Д. Марков назначается членом Коллегии народного комиссариата путей сообщения и становится заместителем наркома этого важного ведомства. Теперь он получает большой простор для своей кипучей организаторской и реформаторской творческой деятельности.

В годы Гражданской войны железнодорожный транспорт пострадал, пожалуй, больше всего, он практически был парализован. Чтобы добраться, например, из Москвы в Ростов-на-Дону требовался месяц. Поезда шли с скоростью 10-15 километров в час без расписания и графиков. Не хватало паровозов, вагонов, топлива, кадров... Самые страшные следы разрухи Гражданская война оставила на юге страны - здесь она была особенно непримиримой, кровопролитной и широкомасштабной. На этот труднейший участок работы партия и посылает С.Д. Маркова.

После освобождения Юга России от белогвардейцев он становится начальником Владикавказской железной дороги.

В 1920 году Марков - начальник отдела путей сообщения Кавказского фронта, которым командовал М. Тухачевский. Задержавшись на полтора месяца в Ростове, Красная Армия начала стремительное наступление на Кубань, Ставрополье и Северный Кавказ. На юг двигались эшелоны с войсками, военным снаряжением, на север, в центр России, в первую очередь в Москву и Петроград, - с хлебом и другими продуктами.

14 месяцев Марков трудился так интенсивно, с такой полной отдачей всех сил, что поражал работоспособностью своих сослуживцев. Даже когда, высокая температура уложила его в постель, он не переставал принимать многочисленных посетителей, вел телефонные переговоры, диктовал тексты указаний и распоряжений. Лишь вмешательство В.И. Ленина, который распорядился изолировать Маркова и при необходимости поставить у его комнаты вооруженного часового, начальник дороги сбавил темпы своей деятельности.

В 1921 году, как только Марков встал на ноги, его назначили членом Революционного совета Кавказского округа и членом Реввоенсовета Кавказской трудовой армии. Одновременно он возглавляет Плановую комиссию.

Главная задача - возродить железнодорожный транспорт. Железные дороги были главными артериями страны, они «стягивали» на себя и определяли работу многих организаций, в первую очередь – хозяйственных. Марков предлагает новый подход к организации работы: разрабатывает план управления дорогой с помощью линейных отделов, т.е. стремится максимально приблизить управление к самой дороге. Линейные отделы, по его представлению, должны непосредственно осуществлять руководство огромным хозяйством на местах, - кто, как ни они, знают ритмы напряженного пульса работы железнодорожников. Эта крупная реорганизация, которую внедрял в жизнь Марков, вдохнула в железную дорогу новую жизнь. Его деятельность вбирала в себя решение и крупных задач, и занятия текущими оперативными вопросами. Бывали случаи, когда Марков показывал личный пример в самых сложных ситуациях. Так, при починке одного поврежденного моста он руководил восстановительными работами, стоя в холодной воде по колено шесть дней!

Два месяца в марте 1922 года, незадолго до своей смерти, он не покидал станцию Новая Калитва, пока не были вывезены запасы угля. Как руководитель проявлял воистину отеческую заботу о семьях железнодорожников, распоряжаясь о выделении им одежды, обуви, продовольствия.

Его называли «пионером» возрождения железнодорожного транспорта на Северном Кавказе. Да, это так. Но следует добавить: пионер - это тот, кто начинает дело, кто идет впереди. Марков не только начал, но и многое успел сделать. Всего за два года. И тут - пуля в спину. Враги России знали, в кого стрелять...

Владислав Смирнов. «Театральная площадь»
.