rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Яндекс.Метрика

Память донских берегов

Память донских берегов

12Чем дальше от нас время, тем расплывчатее, отрывочнее ушедшие века. Время смело на своем неостановимом пути поселения древних людей. Их борьба за существование была борьбой за более крепкие, прочные и надежные жилища. От пещер, примитивных деревянных строений шел человек к камню, к городу. Но далеко не все города выдержали испытание историей, и прежде всего сам человек уничтожал строения своих собратьев. Широки были земные просторы для древних людей, но им уже тогда было мало места на планете. Не в этом ли разгадка кровавой мировой истории, которая была историей войн, объяснение природы человека, которая составляет суть человеческого общества?

История и философия города есть путь человека к новой цивилизации. Основу древних городов составляли оборонительные стены, позже появились крепости и замки. Не символ ли это драматического пути города в будущее? Но какая воля! Какая целеустремленность!

Сегодня нам сложно представить даже картину жизни древнего мира евразийского континента, населенного разными племенами и народами, масштаб их перемещений по огромному пространству. Мы можем наблюдать лишь верхушку айсберга: XX век, «золотой век археологии», дал бесценные свидетельства существования целой системы крепостей, располагавшихся на всем континенте, от Атлантики до современного Владивостока. Крепости были прототипами современных городов, им были присуши те же черты и функции, которые характеризуют любой современный город: они служили для постоянного проживания, имели регулярную планировку и все необходимое для защиты и ведения хозяйства, в разной мере отражали и культурные особенности, и верования населявших их племен.

13На территории современного города Ростова-на-Дону сохранились совершенно уникальные археологические памятники, самый ранний из которых принадлежит эпохе бронзы. Еще в XVII веке до нашей эры на правом берегу Дона была основана крепость, известная археологам и историкам под именем Ливенцовской. Ее построили древние индоевропейцы-арии, которые пришли на эти земли с юго-востока. Основными занятиями поселенцев были скотоводство и рыболовство, но и в военном отношении они были хорошо организованны: крепость была защищена с тыла высоким обрывом правого берега, с востока и запада двумя глубокими балками, с юга — мощными каменными стенами с узкими проходами. При раскопках во рвах и каменной кладке были найдены многочисленные кремневые наконечники стрел — более тысячи. Под сильным натиском других племен крепость, поэтично именуемая сегодня Донской Троей, пала, не выдержан штурма, и больше не возродилась. Победители основали свои поселения ближе к Мертвому Донцу, а на месте крепости был устроен могильник.

Века спустя в дельте реки, известной со времен Геродота как Танаис (Дон), возник античный город, которому суждено было стать крупным экономическим, политическим и культурным центром. Город имел одноименное реке название и был основан в начале III века до нашей эры выходцами из Боспорского царства в черте нынешнего хутора Недвиговка. Свидетельства античных авторов — Плиния Старшего и Страбона — говорит об относительной экономической и политической самостоятельности и значимости города. В I веке до нашей эры он был разрушен вождем Боспорского царства Полемоном за неповиновение, но вскоре восстановлен. Время расцвета Танаиса — II век — первая половина III века. Во второй раз город был разрушен до основания в 40-х годах IV столетия степными племенами, находившимися в союзе с готами, но вновь сумел подняться во второй половине IV века и продержался до V века, когда, наконец, был сметен с лица земли. Яркая страница истории, иллюстрирующая ее неумолимый драматическим ход...

Во времена наибольшего расцвета Танаиса, в первых веках нашей эры, на месте впадения Темерника в Дон существовала Темерницкая фактория. По гипотезе писателя и историка В.С. Сидорова, Темерницкое городище возникло между Темерником и Доном на месте фактории и было заселено жителями Танаиса, перебравшимися сюда после разгрома их города.

Здесь сходились торговые пути с Востока, Запада и Юга. А раз торговля — значит, деньги, а раз деньги — значит, оружие, а где оружие — там кровь, разрушение и смерть. «Не оставить камня на камне» — это не только емкий библейский образ, но и руководство к действию для тех, кто уничтожал чужую жизнь на корню. Меч и огонь опустошили город, остальное довершило время, и только земля донских берегов хранит следы тех деяний.

При раскопках Танаиса находили в основном медные монеты, а вот Темерницкое городище может гордиться золотыми монетами боспорских царей и римских императоров. Но еще задолго до Темерницкой фактории на этой земле было древнее поселение. Археологи обнаружили глиняные черепки от посуды, которая была изготовлена около четырех тысяч лет назад!

14К сожалению, при застройке города в конце XIX и начале XX веков многое ушло в землю при механической переброске земли, был закопан некрополь, находившийся на другом берегу Темерника, там, где сейчас стоит электровозоремонтный завод. И лишь редкие полуслучайные находки — монеты, украшения — попадались при рытье колодцев, погребов, при посадке деревьев.

Так что Темерницкая таможня, основанная но указу императрицы Елизаветы Петровны в 1749 году, от которой ведет свой отсчет наш город, уже тогда расположилась на культурном слое глубиной до четырех метров.

Недалеко от моста через Мертвый Донец находилось еще одно городище — Нижнегниловское. Одно из самых древних на берегах нижнего Дона, городище это возникло раньше Танаиса — в V— IV вв. до нашей эры и, скорее всего, знаменовало своим появлением этап освоения греками устья реки.

Археологи начали изучать поселения в Приазовье почти 200 лет назад. Если внимательно посмотреть на археологическую карту дельты Дона, на ней отмечена целая система городищ, крепостей, перевалочных пунктов (если так можно назвать фортификационные сооружения в степных районах). В них находились торговые фактории и посты, защищающие поселенцев от набегов кочевников. Река не только кормила людей, была удобным путем для передвижения и транспортировки различных грузов и товаров, но и защищала от врагов.

По мнению одного на первых отечественных археологов И.А. Стемпковского, изучавшего древние памятники Приазовья, городища в устье Дона, в том числе и Нижнегниловское, выполняли разные функции — торговые, охранные — и, главное, служили для связи с Танаисом. Уже в наше время при раскопках Нижнегниловского городища было найдено немало предметов бытовой утвари, сосудов, орудий труда... Эти находки пополнили коллекцию Ростовского музея краеведения.

15В восточной части города, на берегах Дона в районе Кизитериновской балки, на сегодняшней территории завода «Красный Аксай», располагалось древнее Кизитеринское городище. Судьба его. как и многих других поселений, хранит немало загадок Городище существовало в первом веке до нашей эры. Дельта Дона была окраиной Боспорского царства, а в древнейшей истории многие вооруженные столкновения, набеги, войны чаще происходили вдалеке от метрополий. Положение Кизитеринского городища, как и поселения в устье Темерника, было чрезвычайно удобным: высокий берег большой реки, глубокая балка с востока были естественными защитными рубежами. В центре городища, как предполагают археологи, стояла цитадель. Среди случайных находок оказалась целая амфора IV в. н. э. Она подтверждает, что жители городища торговали с греками, а также то, что Кизитеринское городище держалось до конца пятого века, возможно, даже до начала шестого. Ученые и здесь нашли черепки лепного глиняного горшка, возраст которого определяется в три-четыре тысячелетия. Культурный слой и здесь достигает четырех метров.

К сожалению, городище у Кизитериновской балки было обнаружено довольно поздно. Известный ростовский краевед М. Краснянский обратил внимание на это место в 1923 году, а через год нанес район городища на археологическую карту. С конца XVIII и в течение всего XIX века эта местность была окраиной Нахичевани. города, основанного рядом с крепостью святого Димитрия Ростовского армянами, переселенными на Дон из Крыма. Когда-то здесь был сад, в середине прошлого века построен завод сельхозмашин, позже рядом была выстроена большая больница. Вся территория городища оказалась под городскими застройками, и ученым приходилось довольствоваться лишь случайными находками. Teм не менее в 1953 гиду археологам РГУ под руководством профессора Г.А. Иноземцева удалось провести существенные раскопки — на территории завода остался все-таки небольшой кусочек земли, доступный для изучения...

Какие тайны хранит донская земля? Ее древняя намять, может быть, еще откроет новые страницы истории нашего края.

От второго тысячелетия до нашей эры до пятого-шестого веков нашей — таков временной диапазон древних поселений на великой реке. Он говорит о постоянной устремленности разных народов в эти благодатные края, о жестокой борьбе, шедшей на протяжении столетий за обладание его богатствами. Не будем забывать эти великие уроки истории, которые помогают нам лучше понять подоплеку многих современных событий, отношений между разными народами и государствами. И земля, на которой возник Ростов, ярко демонстрирует эти глубинные основополагающие процессы социального бытия.

Древние городища просуществовали намного дольше, чем насчитывает история Ростова, но психологическая особенность памяти состоит в том, что чем дальше от нас время, тем плотнее оно сжимается в нашем восприятии. В истории мы как короткими отрезками времени оперируем столетиями, а то и тысячелетиями.

А ведь все эти века в донских городищах текла своя, незнакомая нам жизнь, о которой мы можем только строить предположения: люди занимались домашним хозяйством, земледелием, разводили скот, торговали с соседними народами... Но главное они любили, радовались удачам, терпели невзгоды, преодолевали трудности, то есть жили полнокровной жизнью, которую смела неумолимая волна времени.

Итак, наш батюшка-Ростов. широко раскинувшийся на правом берегу Дона, стоит «на костях» трех китов — основных древних городищ — Темерницкого, Нижне-Гниловского и Кизитеринского. Нашему городу словно предначертано было лечь на берегу Дона и использовать все преимущества своего географического положения.

И с годами его буржуазного развития, демонстрирующего стремительный ход технотронной цивилизации, он воплотил мечту наших далеких предков о благополучной жизни на такой благодатной земле. Но прежде чем сюда пришли энергичные люди нового времени, столько ветров развеялось по необозримым стенным просторам...

География — великий фактор истории. Борьба за лучшее «место под солнцем» — и двигатель человечества, и его драма. Само пространство предопределяет жизнедеятельность людей. Многие устремления, в первую очередь передвижение и взаимодействие народов, использование ресурсов и способы обработки земли, обусловлены соотношением размеров заселенной территории и реализации потребностей человека в определенном пространстве. В XX веке гигантские скорости технического прогресса проявили эту проблему реально, конкретно. Современный человек ощущает пространство и всевозможные барьеры в нем как свое непосредственное бытие, как ограничение его устремлений. Древний человек ощущал пространство как зов к новому движению. Человечество, заселяя землю, сжимает пространство, тем самым ускоряя время.

Вода, пища, тепло — три непреложных условия зарождения древних цивилизаций. История городов, пожалуй, самая емкая и характерная летопись человечества. Исчезнувшие племена, народы — не только не проявившиеся до конца возможности, но и почва для возникновения и расцвета новых.

История Ростова-на-Дону насчитывает чуть более, двух с половиной веков. Но глубинные корни этой земли, ее энергия уходят в далекое прошлое. Дельта крупной реки, торговые пути, плодородные земли подарили нашему городу благоприятнейшее расположение. Отсюда идут дороги в центр России, в Северное Причерноморье, на Кавказ, на среднюю и нижнюю Волгу. Здесь сходятся Запад и Восток, Европа и Азия, взаимодействуют разные этносы, культуры и религии. Когда-то. во времена расцвета древнегреческой и римской цивилизаций эти северные для них земли были окраиной, овеянной легендами и вымыслами.

В древние времена пустые пространства разрывали культурные связи. Между погибшими поселениями и нишами, возникавшими на их месте, была связь почвы. Место, на котором стоит Ростов, не могло не притягивать к себе наших далеких предков. На землях вокруг Дона одни кочевые народы сменялись другими, вместо скифов пришли сарматы, в I столетии в южных степях появились аланы... Следы многих кочевых племен затерялись в безбрежных степях.

В IV веке гунны, пришедшие из Азии, стерли с лица земли некоторые города на юге Причерноморья. Мощь кочевников была так велика, что перед ними не устояли и сильные оседлые народы Европы. У маленьких поселений тем более не было возможности сопротивляться энергии огромного пространства, которую несли с собой кочевники, — на русских землях каждая цивилизованная оседлая точка привлекала завоевателей с удвоенной силой.

В IX—X веках в устье Дона и на берегах Азовского моря впервые появляются славяно-русские поселения. Отсюда идет легенда о Лукоморье — так они называли побережье Азовского моря. Святослав. Владимир и другие русские князья ходили в боевые походы против соседних кочевых племен — косогов. ясов, печенегов, совершавших набеги на русские княжества. И если для кочевников набег — естественная стихия, способ завоевания добычи, то для русских поход в степь был особой формой военных действии. Два разных способа освоения территории отстаивали свои интересы. В XII веке в Придонье появились половцы, с которыми Древняя Русь вела упорную, тяжелую борьбу.

Если посмотреть на историю с тонки зрения проявления ее энергетики, можно предположить, что набеги и войны подчинялись каким-то особым энергетическим ритмам, которые концентрировали экономические, политические и социально-психологические факторы жизни тех или иных народов. Кочевые племена накапливали силу для разбойных походов в соседние земли. По этому же принципу жили и оседлые народы как древних, так и более поздних цивилизаций. Человек с самых древних времен постоянно нарушал «границы» соседей. Осознание возможности желанной добычи — не это ли один из путей развития сознания и становления человека, объясняющий и его природу, и сегодняшнее социальное поведение?

Накапливаемая энергия требовала выхода. Она направляла племена и народы друг на друга. Зов добычи — вечный зов — требовал военной подготовки для организации похода. В результате успешных нападений одни племена усиливались, другие, потерпевшие поражение, слабели.

Крупнейшие волны движения завоевателей из Азин в Европу — гуннов и татаро-монголов — демонстрировали накопление и выброс колоссальной энергии и вызывали великое переселение народов, на века меняющее отношения между оседлыми народами и кочевниками. Но с ростом населения, с увеличением числа городов, поселений сила кочевников слабела, им уже не хватало прежнего пространства для подпитки, для «разбега».

Земли Придонья были своего рода «чашей» для великого «брожения» народов. Здесь оседлые народы копили свою силу в борьбе с кочевниками, а те, в свою очередь, растрачивали ее. Оседлые народы победили в этой длительной схватке, потому что им было что оборонять, на что «опираться» - они защищали свою территорию. Кочевые народы не дорожили пространством - им нужна была только добыча.

Бывало, надолго в устье Лона устанавливалась тишина. Спокойные воды реки, степное разнотравье да дикие ветры гуляли по необозримым равнинным просторам. Пространство ждало нового времени, новой энергии, которая накапливалась пока далеко от этих заманчивых берегов.

В XIII веке татаро-монгольское нашествие оставило страшные следы в жизни многих оседлых народов Приазовья. После завоевательных походов Батыя более четырех столетий эти земли не могли успокоиться — таков был резонанс разрушительной силы. С появлением татар на юге России и турок в Азовском море донские берега обезлюдели и одичали.

В 1388 году- в Царьград по Дону ехал митрополит Пимен. Вот каковы были впечатления его спутников, ведших записи по дороге: «Бысть-же сие путное шествие печально и унытливо, и бяше 6о пустыня зело всюду, не бе бо вылети тамо ничтожени града, ни села: аще бо бываше древле града красны и нарочиты зело видением, место точию пустежь все и ненаселено; нигде бо видети человека? Точию пустыни величия и звереми множество; кози, лоси, волцы, лисицы, выдры, медведи, бобры; птицы — орлы, гуси, лебеди, жаровли и прочая и бяше вся пустыни великая».

На широких просторах к югу от русских княжеств лежало Дикое Поле (так назывался наш край в русских летописях). Позже его стали называть Донским, а потом просто Полем. Границы русских земель в XV—XVI веках проходили всего в 200-300 верстах южнее Москвы.

Волнами шли набеги соседних народов на Русь волжских и крымских татар, кавказских племен, турок... Они держали в постоянном напряжении южные русские города. Был только одни путь зашиты — завоевание этой территории, а это значит построение новых городов и населенных пунктов. Для этого требовалось объединение всех сил. Русские княжества, объединившись к 1520 году, получили большое преимущество перед кочевниками. Именно оборона, забота о защите своих земель толкали русских князей и царей к ответным походам. Наступал последний этап борьбы с кочевыми разбойниками, «пиратами» степи. И в этой борьбе огромная роль принадлежит казачеству.

 16Первые упоминания о городовых казаках относятся к 1444 году, когда рязанцы бились с татарами на реке Листоне. Мещерские казаки ходили под Азов в 1493 году. Слово «казак» — тюркского происхождения, дословно «вольный человек», обозначало сперва удальца, бездомного бродягу, а потом воина, члена поселения на окраине Руси. Идеалами казачества были личная свобода, общинное землепользование, выборное управление и взаимная зашита от внешних врагов

Казаки защищали окраины Руси от набегов соседних народов. Но и сами ходили в боевые походы, разбойничали, грабили суда на Волге, Азовском и Черном морях. В XVI веке уже все соседи хорошо знали казаков, силу их оружия. Причем воевали казачьи отряды и с врагами Руси, и с ее властями. Показательны в этом отношении уже первые годы официального признания казачества. Иван Грозный, нуждаясь в поддержке казаков в войне с Ливонией, отправил на Дон с послом И.П. Новосильцевым грамоту о призыве казаков на государеву службу. А буквально через несколько лет царь вынужден был послать против казаков своих воевод с большим числом ратников, которые ловили и казнили донских поселенцев. В то время центром их был городок Верхние Раздоры, на острове, лежащем между Доном и Донцом.

Вся история казачества история войн, и писалась она не пером, а оружием. Донские казаки вместе с запорожцами ходили в 1590 году под Синоп, в 1630-м — даже под Царьград, опустошали Перекоп и южное побережье Крыма. Казачьи отряды во главе с Ермаком завоевали Сибирь. Значительную роль в укреплении российского государства сыграли казаки в смутное время. Благодаря их поддержке взошла на престол династия Романовых. Они штурмовали вместе с Петром Первым Азов, участвовали в Семилетней войне, русско-турецких войнах, громили Наполеона. В то же время казаки приминали активное участие и крупных восстаниях Разина, Булавина, Пугачева...

Русские историки высказывали разные точки зрения на происхождение казачества. Одни (И.Е. Забелин) предполагали, что казаки —исконные жители Подонья, остатки древних славянских племен. Другие (Е.П. Савельев, И.Ф. Быкадоров) это утверждали. А донской ученый, казак по происхождению А. Попов считал предками казаков непосредственно скифов и амазонок. В.Н. Татищев и А.И. Ригельман говорили: казаки — потомки выходцев с Кавказа, с Днепра. Большинство же исследователей, в числе которых — Н.М. Карамзин. Д.И. Иловайский, С.М. Соловьев. В.О. Ключевский, считали, что казаки происходили от переселенцев Великороссии.

Донское казачество складывалось не сразу — из пограничных стражников окраинных русских земель, разбойников, грабивших торговые караваны, совершавших дерзкие налеты на соседей, из беглецов-крестьян, скрывающихся от притеснений помещиков на юге. Сюда стекались и свободолюбивые, мужественные люди, искавшие удачи на вольном донском просторе. Благодатнейшие, цветущие земли Дикого Поля были богаты зверем, птицей, реки изобиловали рыбой. С появлением первых поселений на Дон потянулись предприимчивые, энергичные промышленники, торговцы. Здесь создавались промысловые артели, строились и укреплялись казачьи городки и станицы. Уходя отсюда, казачьи отряды обосновывались за Волгой, на Южном Урале, на Кубани и Северном Кавказе.

За четыре столетия Дон стал казачьим краем co своими обычаями, культурными традициями, бытовым укладом, организацией общинной и военной жизни. Вольная донская природа и условия существования, все время заставлявшие быть начеку и держать коня и оружие наготове, воспитали в казаках гордый и вольный дух, удальство, высокую воинскую сноровку. Это были русские степные витязи, вписавшие много славных страниц в историю великой России. Сланный Тихий Дон. колыбель казачества, хранит помяло легенд и преданий о жизни и подвигах наших предков.

В средние века Русь постоянно сдерживала агрессоров с Запада, прикрыв собой южные степные просторы. Ценой огромных усилий она препятствовала волне нашествий с Востока. Позже, пробиваясь к теплому Черному морю, отбросила Турцию. всегда претендовавшую на эти земли, но из-за водных пространств Черного моря не сумевшую встать на них твердо. Только могучий, великий народ мог совершить этот воинский подвиг: заселить и освоить гигантские пространства.

Вот на такой земле волею исторических судеб суждено было возникнуть нашему городу, унаследовавшему многие традиции наших предков и во многом воплотившему их чаянии.

В. Смирнов. «Димитровская крепость»
.