rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Хроника последней "пятилетки": Письмена подъемных кранов

Хроника последней «пятилетки»: Письмена подъемных кранов

Каждая книга имеет свою судьбу. От ее замысла, воплощения и до дальнейшей жизни. Так и выход этой трилогии из-за превратностей издательских дел задержался на четыре года. Каждый из нас знает о том, как быстро летит время. Казалось бы: только совсем недавно произошло какое-то важное событие, а смотришь — прошло уже несколько лет. Это вещь банальная, кого ей удивишь. И пишу я эти строки потому, что время вдруг приобрело для меня особый смысл и наполнение своего безудержного движения,

Пока рукопись книги ждала своего часа, пришло не просто время, оно воплотилось в беспрерывную цепь новых событий. Время приобрело особую плотность, проявившись во многие конкретные дела. И я ощутил не вообще «без времени», а его продуктивный ход.

394Я написал книгу об историческом сердце Ростова, которое по словам настоятеля Покровской церкви Л. Крещановского, согревало весь город. Волею судеб вышло так, что именно в то время, когда рукопись была закончена, произошли на этом месте очень значительные события. Время словно «спрессовалось», слилось, показав тем самым, свое истинное «лицо».

Последнюю главу книги «Кировский сквер», завершающей трилогию, я писал под стук машин, забивающих сваи в огромный котлован — шла закладка фундамента под жилой центр «Покровский».

Мое окно, выходящее на запад, открывало передо мной картину этого строительства. Один из прорабов рассказывал мне, очередная свая «встала» — что-то мешало ее погружению в грунт. Это была та часть Крепости Димитрия Ростовского, которая подступала к ее северным редутам. И я предположил: где-то здесь, в земле находился один из каменных складов, всего скорее — с ядрами Пороховые склады крепости располагались в более безопасном месте, южнее, примерно там, где сейчас стоят корпуса строительного университета. Это неожиданное, живое «эхо истории» вновь всколыхнуло мое воображение.

Новые краски к этому воображению добавились в то время, когда был прокопан ров, ведущий из Кировского /еще!/ сквера к строительной площадке Конгресс-центра. Там, во дворе гостиницы Интурист /еще!/, при выемки земли для фундамента, строители наткнулись на каменную мостовую старой крепости.

395Я прошел по краю выкопанной канавы, которая вела от места нахождения первой деревянной Покровской крепости туда, во двор гостиницы. Здесь когда-то в XVIII веке стояли офицерские казармы. В глубине, под нашей желтой тырсой, примерно в сантиметрах 20-25 лежала мостовая крепости Святителя Димитрия Ростовского. Не очень крупные камни лежали торцами, чуть наискось... И я представил себе как стучали каблуки сапог по этим камням... Какая размеренная, трудная по-своему жизнь, текла за валами цитадели.

Сейчас из нашей «цивилизованной», технической эпохи, «одухотворенной» электронной революцией, кажется, как же могли тогда жить люди: без электричества, без автомобилей, не говоря уже о телефонах, телевизорах и кинотеатрах? Не жизнь, а одно «мучение». Но вот какая мысль пришла ко мне. Мы, «жившие» скажем, в 50-е годы, тоже еще без мобильников, телефонов и компьютеров, совершенно не ощущали «ущербность» своего существования. Как не ощущаем ее сейчас, хотя и представляем себе при желании, что через 15-20 лет жизнь тоже может сильно измениться. Плоды электронной революции зреют очень быстро, к тому же, мы не всегда можем даже предполагать, что ждет людей в будущем. И ничего... Это наша сегодняшняя жизнь нас вполне устраивает! Мне подобная ситуация напомнила одну литературную байку. Как-то один писатель воскликнул: «Как же можно было жить без Достоевского! На что другой ответил: А вот Пушкин жил и ничего...»

Так что существование в старой Ростовской крепости было, конечно, не простым, не легким, но не таким безнадежно ограниченным, как может показаться из наших дней. Жизнь сама по себе бесценна, она всегда давала и дает человеку любой эпохи, любых веков все, что делает его существование полноценным. И это подтверждает великое искусство и литература ушедших времен. Вот такие размышления могут навеять простые, серые камни мостовой старой крепости. Эти рвы и огромные котлованы под фундаменты «взрезали», обнажили старую почву, чтобы соединить собой живую связь времен, чтобы стать основой грандиозных новостроек /с точки зрения жителей крепости — вот уж они об этом вряд ли мечтали/.

Да, я поглядывал на котлованы, на установку высоченных подъемных кранов, когда писал заключение для своей книги. Но ведь это было только прелюдией, только началом... Но я решил оставить описание планов преобразования Покровской площади. И вот теперь, когда я возвращаюсь к своей рукописи, я вижу: как многое сделано, как сильно изменилось время, темпы строительства, стройтехнологии, стройматериалы. Мое окно в мир, стало «выставкой», которая сооружалась на моих глазах.

То, о чем я писал как о проектах, воплощалось в реальность. Итак... Начать нужно с того, что Кировский сквер изменил свое имя — он стал называться Покровским. Это произошло после того, как был перенесен памятник Кирову По поводу его переноса разгорелись настоящие страсти. На страницах газеты «Вечерний Ростов» велась жаркая дискуссия. Сторонники социализма защищали Сергея Мироновича. Его противники обвиняли Кирова в причастности к жесткой политике большевистской партии и советского государства. Особенно не давала им покоя фраза, «выбитая на гранитном постаменте, к которой один из соратников Сталина употребляет слово «черт» — безбожник, мол, он. Хотя он упомянул этот персонаж в обычной житейской фразе: «черт знает, как жить хочется!»

Если бы «противники» С.М. Кирова знали другое его политическое высказывание, они получили бы в руки «крупные козыри».

Когда в 1932 году отмечалось 15-летие создания ВЧК-ГПУ, Киров сказал в своем кругу: «Наше ГПУ должно так работать, чтобы на том свете было заметно прибавление населения». Сказано это была накануне массового голода в хлебородных районах страны и сотрудники ОГПУ проводили жесточайшую карательную политику по отношению к крестьянам, обвиняя их в том, что они не выполняют планы хлебозаготовок, утаивая зерно… Так что С.М, Киров был одним из идеологов карательной политики в СССР и в конце 20 — начале 30-х годов поддерживал политику Сталина, входя в его ближайшее окружение.

Перенос памятника Кирову был одним из элементов комплексного переоборудования «лица» Кировского сквера. Демонтаж памятника был произведен в октябре 2005 года, Монумент отправили на реставрацию, а на освободившейся площадке был вырыт котлован для установки фундамента под памятник императрице Елизавете Петровне Романовой.

В глубокой яме строители обнаружили надгробья с Покровского кладбища — ими «забутили» котлован при установке фундамента для памятника Кирову.

Памятник С.М. Кирову был установлен на улице Пушкинской, на ее пересечении с проспектом Кировским /в северо-западной части перекрестка/. Памятник встал очень удачно, на небольшой пустой площадке в окружении деревьев он гармонична вписался в этот зеленый, уютный уголок. Как раз напротив 20-этажной башни жилого дома, поставленного на том месте, где совсем недавно располагался особнячок, в котором размещался один из филиалов ростовского «Дома селенга» — яркой и драматичной для его вкладчиков страницы становления в России «дикого капитализма». У меня на память о тех шумных временах остался значок «Дома селенга» и книжка вкладчика — мне тоже пришлось побегать по очередям, участвовать в перекличках... Когда снесли этот угловой дом, я удивился глубокому подвалу, который был завален всевозможным мусором. Новый котлован под «высотку» заполнился водой, и она не уходила несмотря на все старания и ухищрения строителей. Так и забивали сваи в воду. Так нас провожало прошлое... Надежно ли наше настоящее, стоящее на таком фундаменте?

С.М. Киров встал практически на углу сквера имени Первой Конной армии. Он «ушел» от Покровского храма и пришел к армянской церкви. Ее фундамент начали устанавливать весной 2009 года как раз за спиной Кирова, от летнего кинотеатра «Весна» остались «рожки» да «ножки» — часть экрана.

396Еще когда Киров стоял на старом место, началось планирование постройки Покровского храма. Рядом с памятником был поставлен и освящен крест в честь закладки новой церкви.

До этого ростовские археологи под руководством П. Ларенка провели раскоп, чтобы установить точное место фундамента деревянного Старо-Покровского храма. Он стоял северо-западнее памятника Кирову /наискось от него, в сторону кафе «Радуга»/.

Недалеко от этого раскопа была поставлена церковь-вагончик, у одной из дорожек, ведущих к фонтану /и часам/ под высокой тонкой рябиной, пробивавшейся к свету среди каштанов и кленов. В этом вагончике был небольшой иконостас, по определенным часам велась служба. Вагончик простоял больше двух лет, пока велось строительство Покровского храма. Позже его переместили на северную дорожку, против которой уже началось строительство нескольких жилых домов.

Этот церковный вагончик стал пятым храмом на территории Покровской церкви — Кировского сквера, /первый — походная церковная палатка — она стояла окало двух лет, деревянный храм перевезенный из крепости святой Анны, Старо-Покровский храм — он-то и находился рядом с памятником Кирову и, наконец, четвертая — Ново-Покровская каменная церковь, выстроенная на средства купеческой семьи Пустовойтовых./

Новую церковь строили около двух лет /строительство началось в феврале 2005 г/.

Храм освятили из пожертвования граждан и организаций Ростова. Около церкви установили два памятных знака: небольшой крытый павильон — в нем лежат камни фундамента первого деревянного храма и план-карта крепости святителя Димитрия Ростовского.

391Последней фазой переустройства старой Покровской церкви стало установление памятника Елизавете Петровне /июнь 2007 г./ Ее фигуру отлили по проекту группы, которую возглавлял скульптор С. Олешня. Елизавета, в небольшой царской короне, венчающей ее голову, держит в одной руке Указ об основании Темерницкой таможни. До этого состоялся конкурс, на котором было выставлено шесть проектов, их макеты экспонировались в Донской публичной библиотеке, и все ростовчане, интересующиеся историей города, могли высказать свое мнение об этих проектах и отдать свой «голос» лучшему, на их взгляд, монументу.

Человек быстро привыкает к новому. Я хожу через сквер каждый лень, мимо новой церкви, мимо нового памятника. Киров теперь даже не вспоминается, глаз уже привык к новым строениям. А у поколения, родившегося в начале XXI столетия, совсем нe будет других ассоциаций.

Город постепенно пополняется новыми зданиями, новою жизнью... Первым из нового жилого комплекса «Ростов-сити», который начал возводить концерн «Вант» весной 2004 года встал 16-этажный дом в глубине квартала. Перед ним сохранились еще «остатки» цехов и проходная механического завода 5, вынесенного на проспект Ленина. Стояли еще ветхие домики и по улице Суворова. Их снос проходил в декабре 2006 — мае 2007-го годов.

392Летом 2006-го началась реконструкция Покровского сквера. На его аллеях положена плитка-поребрик, разбита небольшая детская площадка, переоборудован фонтан на углу Большой Садовой и Кировского проспекта.

Было реконструировано и здание заводоуправления — надстроен третий этаж, изменен фасад, высажены декоративные сосны. И хотя внутри квартала остаются еще небольшие «островки» трущоб, внешний вид его кардинально изменился. За три года выросли четыре 24-этажные башни. Они располагаются уступами, в них много стекла, современных архитектурных линий. Они полностью изменили облик старой Покровской площади.

Пишу эти строки, а в окне, за стеклом, движется стрела подъемного крана — несет огромный пучок арматуры. На расстоянии тридцати метров возводится основание башни высотного дома комплекса «Ростов-сити». Строители подняли уже четыре этажа. Башню и «каскад» будет соединять двухэтажный торговый центр — фундамент под него уже заложен.

Параллельно с возведением «Ростов-сити» начал строиться «Конгресс-сити».

В 2004 году снесено здание бывшего завода братьев Мартын /поршневой завод/, позже забор и вспомогательные строения. Жилой дом, завод и окружающие его постройки был сооружен в виде архитектурного ансамбля. Элементы готики, явно просматривающиеся в жилом доме сохранились в виде элементов во всех строениях. Теперь из всего ансамбля остался только жилой дом, в котором еще недавно располагался Союз художников России.

Летом 2007 года был выкопан котлован под Конгресс-центр и в октябре забиты сваи под фундамент. К началу лета 2009-го поднялись первые четыре этажа. Весной этого года был снесен дом, принадлежавший до революции Пальмеру /в нем до последнего времени находился банк-лицей/. Этот дом, оказавшийся между гостиницей «Дон-Плаза» и строящимся Конгресс-центром, выглядел среди новостроек «анахронизмом». Ведущие архитекторы города и те ростовчане, которым дорога история родного города, его прежний исторический облик, активно выступают против застройки исторического центра Ростова новыми, высокими зданиями. Но эти здания уже активно перешли на Пушкинский бульвар, по Университетскому /рядом с кинотеатром «Ростова/, по Журавлева, Крепостному. Покровский сквер стал единственным местом в центре, где создан квартал высоток.

393Напоминанием о старом Ростове в этом месте, в самом центре бывшей Димитриевской крепости, стала скульптура «Водоколонка», поставленная в юго-западной части сквера. Автор ее скульптор С. Олешня. Девушка набирает воду в ведро из старой колонки... Недалеко от этою места действительно когда-то была колонка — вода из Богатого колодца подавалась наверх, на Большую Садовую.

И несколько слов о ближайших планах. На углу Крепостного и Большой Садовой, там где в 50—60-е годы находился летний кинотеатр «Спорт», образовался исторический уголок крепости. Стоят три пушки, стилизованный фрагмент крепостной стены, карта-план — фортеции... Здесь же планируется поставить скульптурную группу «основателям крепости». Авторы проекта — группа скульпторов и архитекторов под руководством С. Олешни.

В. Смирнов. «Кировский сквер»
.