rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

В.Г. Гельфрейх: новая высота

В.Г. ГЕЛЬФРЕЙХ: НОВАЯ ВЫСОТА

369
Профессор В.Г. Гельфрейх (1885-1967). Автор проекта драматического театра

Владимир Гельфрейх, родившийся 12(24) марта 1885 года в Петербурге, познакомился с Владимиром Щуко еще студентом, обучаясь в Петербургской Академии художеств. Уже тогда они стали работать вместе. Гельфрейх, как и Щуко, учился у архитектора Л.Н. Бенуа. Он был ректором Петербургской Академии художеств, строил в Петербурге, Москве, Киеве, Варшаве. На годы обучения В.Г. Гельфрейха (1906¬1914) приходился самый плодотворный период практической работы Бенуа. По его проекту построен жилой дом на Каменомостском (Кировском) проспекте (1911 -1913). Интересная деталь: ранее в 1909-1911 годах жилой дом на этом проспекте построил В. Щуко. Ученик «опередил» учителя!

По проекту Л.Н. Бенуа возведен корпус Русского художественного музея (ныне в нем располагается отдел советского искусства). В 1911 -1913 годах совместно с другим известным русским архитектором М.М. Перстятковичем и инженером Ф.Е. Енакиевым Бенуа создал проект преобразования Петербурга. Вот откуда у молодых архитекторов Щуко и Гельфрейха масштаб творчества. Молодой Гельфрейх, как и Щуко, учился у Бенуа не только теории архитектуры, практике, но и осмыслению зодчества как искусства.

Первая крупная совместная работа Щуко и Гельфрейха - создание пропилей у Смольного {1923 -1925). Гельфрейх многому учился и у своего старшего товарища Владимира Щуко, особенно подходам к осмыслению архитектурных объемов.

Менялись времена, изменялись методы и техника решения зодческих задач. Еще до войны Щуко и Гельфрейх выполнили одну работу в соавторстве с М.А. Минкусом. Они построили Большой Каменный мост в Москве. По проекту он должен был вести от Кремля ко дворцу Советов, который так и не был возведен (на этом месте восстановлен храм Христа Спасителя).

В годы войны профессор В.Г. Гельфрейх проектировал наземные станции московского метрополитена – «Новокузнецкую», совместно с И.Е. Рожиным (1943 -1944) и «Электрозаводскую» (1944). За эту работу он получил Сталинскую (Государственную) премию.

В этих работах времен культа Сталина еще чувствовались элементы новаторского подхода, идущие от поисков начала 30-х годов.

В послевоенные годы в столице был возведен ряд высотных зданий. Они должны были продемонстрировать всему миру: СССР не только выиграл страшную, разрушительную войну, но и восстановил свою мощь - у него есть силы и ресурсы для такого грандиозного строительства. Это была во многом чисто внешняя, пропагандистская акция. Многие города и населенные пункты конца 40-х годов, испытавшие всю тяжесть вражеского нашествия, в том числе и Ростов-на-Дону, еще только поднимались из руин. Подавляющее большинство советских людей жили предельно скромно, особенно остро стояла проблема жилья. А в Москве возводись прекрасные «небоскребы». Правда, их так никогда не называли, чтобы не возникала параллель с американским высотным строительством. Возведение этих зданий было закончено в начале 50-х годов. Это были своего рода фундаментальные памятники сталинизму. Сталин спешил, он понимал, что его жизнь подходит к концу и ему надо успеть построить эти символические «пирамиды». И действительно, пришедший после смерти Сталина к власти Хрущев, отталкиваясь от политики «вождя народов», обратил свой взгляд на строительство жилья для простых людей, и начал войну с «архитектурными излишествами».

Одно из самых известных и величественных высотных зданий - Министерство иностранных дел на Смоленской площади строилось по проекту В.Г. Гельфрейха, (совместно с М.А. Минкусом) (1948 -1952). Это была новая высота известного профессора архитектуры. За эту работу Гельфрейх получил вторую Сталинскую премию.

Каждая из московских высоток имеет свое архитектурное «лицо». Здание МИДа «опоясано» широкими крыльями, подчеркивающими «прочность» основания. Затем идут несколько уступов, образующих остроконечную пирамиду со шпилем. Строгость всех линий, «приподнятость» боковых башенок чем-то напоминает вытянутый вверх высотный «мавзолей». Это здание, стоящее на Садовом кольце, замыкает собой старый Арбат, выводя тихие улочки и переулки заповедного места Москвы на динамичный простор оживленной магистрали.

Контрасты пространства, старых и новых застроек сглажены и одновременно приподняты в этом здании. Высотные здания устремлялись в свое архитектурное будущее Москвы XXI века.

На строительстве высотных зданий использовался бесплатный труд немецких военнопленных (чем не рабы, возводившие когда-то пирамиды в древнем Египте?). Немцы, оставившие страшные разрушения во многих городах СССР, «отрабатывали свою вину». В главном корпусе Московского университета на Воробьевых (Ленинских горах) до сих пор осталась структура входов в части здания - «зоны» (термин из словаря ГУЛАГа).

В.Г. Гельфрейх руководил созданием ансамбля на Смоленской площади и Кутузовском, опять-таки показательном проспекте, ведущем к зданию МИДа. В 60-е годы он возглавлял строительство жилых массивов столицы: Кунцево, Фили-Мазилово, Рублево.

Если В.А. Щуко не имел правительственных и государственных наград, то В.Г. Гельфрейх стал Героем Социалистического Труда (1963), лауреатом двух Государственных премий, награжден семью орденами, из которых два являются высшей наградой СССР - орденами Ленина и многими медалями.

Умер прославленный архитектор 7 июля 1967 года в Москве.

Владислав Смирнов. «Театральная площадь»
.