rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Ловись, рыбка, большая и маленькая

Ловись, рыбка, большая и маленькая

17Рассказывая о традициях 60-х годов, которые жильцы нашего дома на улице Серафимовича, 40, считали незыблемыми, я с удовольствием вспоминал, как дружили взрослые и дети. В самом лучшем смысле этого слова!

К примеру, в те годы была чрезвычайно популярной рыбалка. Зачем далеко ходить или ездить, если набережная рядом? В выходной день команда самых азартных рыболовов — мальчишки от 8 до 15 лет, двое или трое мужчин, — встав часиков в пять утра, с удочками и наживкой, с термосами и бутербродами, чтобы подкрепиться, отправлялась за уловом. Если ватага набиралась небольшая, то ребят с удовольствием вёл я сам. Послушание и дисциплина были как в армии. Ни шагу без разрешения командира. Так что можно было особо не волноваться, тем более что старшие всегда присматривали за младшими.

Я расставлял рыбаков, и мы принимались за дело. Было всё: слёзы, когда рыба срывалась с крючка, радостные возгласы, если кому-то везло. Шиканье на соседей: не дыши громко, не кашляй, не чихай — всю рыбу распугаешь.

Однажды на Пасху (помню, была она очень тёплой) к нам подошла на набережной старушка. «Что ж вы делаете! — запричитала она. — На Пасху работать нельзя. И рыбу ловить нельзя. Боженька не велит». Детвора взмолилась: «Бабулечка! Ну упроси Боженьку, чтобы послал нам улов! Нам без него никак нельзя!» Бабка посмотрела на моих рыбачков, махнула рукой и говорит: «Ладно, помолюсь за вас. Бог трудолюбивых не обижает». Сколько радости вызвали эти слова — не описать!

Но главное — улов наш был общим, неделимым. Рыбку сажали на кукан (иногда их было несколько, если везло). А потом, после окончания рыбалки, неспешно поднимаясь с набережной, детвора солидно обсуждала свои достижения: подсчитывала, кто и сколько поймал, чья наживка была более удачной и где в следующий раз лучше копать червей. Вообще-то потихоньку от дворника, не зная, как он к этому отнесётся, мальчишки копали червей прямо во дворе... Волшебные, право, те черви были, всё на них ловилось.

18Потом был пир. Чья-нибудь мама назначалась ответственной по жарке рыбы, и на нескольких сковородах, на пахучем подсолнечном масле жарила нашу добычу. Если улов был солидный, то детвора выносила тарелки с рыбой и хлебом во двор, устраивалась за столом, где вечером собирались любители домино, и гордо уплетала рыбку. Ох, какая же вкуснющая она была! Сладенькая, нежная, тающая во рту, но главное — СВОЯ, а не купленная на базаре.

Рыбакам завидовал весь двор. Иногда в следующие выходные к нам присоединялись даже девочки, за которыми увязывались мамы и некоторые отважные бабушки. Вот кто мог дать фору начинающим рыбакам!

Сейчас даже не скажу точно, сколько поколений выросло на этой рыбалке. Но традиция была крепкая. А как накануне выходных мальчишки уговаривали взрослых пойти с ними! Какие чудеса прекрасного поведения и отличных оценок сулили! Родители ухохатывались: «Сделать ничего не можем, а тут из троечника отличники получаются! Ловись, рыбка, большая и маленькая, да почаще!»

Ещё одной традицией, связанной с Доном, которую обожал наш дом, было катание на лодке. Поход в выходные на пляж — это было на раз-два. Полдома загорали на песочке. В лодку, конечно, набивалась детвора, ну и парочка мам или бабушек. Ох и тяжело было иной раз катать такую группу! Мамы то и дело охают: «Ой, а мы не утонем?» Детвора в ответ смеётся: «Утонете — дядя Павлик выловит!» Спрашивается: если катаний боялись, чего в лодку лезли? Но не покататься было нельзя. Как же, придут во двор, соседи начнут расспрашивать, что да как — стыдно признаться, что, живя на Дону, кто-то воды боится. А бесстрашная детвора по нескольку рейсов совершала, так ей кататься нравилось.

19Чтобы получить лодку на прокат, сменяя друг друга, стояли в очереди на лодочной станции. Зато потом каждую минуту вспоминали с удовольствием. И как веслом черпнули в лодку много воды под общий радостный визг, и как вычерпывали воду, если лодочка попадалась немножечко дырявой. На дне на этот случай всегда лежала бессменная консервная банка.

Понятное дело, если я был на вёслах, то далеко не отплывал — вода, дети, мало ли что. Но счастье от прогулки у малышни было безмерным. Покатал одну группу, а на берегу уже другая по часам время сверяет, мается. «Эй, вы! Загулялись! Мы тоже хотим!» — кричат нам с берега. Ну куда от них денешься? Плечи ныли ужасно. А детворе разве откажешь?

Давным-давно выросли эти мальчики и девочки. Они и сами уже бабушки и дедушки. И мне вот интересно: вспоминает ли кто-нибудь эти прогулки по Дону, катает ли также своих собственных внуков на лодке? Очень хочется верить, что да!

На снимках: рыбаки XXI века забрасывают в Дон уже усовершенствованные удочки — но всё с тем же азартом; покататься на лодке с дядей Павликом хотела вся детвора дома № 40; на рыбалку на Дону в 60-е годы прошлого века отправлялись и взрослые, и дети

Павел Ладыченко
«Ростов официальный», № 24 (1019) от 11.06.2014
.