rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Е.В. Вучетич: история в камне и бронзе

Е.В. ВУЧЕТИЧ: ИСТОРИЯ В КАМНЕ И БРОНЗЕ

375
Скульптор Е.В. Вучетич – автор проекта фонтана в «Западном партере» драмтеатра (1906-1974)

История строительства драматического театра имени М. Горького связана с творчеством скульптора Е.В. Вучетича. Евгений Викторович родился в Екатеринославле (Днепропетровске) 15(28) декабря 1906 года. Его детские и юношеские годы протекали в Ростове-на-Дону.

Но прежде чем заниматься любимым делом, Вучетич прошел школу ликвидаций последствий Гражданской войны. Будучи членом Самаркандской комсомольской организации, он принимал активное участие в хлебозаготовках. Выл членом отряда по борьбе с басмачами в Средней Азии. Работал в Донбассе. Но и в самых казалось бы неподходящих, походных условиях передвижения по стране он всегда рисовал окружающих его людей на клочках бумаги.

Способности Вучетича были сразу замечены. 15-летнего подростка было решено «принять вне очереди, сверх комплекта, в Ростовскую художественную шкоду». Аргументация - «незаурядный талант».

После окончания художественной школы в Ростове (1926-1930), он учился в Академии художеств (1931-1933). Большое влияние на молодого Вучетича оказали традиции русской классической скульптуры, в частности, работы Ф.И. Шубина, чью жизнь и творчество ростовский мастер глубоко и основательно изучил.

В 1933 году после окончания Академии Вучетич возвращается в Ростов и работает на строительстве Большого драматического театра. Здесь  в этом году у него произошли две знаменательные встречи, оказавшие на его жизнь и дальнейшую творческую работу большое влияние. В 1933-м на стройке побывал один из авторов проекта театра академик В. Щуко. Он обратил внимание на талантливого, энергичного юношу, влюбленного в скульптуру. Уроки Щуко были очень плодотворными для молодого мастера, в первую очередь, - в формировании его художественной индивидуальности. После нескольких встреч и бесед академик пригласил Е. Вучетича в Москву. Под руководством Щуко ростовский скульптор прошел прекрасную школу ваяния. Масштаб художественного мышления учителя стал основополагающим в подходах к скульптуре в работах Вучетича.

В том же, 1933 году, на стройке побывал и М. Шолохов. К этому времени он был уже прославленным писателем, автором первых книг «Тихого Дона». Здесь Вучетич и познакомился с Шолоховым. Вот как он описывает посещение писателем стройки. «Тогда ото был молодой худой человек, в потертой кожаной тужурке. Он ходил и внимательно слушал рассказ начальника строительства А.М. Стамблера, подробно рассказывающего писателю о том, каким будет Ростовский театр».

Влияние Шолохова проявилось в том, что немало работ будущего знаменитого скульптора будет связано с Доном и ростовской тематикой. Здесь, в Ростове-на-Дону, Вучетич выполнил одну из первых своих работ: скульптуру легендарного русского борца Ивана Поддубного, который жил тогда на Кубани и часто приезжал в наш город, где выступал в цирке, на борцовской арене. Эту фигуру сохранил товарищ Вучетича ростовский архитектор Л.Л. Эберг, чьи работы до сих пор {по словам Вучетича) украшают наш город. Скульптор с высоким уважением и теплотой отзывался об Л.Л. Яберге.

Вот фрагменты официальных характеристик творческого почерка Е.В. Вучетича. Ему было присуще «образное видение нашей эпохи, широко обобщенного образа героя наших дней». В своем творчестве скульптор «с большой силой реалистического обобщения воссоздает важнейшие события истории советского государства, воплощает передовые идеи современности. Созданные им образы нередко приобретают значение героического символа».

Сам Вучетич основу творчества видел в «чувстве высокой гражданственности» и воспринимал современность как «душу искусства».

Дли ростовского театра он выполнил проект скульптурной группы у центрального входа в здание (он не был поставлен) и группы фонтана в «западном партере».

Во время скульптурного оформления строящегося театра имени Горького он продолжает работать над своими проектами, которые не входили в круг его производственных обязанностей, создает бюсты Ленина, Сталина, Пушкина. Огромный бюст вождя «всея народов:» (в человеческий рост) Вучетич выполнял в непростых условиях. Жил oн тогда в сыром помещении на Собачьем хуторе, ему не всегда хватало материалов: глины, гипса...

Наряду со знаковыми фигурами нашей отечественной культуры и революции его привлекали и совершенно неожиданные темы. Создавая бюсты Ленина и Сталина, он работал над скульптурной группой «Медведи в лесу» по знаменитой картине Шишкина…

В довоенные годы закончил две крупные работы: конную статую К. Ворошилова (1936) и фигуру партизанки времен Гражданской войны - для советского отдела Международной выставки в Париже (1937).

В 1949 году в сотрудничестве с П.3. Фридманом, П.П. Яцыным и Г.Н. Постниковым он создает большой горельеф. «Клянемся тебе, товарищ Ленин...» Эта работа раскрывает суть, характер и дух творчества Вучетича, является его программным, показательным художественным полотном. Это своего рода рельеф-картина, открывающая большие возможности новой скульптуры. На ней изображены несколько десятков человек - представители всех слоев советского общества: военачальников, рабочих, колхозников, детей, которые воплощают собой единую сплоченную массу. Идейный пафос, святая вера в идеалы социализма отмечает вехи его творчества, все крупные его работы.

Е.В. Вучетич был выдающимся мастером социалистического реализма в скульптуре. Самые характерные направления его работы: монументальность скульптуры, символизирующей достижения СССР и портреты героев войны и труда. В главных творениях Е.В. Вучетича нашли отражения основополагающие, коренные направления идеологического претворения идеалов социализма: помпезность, реализм утверждения и достижения в преобразовании мира.

Е.В. Вучетич был участником Великой Отечественной войны. Тема войны - одна из основных в его творческой деятельности (бюсты полководцев и крупных военачальников). Две вершины его творчества: фигура солдата-освободителя- центральная часть мемориала в Трептов-парке, в Берлине (1946-1949) совместно с Я.Б. Белопольским и «Родина-мать зовет» (1963-1967) - монумент, установленный в Волгограде, также совместно с Я.Б. Белопольским.

Евгений Викторович Вучетич получил самые высшие награды и звания, Он народный художник СССР, действительный член Академии художеств, Герой Социалистического Труда. Получил 5 (I) Сталинских премий: за бюст генералу И. Черняховскому (1945), премия - 1946, памятник генералу Ефимову (установлен в Вязьме), 1946 премия - 1947, портрет Героя Соцтруда Н. Ниязова, 1948 - премия - 1949, бюст генерала В. Чуйкова, 1947, премия 1948. Пятой Сталинской премией была отмечена скульптура в Трептов-парке. В 1946-1950-х годах он получал Сталинские премии ежегодно! Ленинской премией была отмечена работа, установленная на Мамаевом кургане в Волгограде.

За памятник «Перекуем мечи па орала», который стоит у здания ООН, в Нью-Йорке он получил Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе, в 1958 году. За бюсты политических деятелей - награжден премией им. Д. Неру, (1968).

Е.В. Вучетич не раз приезжал на Дон. Он выполнил бюст М, Шолохова, фигуру С. Разина. По его проекту поставлен памятник В. Ленину у входа в Волго-Донской канал (со стороны Волги), установлена скульптурная группа первоконников на площади Советов в Ростове-на-Дону, бюст С. Буденного.

Во время установки этого бюста Вучетич посетил Ростов. Он говорил в интервью газете «Комсомолец»: «Для меня приезд в Ростов — всегда большое и радостное событие. С этим городом у меня связаны воспоминания о детских и юношеских годах. Здесь я ... начинал свою жизнь в искусстве».

Умер Е.В, Вучетич в 1974 году.

Владислав Смирнов. «Театральная площадь»
.